В работе Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси» усмотрели коммерческий подкуп

   Автор статьи: Вячеслав Козлов

Генпрокуратуру и ФАС просят разобраться с сервисами такси.

Uber, Gettaxi, «Яндекс.Такси»

Федерация автовладельцев России (ФАР) пожаловалась на популярные сервисы такcи Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси» в Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и Общественную палату. В ФАР утверждают, что распространение приложений в регионах приведет к монополизации рынка такси, а практика доплаты водителям за сотрудничество с сервисами имеет признаки уголовного преступления. ФАР просит возбудить уголовные дела за коммерческий подкуп на руководство сервисов.

В обращении ФАР говорится, что в последнее время популярные в Москве и Санкт-Петербурге сервисы по предоставлению таксомоторных услуг Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси» начали экспансию в регионы. Мобильными приложениями этих организаций могут воспользоваться жители Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Калининграда, Тулы, Уфы и Воронежа. Не имея собственного транспорта, Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси» не работают напрямую с водителями, а заключают партнерские договоры с юридическими лицами, которые предоставляют транспорт в рамках договора о фрахтовании легкового такси.

«Набрать достаточное количество транспортных средств для выполнения заказов, получаемых через мобильное приложение, в условиях высокой конкуренции можно исключительно путем снижения тарифов на перевозку,- говорят авторы обращения.- Однако при снижении тарифа снижается и размер заработка водителя».

Снижение заработка, в свою очередь, с учетом того, что на российских дорогах преобладают водители в статусе индивидуального предпринимателя, «делает задачу привлечения транспортных средств в систему невыполнимой». Для решения этой задачи сервисы такси снижают тарифы для граждан, а водителям обещают вознаграждение. При этом тарифы, отмечают в ФАР, не включают в себя расходы на безопасность и качество услуг. Доплаты водителям и массированная реклама приложений, утверждают в ФАР, происходят за счет средств, которые привлекаются «на международных инвестиционных рынках». Остальные игроки рынка такси становятся неконкурентными, и вынуждены опускать тарифы себе в убыток.

Эта схема, по мнению представителей ФАР, приводит к монополизации услуг такси и к уменьшению конкуренции со стороны независимых операторов. Сама по себе монополизация рынка такси опасна для потребителей. К примеру, в Лондоне в 2009 году, напоминают авторы обращения, Uber поднял тарифы на такси в три раза, воспользовавшись сложной дорожной ситуацией. Практика доплат водителям, уверены в ФАР, и вовсе может расцениваться как общественно опасное деяние и должно квалифицироваться по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп). ФАР просит генпрокурора Юрия Чайку провести проверку компаний и возбудить по ее итогам уголовные дела по этим статьям в отношении руководителей Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси».

Это не первая жалоба на компании со стороны перевозчиков. В начале июля глава некоммерческого партнерства «Петербургское такси» (объединяет ведущие таксомоторные компании города) Александр Холодов обратился к Георгию Полтавченко с открытым письмом, в котором просит запретить на территории Петербурга интернет-сервисы.

Самые массовые протесты таксистов против мобильных приложений случились во Франции. В июне 2015 года по Франции прокатились массовые беспорядки, организованные водителями такси против сервиса UberPOP, который позволяет любому водителю (в том числе не обладающему лицензией) принять заказ от пассажира. Это привело к демпингу, чем оказались недовольны официальные перевозчики.

Французский президент Франсуа Олланд осудил акции протеста таксистов и призвал к ликвидации мобильного сервиса. Полиция начала расследование, в рамках которого в конце июня арестованы два топ-менеджера Uber за организацию незаконных перевозок.


Иллюстративный материал Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

© ИД "КоммерсантЪ"

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх