Путешествие в мир туристического импортозамещения

На днях в Москве проходила международная туристическая выставка MITT. Более 27 лет она считалась самой представительной в России, собирая более 200 участников. В этом году своими идеями с россиянами решили поделиться лишь Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Турция.

Путешествие в мир туристического импортозамещения

Недавно в Москве в Крокус Экспо проходила международная туристическая выставка MITT (Moscow International Travel Trade). Традиционно она знаменует собой старт туристического сезона. 

Более 27 лет выставка считалась крупнейшей и самой представительной в России. Ежегодно она собирала участников из более чем 200 стран и территорий, которые представляли свои туристические возможности, продукты и услуги. На нынешний год стенды забронировали представители 41 страны, среди которых были, в частности, Алжир, Болгария, Венгрия, Греция, Израиль, Индия, Иордания, Испания, Италия, Кипр, Северный Кипр, Куба, Южная Корея, Малайзия, Польша, Португалия, Таиланд, Танзания, Турция, Тунис, Шри-Ланка, Филиппины и другие. 

Но то было до 23 февраля… 

Я искренне сочувствовал организаторам выставки, потому что до последнего дня они не были уверены в том, что это мероприятие вообще состоится. Каждый из остававшихся 20 дней до открытия вносил коррективы в списки участников и планы дискуссий. В день же открытия со своими туристическими идеями с россиянами решили поделиться лишь Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Турция. 

Правда, были ещё небольшие стенды туристических агентств, призывавших посетить Кению, Индонезию, Танзанию, Уганду. А «RuTravel Business» предлагало за $1500 отдохнуть 12 дней по системе «всё включено» в Венесуэле в одной из 4 гостиниц острова Маргарита. В стоимость пакета входит и перелёт по маршруту Москва-Каракас-Москва на самолётах Airbus A340-200 и Airbus A340-300 венесуэльской авиакомпании Conviasa. Таких самолётов у неё 2. 

На стойке компании мне почему-то отказались прокомментировать запрет венесуэльцам летать в страны Европейского союза из-за проблем безопасности, который существует еще с 3 апреля 2012 года. Следует также отметить, что два года назад могущественное Управление иностранных активов Министерства финансов США добавило авиакомпанию вместе со всем её авиапарком из 40 самолетов в список SDN. Это специальный чёрный список, в котором перечислены люди, организации и корабли, с которыми гражданам США запрещено заниматься бизнесом или пользоваться их услугами. На практике это означает, что Conviasa фактически не сможет найти источник покупки запасных частей для своих самолетов, поскольку основные производители авиатехники – Бразилия, Франция, Великобритания – соблюдают политику SDN.

Если в информационных материалах, которые я начал получать ещё в октябре прошлого года, предлагалось принять участие в обсуждении новых стран и туристических направлений, то в начале марта фокус сместился на вопросы всеобщего выживания. Эта проблема в завуалированной форме звучала так: «Как изменится туррынок под влиянием глобальных трендов». Большой интерес участников вызвала аналитическая сессия «Российский турист под санкциями. К чему готовиться отрасли?» Участникам дискуссионной панели было задано множество конкретных вопросов, из которых основной – где, как и за сколько российская семья может просто отдохнуть. Но ни одного толкового ответа у них не нашлось. Титулованный модератор сессии Денис Терехов, ведущий, и автор программ на телеканале "МИР", "МИР 24", а также член Русского географического общества и депутат ЗакСобрания Красноярского края, пытался много шутить и «жонглировать» вопросами так, чтобы в ответах прозвучали хоть какие-то оптимистические нотки. Но не получилось. Закрывая дискуссию, он весело пожелал всем собравшимся набраться терпения. 

«А что он может ещё сказать? – вздохнула сидевшая со мной рядом женщина. –  Ведь сегодня горизонт планирования – два дня…» Я хотел было с ней побеседовать, но она, прикрыв бэдж рукой, чтобы я не смог рассмотреть её имя и название фирмы, пояснила: «Мне теперь не нужна реклама, тем более антиреклама. Мне нужно сейчас понять свои «косты» (затраты – прим. ИМ). Закрываться или ещё подождать. В этом вы мне не помощник». И я пошёл осматривать экспозицию. 

Её лейтмотивом, конечно же, было импортозамещение. Более 60 российских регионов представляли индивидуальные и коллективные стенды с экскурсионными программами, музеями, предложениями по приёму и размещению, гастрономическими идеями и призывами заняться экотуризмом. 

Дагестан

Самой первой, большой, весёлой и шумной стала демонстрационная площадка Дагестана, которая разместилась на площади в 100 м² при входе в павильон номер 3. Здесь пели, танцевали, угощали. И неудивительно – в этом году впервые Министерство туризма Дагестана участвовало на выставке в качестве стратегического партнера. Очень активен был министр по туризму Эмин Мерданов. После своего официального выступления он провёл встречу с представителями Республики Беларусь, на которой предложил ряд мероприятий по продвижению региона в Беларуси, в частности открытие прямых рейсов из Минска в Махачкалу. Правда, не уточнялось, на каких самолётах и как будут осуществляться эти грандиозные планы. Широко улыбающийся молодой человек вручил мне рекламный проспект туристической компании «Даг Тур» со слоганом «Отдых как стиль жизни» и предложил что-то продегустировать. Не разобрав, что именно, я на всякий случай отказался. Сослался на то, что за рулём. 

Это турагентство продвигает VIP-отдых. Что такое «Отдых VIP-класса», согласно это брошюре? «Это когда всё удобно, комфортно, и главное конфиденциально». Не менее интригующим был пассаж о том, что при желании посетить Махачкалу или Дербент «для VIP-туриста может быть организована встреча с местными знаменитостями». 

Я поинтересовался у другого представителя турфирмы, почему она не предлагает отдых на Каспийском море, ведь в республике функционируют 22 зарегистрированных пляжа длиной в 10 км, которые единовременно могут принять почти 170 тысяч человек. Он косо посмотрел на меня и тоже прикрыв бэдж рукой ответил: «Море грязный, плохо пахнет. Пляж грязный…». Я не стал ничего уточнять, а просто отправился к стенду любимого места отдыха Верховного воеводы всея Руси – к «Земле живых традиций». Если кто не знает – это Тыва. У стенда замерли две девушки в белом национальном одеянии. 

Тыва

- Чем завлекаете? – спрашиваю Семёна Еренчина, главу туристической компании Tuvan Trip.

- Экологическим туризмом. 

- А это что?

- В основном у нас рыбалка. Но можем организовать и охоту. А ещё свозим к нему на чабанскую стоянку Танды-Уула, – и Семён кивнул в сторону стоящего рядом стеснительного щербатого мужчину. 

- Да, у нас очень красиво, – говорит чабан, улыбаясь. – На конях покататься у подножья горы, посмотреть, как приручают необъезженных лошадей, покидать лассо, поучиться готовить национальные блюда, забить барана. А ещё сходить в баньку на речке Элегест. Переночевать в юрте. У нас 2 юрты по 5 человек.

- А к шаманам свозить можете? – спросил я Семёна. Он на какое-то время задумался. Но ответ последовал. Положительный.

- Ну а теперь расскажите мне, пожалуйста, как к вам добираться, сколько это стоит и что я получу за это. 

- В Кызыл из Москвы есть 3 рейса в неделю. Мы приобретаем вам билеты за 24 тысячи. Наш обычный тур – 5 дней. На одного человека 80 тысяч рублей, на 4-х – по 50 тысяч с человека. В аэропорту мы встречаем на машине, на УАЗике, и везём куда хотите, на озеро. Это в 70 км от города. Размещение на турбазе. Если нет мест или вы сами хотите, то мы вас поместим в палатку. Вам с собой ничего не надо брать. У нас всё есть, удочки, спиннинги, снасти. Кроме спального мешка. Ведь эта вещь интимного обихода. 

- А средства от комаров и прочей твари даёте? Вопрос оказался неожиданным и безответным.

- И что я смогу поймать у вас в этом озере?»

- Щуку, леща, хариуса».

- А зачем мне лететь в Кызыл на рыбалку, если щуку и леща я могу поймать здесь?

- У нас нет ограничений на пойманную рыбу, – включилась в разговор бойкая девушка в очках. – А потом у нас красиво! Вам же хочется новых открытий? Я вам сейчас все материалы по Тыве подберу, вам понравится и захочется приехать! У нас летний сезон с 15 мая по 1 октября.

- А если вас интересует охота, то у меня друг занимается и рыбалкой, и охотой. Но охота будет подороже, – взял слово чабан, – даже очень. 

- На что обычно охотятся?

- На косулю, марала, медведя, дикого кабана, горного козла, архара… 

- Так ведь он в Красной книге?!

Мужчина ещё более смутился

- Ну да, конечно. Я сказал это просто так, потому что люди всегда интересуются им…  

Получив пакет с рекламной продукцией, включая справочник «Событийного туризма» до 2025 года, я продолжил своё путешествие по импортозамещению. И сразу наткнулся на Магаданскую область. Вспомнилась арестантская частушка:  

Магадан

«Колыма, Колыма, Чудная планета: Двенадцать месяцев зима, Остальное – лето!» 

Я какое-то время провёл на Колыме, и мне стало любопытно, чем же она может быть привлекательной для людей. 

- Колыма манит экстремалов. Экстрим здесь круглый год и поджидает вас везде, – с улыбкой поясняет Андрей Осипов, сотрудник информационного центра Магаданской области, симпатичный молодой человек в свитшотке с надписью «Я Магаданец». 

Это уж точно. На память приходит эпизод, как мы с бывшим губернатором области Валентином Цветковым, который чуть позже был убит в Москве на Новом Арбате выстрелом в голову, вынуждены были прервать поездку на третье в мире по величине месторождение серебра «Лунное» и возвращаться в Магадан на одном из двух имевшихся в распоряжении области вертолётов «МИ-8». Причины – надвигавшийся мощный снежный буран на перевале Капрановский, высота которого достигает 1310 метров. Через него проходит единственная трасса на посёлок городского типа Омсукчан. Здесь практически круглый год лежит снег и даже летом бывают метели. Предельная дальность полёта вертолёта исключала возможность облёта перевала. Кстати, на следующий день этот же вертолёт при очередном рейсе поднялся на высоту 50 метров и …. совершил «жёсткую посадку» на том же аэродроме и пошёл на запчасти к ещё оставшемуся в строю собрату.

- Значительную часть приезжающих в Магаданскую область, – продолжал Андрей, – интересует история колымской земли, ими движет стремление своими глазами увидеть бывшие лагеря Гулага, «дорогу на костях», она же Трасса Р504, она же «колымский тракт» протяжённостью в 2032 км. Дорога соединяет Якутию и Магаданскую область. Прокладка пути велась в крайне сложных условиях сурового северного климата и при отсутствии какой бы то ни было инфраструктуры. Много информации об этом периоде содержится в Магаданском краеведческом музее, где действует экспозиция «Колыма. СевВостЛаг 1932-1956. 

Однажды я 11 часов летел, а затем жил в одной гостинице с замечательным человеком, Народным артистом СССР Георгием Жжёновым, который провёл 8 лет в лагерях на Колыме по ложному обвинению в шпионаже. Вместе с ним была съёмочная группа, которая готовила документальный фильм о его колымской жизни. Я прислушивался к разговору Георгия Степановича с режиссёром, ждал вопроса, ответ на который мне больше всего хотелось получить. Но вопроса не было. Я не выдержал и, повернувшись назад, вмешался в их размеренную беседу. «Извините, что перебиваю, но как вы защищались от мошкары и комаров?» – спросил я. Жжёнов громко рассмеялся и спросил: «Что? Достали подлецы?!» Он пояснил, что так называемые «старики» готовили отвар из коры каких-то деревьев, которым мазались зэки. Секрет снадобья передавался только доверенным лицам.     

Благодаря «Аэрофлоту», установившему 8 лет назад фиксированную цену авиабилетов в 23 800 рублей, ежегодно в Магаданскую область приезжает около 5 тысяч туристов. В городе гостиницы в 3 звезды. Стоимость номера около 5 тысяч рублей в сутки. На завтрак, обед и ужин понадобятся ещё 3 тысячи. Тем не менее, растет популярность экотуризма, главным образом рыбалки. Люди приезжают половить горбушу, кету, кижуча, чавычу, камбалу, корюшку. Но главный аттракцион – поймать палтуса, вес которого может достигать 100 кг при длине до двух метров. Ловят также моллюска трубач и морского ежа. 

- А как обстоят дела с ловлей краба? Я видел экземпляры с размахом клешней до полутора метров, – полюбопытствовал я. – В моё время вылов краба был под контролем погранцов. Договоришься с определённым начальством пограничников, и ловишь в своё удовольствие. Даже катер давали.  

Андрей задумался. 

- Краб – режимный объект, и особых подвижек с тех пор не произошло, – ответил он. – А ещё люди приезжают сюда поохотиться на бурого медведя, снежного барана, восточносибирского лося, северного оленя. 

Я был искренне удивлён, потому что, когда я интересовался у жителей посёлка Дукат, ездят ли они на охоту, ответ был отрицательный. Потому что зверей, кроме зайцев и лисиц, в округе не было. 

- Спасибо «Аэрофлоту», давшему возможность магаданцам перебраться на «материк». Если в начале этого века в области насчитывалось 250 тысяч жителей, то сейчас население сократилось до 137 тысяч и продолжает уменьшаться. А чем меньше людей, тем больше зверей, – пояснил Андрей и засмеялся. Я поблагодарил его за познавательную экскурсию, отметив, что рекламный раздаточный материал ТИЦ Магадана сделан со вкусом, современный, броский и доходчивый, пожалуй, лучший на выставке.

Турция

Из отечественного зала №3 я перешёл в импортный под номером 4. Самый большой стенд, как показалось, был арендован Министерством культуры и туризма Турции. Его руководство что-то радостно выпивало и закусывало, а затем в одночасье исчезло, оставив на хозяйстве сотрудников, которые на вопросы отвечали односложно. Суть их ответов: «Турки сказали, что волноваться не следует, всё будет в порядке». 

Рядом на небольшом постаменте стояла высокая девушка Евгения в пилотке и форме авиакомпании «Турецкие авиалинии». Всем своим видом она показывала, что её жизнь удалась, она работает в правильной компании, которая выполняет все свои обязательстве перед сотрудниками и пассажирами. Любые вопросы она воспринимала как попытку заигрывать с ней, но отвечала быстро и бойко, типа «Наша авиакомпания может доставить вас в любой город мира, но только через Стамбул», или «в нашей компании более 300 бортов», или «любые заявки на перевозку пассажиров будут обработаны вовремя». 

Глядя на меня сверху вниз, что для меня непривычно, она пояснила, что «Турецкие авиалинии» не занимаются и не собираются заниматься чартерными перевозками, а стоимость билета до Стамбула экономическим классом зависит от многих факторов и может меняться каждый день. Разброс цен – от 25 тысяч до 200 тысяч рублей. «Многое зависит от курса рубля», – уточнила она.  

Египет

Соседний стенд был арендован управлением по развитию туризма Египта. Он был оборудован столиками для переговоров с российскими и египетскими флажками, но ни один из них не был задействован для деловых контактов. 

Ближайший ко мне столик был забронирован международной группой Steigenberger Hotels & Resorts. Прочитав это название, я в полной мере осознал, как мне повезло! Дело в том, что в полночь 23 февраля я прилетел из Хургады, где провел прекрасные 10 дней под весенним солнцем при температуре воздуха +24. Я люблю зиму, снег, мороз, но в этом году почувствовал, что мне очень не хватает солнца и энергии. Девушка Наташа из Самолёт.Ру подобрала несколько вариантов отдыха, обратив внимание на гостиницу Steigenberger Aqua Magic. Речь идёт о бюджетном варианте в пятизвёздочном отеле, который входит в систему «Германское гостеприимство», с «магическим Всё Включено 24 часа». Это – франчайзер немецкого семейного бизнеса. 

До этого я дважды отдыхал в Египте, оба раза был разочарован, и зарёкся больше не ездить на египетские курорты. Но обстоятельства заставили отступить от принципов… Поэтому с настороженностью отправился в Хургаду. Огромный горбатый Боинг 747 авиакомпании «Россия», вмещающий 500 человек, был полностью заполнен соскучившимися по теплу и морю россиянами. Аэропорт прибытия – новый и просторный. Все процедуры упрощены. На стене висит объявление «Въездная виза всего 25 долларов!» Но берут 27. Спрашиваю: «Дополнительный сбор для повышения уровня жизни работников аэропорта?» Сборщик подати лукаво улыбается и отвечает: «Да, сэр!» Некоторые требуют сдачи и получают 2 доллара обратно. Но большинство соглашается на поборы, посчитав, что это всего лишь 150 рублей.

Гостиница на 750 номеров состоит из 8 корпусов разных годов постройки, соединенных лабиринтами переходов. Мой небольшой номер был в самом старом здании. Он имеет закрытую двойную дверь в соседний номер. Если приезжает семья с детьми, они объединяются. Были и чудаковатые вещи. Так, телевизор смотрит не на кровать, а на внутреннюю соединительную дверь. У кровати нет ночных ламп, и все розетки расположены на противоположной стене. Территория ухоженная – кусты, трава, деревья аккуратно подстрижены, края газонов выравниваются вручную, как по линейке. Остальное пространство ровно выложено мраморной плиткой. 

Каскад бассейнов с подогревом и «ленивая река» с прохладной водой для плавания и загорания на резиновых плотах, если неохота тупо лежать на топчанах. Два аквапарка с различными горками и аттракционами. Но главная фишка отеля – это чистота и порядок. Я ещё не встречал ничего подобного. Менеджеры по двое постоянно циркулируют по всей территорий гостиницы, раздавая указания по телефону, где и как устранить непорядок. Наиболее активные маршруты передвижения отдыхающих моются следующим образом – один сотрудник опрыскивает метр за метром пути чистящим средством, второй шваброй с водой протирает поверхность, третий резиновой щёткой стирает влагу в канавки вдоль газонов, а четвёртый фотографирует и отсылает отчёт о проделанной работе вышестоящему начальству. 

Убирают номера мужчины, дежурство которых начинается в 7 часов утра и заканчивается в 8 вечера. Убирают хорошо и моментально реагируют на любые замечания. Смена полотенец ежедневная. Особенно трогательно видеть, когда твои туфли и тапочки лежат на белом махровом полотенце. 

У гостиницы собственный песчаный пляж, путь к которому пролегает через отлично спланированный и содержащийся парк с игровыми площадками и усечённым на 9 лунок полем для гольфа. Идти метров 700, но если лень, то постоянно циркулирует электрокар.

Море не глубокое, но чистое. Пляж обслуживают официанты, которые разносят пиво, соки, спиртное, коктейли и мороженое. Мои соотечественники привыкли к коллективному отдыху. Быстро сбились в группы по интересам. Ждать появление официанта утомительно, поэтому обслуживали себя сами. Мужчины шли за пивом, а женщины в это время чистили привезённую с собой воблу. Потом, как водится, следовала пара порций местного рома, и только после этого компания приступала к водным процедурам.                          

Вместительный ресторан с залом для курящих. Всегда много свободных столиков, потому что армия официантов все быстро убирает и накрывает. Они же разносят напитки. Шведский стол без изысков и ограничений. Еду раскладывают официанты. Свинина в любом виде отсутствовала, поэтому сосисок и колбас я не брал. На удивление не было блюд из баранины. В меню жареные утка, курица, говядина, рыба, кальмары, картофель, паста. Много овощей и салатов. Ну и конечно клубника. Я столько никогда её не ел. Большая сочная, сладкая. После вечерней трапезы – живая музыка в лобби-баре с выпивкой. Он всегда был полон, потому что именно здесь хорошо работал Интернет. 

Основную массу постояльцев гостиницы составляли немцы, голландцы, датчане, англичане, русские и украинцы. Были два пожилых китайца из Малайзии, которые ничего не заказывали. Они просто сидели, молчали и смотрели на молодых девушек-музыкантов. В общем, отдых удался, и уезжать не хотелось. Но если бы я хоть чуть задержался, то возникли бы большие проблемы с возвращением, поскольку уже на следующий день были прекращены все полёты туда и обратно. В самолёте я подвел итоги своих расходов в дооперационных рублях:

41 000  – проживание, перелёт и медицинская страховка

  2 000 – страховка от невылета

  2 000 – стоимость визы

  1 800 – кружка пива «Золотая бочка» и маленькая порция плохого картофеля-фри в «Ти Джи Ай Фрайдис» в Шереметьево

  1 500 – чаевые уборщикам номера и официантам в лобби-баре

      950 – проезд на такси в центр Хургады на «Шератон променад» 

  3 000 – двойной чизбургер, банка пива «Хайнекен», банка картофельных чипсов, салат из овощей и 0,25 л вина в буфете аэропорта Хургады 

    2800 – 150 г коньяка и пакетик орешков на борту «России», где еды для продажи не хватило на обратный полёт.

Итого: 55 050 рублей

*        *        *

Покидая выставку, я неожиданно узнал, что Совет директоров компании Hyve Group plc (Великобритания), занимающейся организацией отраслевых мероприятий, в том числе международной туристической выставки MITT, распространил пресс-релиз о своём решении прекратить бизнес в России в связи с так называемой «специальной военной операцией на Украине». В московском офисе Hyve трудилось 206 человек. Их дальнейшая судьба пока неизвестна. При этом 87 сотрудникам в Киеве Hyve пообещала оказать финансовую поддержку и помощь в переезде в Великобританию.

В связи с выходом глобальной компании Hyve Group из России российская дочка ООО «Хайв Экспо Интернешнл» объявила о продолжении деятельности на территории России в качестве организатора международных выставок в нашей стране. Все запланированные выставки в России пройдут в соответствии с графиком. 

Игорь Макурин

 

 

 

© «Суть Событий»

Свежие несотовые новости
Новые модели
Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх