Монополисты стали виртуальными

   Автор статьи: Анна Ъ-Балашова

"Газпром" и "Транснефть" завели MVNO-операторов.

"Газпром" и "Транснефть" решили попробовать силы на рынке сотовой связи. Лицензиями виртуального оператора мобильной связи (MVNO) обзавелись "Газпром Телеком" и аффилированная с "Транснефтью" компания "Сигма Телеком". Однако крупнейшие сотовые компании по-прежнему не торопятся пускать виртуальных операторов на свои сети.

Лицензия MVNO "Газпром Телекома" (на 100% принадлежит "Газпрому") действует до апреля 2019 года, компания должна начать оказывать услуги не позднее 2 апреля 2016 года, говорится в материалах Роскомнадзора. В "Газпром Телекоме" отказались сообщить, какие задачи позволит решить проект и с кем из сотовых компаний они сотрудничают.

Лицензию MVNO получила и аффилированная с "Транснефтью" "Сигма Телеком" (25% принадлежит "дочке" нефтекомпании "Связьтранснефти", 75% у "Новиком связи"). Как сообщал "Ъ" 20 марта, в конце прошлого года компания вышла на рынок магистральной связи. Еще раньше, в марте 2013 года, "Транснефть" утвердила "Сигму Телеком" корпоративным оператором мобильной связи для всех "дочек", говорилось в корпоративном журнале "Транснефти". На 1 февраля 2014 года у "Сигмы Телеком" было более 11 тыс. абонентов, увеличить показатель компания сможет, если предложит услуги сотовой связи "для личного пользования" всем работникам компании, а также членам их семей.

Среди плюсов перехода на услуги "Сигмы Телеком" в корпоративном журнале "Транснефти" называется значительное сокращение числа тарифных планов: с более 200 до чуть более 60 (в среднем по одному на каждую "дочку").

Кроме того, сотовая связь была объединена с нумерацией офисной АТС "Транснефти", что позволит сотрудникам компании звонить с мобильного телефона по короткому номеру на офисную АТС и наоборот. Следующим шагом станет внедрение дополнительных услуг и специальных приложений информационной безопасности для корпоративных смартфонов и планшетных компьютеров. Как отмечается в издании "Транснефти", компания сотрудничает со всей "большой тройкой".

По российскому законодательству MVNO должны обладать собственной номерной емкостью, биллинговой системой, их клиенты не являются абонентами сотового оператора. В отличие от так называемых pre-MVNO, которые до сих пор были развиты в стране, MVNO определяют тарифы и маркетинговую стратегию, фактически закупая у оператора мобильный трафик.

В МТС подтверждают, что сотрудничают с "Газпром Телекомом" (через ООО "Газпром связь", специализированного оператора сети связи "Газпрома") и "Сигмой Телеком" по агентской схеме, которая относится к pre-MVNO. Она предполагает, что компания закупает у оператора SIM-карты c определенными тарифными планами и перепродает их конечному пользователю. В "Вымпелкоме" также работают с компаниями по агентской схеме, но сообщили, что обсуждают "формат дальнейшего возможного сотрудничества". В "МегаФоне" отказались от комментариев.

Агентская схема позволяет компаниям предоставлять услуги по объединению мобильной и фиксированной телефонии. При этом стоимость звонков будет определяться исходя из договоренностей с сотовым оператором. Однако внедрить дополнительные услуги будет сложно, отмечает собеседник "Ъ" в одной из компаний "большой тройки".

Несмотря на успешность MVNO в мире, в России этот бизнес пока только встает на ноги. Независимых игроков "большая тройка" пускать на свои сети пока не готова, объясняя, что не видит для себя плюсов в развитии такой бизнес-модели. Кроме того, необходимое законодательство появилось несколько лет назад, на данный момент Роскомнадзор выдал более 120 лицензий MVNO, но единственный, кто работает по схеме MVNO,- это "Скартел" (бренд Yota), оказывающих услуги 4G на сети "МегаФона".

После внедрения MNP (возможность сохранять номер при смене мобильного оператора) в Европе MVNO стали появляться как грибы после дождя, отмечает руководитель практики "Телекоммуникации, медиа и высокие технологии" Accenture Сергей Борисов. "Рост конкуренции привел к снижению цен и падению маржи у "больших" операторов, в итоге, чтобы оздоровить рынок, они были вынуждены покупать виртуальных коллег,- отмечает он.- Сотовым операторам выгодно пускать на свои сети MVNO, только если они недозагружены, но к "большой тройке" это не относится".


© ИД "КоммерсантЪ"

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх