Украденные телефоны не подключать?

   Автор статьи: Максим Букин

<p align="justify">Ни для кого не секрет, что сотовый телефон ? предмет вожделения каждого вора: его легко украсть, отключить и продать. От взора любознательного горожанина не ускользнет и существование подпольного рынка ворованных сотовых телефонов (СТ). Известно, что у операторов сотовой связи есть эффективный инструмент для решения этой проблемы. Так почему же ни правоохранительные органы, ни сами операторы не борются за ?чистоту? используемых СТ?

Техническая сторона дела

Кражи GSM-телефонов доставляют немало хлопот миллионам абонентов в России и странах СНГ. Напомним, что сети, построенные на базе стандарта GSM, позволяют оператору контролировать использование ворованных СТ. Система функционирует так: каждому СТ на заводе присваивается индивидуальный электронный номер ? IMEI, который передается с мобильного аппарата оператору сети в момент включения СТ и начала разговора. В теории у каждого оператора сети сотовой связи есть специальный Реестр Идентификации Оборудования (EIR — Equipment Identity Register) ? база данных, содержащая список пригодного в данной сети мобильного оборудования, где каждый СТ идентифицируется Международным Идентификатором Мобильного Оборудования (IMEI — International Mobile Equipment Identity).

Как отметил Александр Беленький, менеджер по развитию рынка компании Nortel Networks "Согласно GSM стандартов функция EIR является стандартной, но необязательной. MSC имеет внешний интерфейс для подключения EIR по протоколу MAP поверх сигнализации SS 7 (ОКС ?7). Таким образом, возможно подключение EIR производства третьих фирм, а также использование единого EIR для обслуживания нескольких коммутаторов одновременно. Что касается эффективности и целесообразности использования EIR, то существует множество вариантов исполнения и конфигураций. Например, Nortel рекомендует использовать EIR производства Logica, построенный на базе стандартных Unix платформ и RDMS (Relational Database Management System)".

По словам PR Manager компании Nokia Виктории Ереминой, "данные IMEI-номера содержатся в трех списках, определяющих текущий статус мобильного устройства. В белый список занесены номера телефонов проверенных, "чистых"; в сером списке — телефоны, которые находятся под наблюдением, например, в связи с подозрением в неисправности. В черный список входят номера аппаратов, которым запрещен доступ в сеть, в том числе ворованных и потерянных. Проверка IMEI осуществляется для того, чтобы удостовериться, что мобильное оборудование не относится к черному списку".

В случае получения сообщение о том, что СТ был украден или данный тип СТ не апробирован на территории страны, IMEI маркируется как некорректный. Если подобное оборудование учета абонентских терминалов применяется оператором связи (что не является обязательным требованием со стороны регулирующих органов), использование украденного телефона становится невозможным ? доступ к сети блокируется. Как отметил наш источник из Главного информационного центра МВД РФ на условиях анонимности: "Для снижения числа краж СТ достаточно создать централизованную систему учета потерянных и украденных СТ, чтобы можно было не только заблокировать похищенную SIM-карту, но и IMEI номер того СТ, в котором она была в тот момент. Технически реализовать это несложно — оператором учитываются "логии" последних звонков. При обращении в службу сервиса клиент все равно будет получать дубликат SIM-карты — тогда же и заполнит специальное заявление о внесении СТ в стоп-лист. Для подтверждения обладания СТ нужно предъявить гарантийный талон или копию постановления из ОВД о возбуждении уголовного дела в связи с кражей".

Как отмечает Александр Славин, юрист московской городской коллегии адвокатов, "такая инициатива будет иметь смысл, только если будет возможность запросить (скажем, через Интернет), есть ли данный СТ в базе. Причем запросы должны быть доступны не только операторам, но и частным лицам".

Особенности принятия политических решений

Создание централизованной базы потребует значительных капиталовложений ? ведь необходимо подключить к ней всех GSM-операторов России, создать единый контрольный пункт, который будет вести статистику, налаживать обмен информацией с правоохранительными органами и защищать информацию по телефонам от незаконного использования.

Руководство МВД в нескольких регионах (например, в Екатеринбурге, Новосибирске и Перми) поддержало идею создания базы, однако операторы сетей сотовой связи настроены скептически: в создание базы придется инвестировать по 1-2 MUSD каждому. К таким капиталовложениям операторы пока не готовы.

Тем более, организация регистра федерального масштаба потребует решения множества организационных, технических и правовых вопросов на государственном уровне. Придется заключить соответствующие соглашения со странами СНГ, потому что система учета IMEI не станет эффективной, пока не заработает за пределами России: на Украине, в Белоруссии и других соседних странах — не секрет, что краденые трубки спокойно провозят через призрачные границы стран СНГ в самых разных направлениях. Так один из операторов сотовой связи центрального округа попытался в качестве эксперимента включить проверку уникальных номеров телефонов и отслеживать по спискам ворованные или нелегально привезенные в страну аппараты. "По признанию руководства компании, система перестала функционировать к концу первых суток, когда число "серых" и "черных" СТ приблизилось к 70% ? из них около 20% ворованных, 50% разлоченных и остальные — просто незарегистрированные в стране телефоны".

Введение регистра оборудования EIR (Equipment Identity Register) по отдельности каждым оператором не решит проблемы в целом, т.к. СТ, находящийся в "черном списке" у одного оператора, без проблем может быть использован в сети другого. В региональном развитии эта тема становится конкурентным преимуществом - к примеру, местный оператор работает в регионе несколько лет, ведет подобную базу и запрещает использование ворованных СТ. Приходит ?бодренький новичок? и подключает СТ с "черными" IMEI-номерами. Нельзя утверждать, что это единственное и основополагающее конкретное преимущество, но такие факты на российском сотовом рынке имеют место.

Операторов понять можно ? пока не существует сурового наказания за перепрошивку IMEI СТ создавать дорогостоящие системы накладно. Леонид Денисов, главный консультант по вопросам развития бизнеса группы "Индиго" дал такой комментарий: "Пока за изменение IMEI невозможно наказать человека — с точки зрения закона это не преступление и уголовного дела по нему нельзя возбудить, ибо умысел по целевой смене IMEI в принципе недоказуем".

По сути, смена IMEI — такое же преступление, как перебивка номеров двигателя на автомобиле, хоть и не квалифицируется как таковое. Даже с созданием правовой базы полностью пресечь смену идентификационных номеров не получится, но злоумышленникам придется тратить для этого больше сил и времени. Если, например, запретить эксплуатацию СТ с одинаковым IMEI, преступникам придется искать информацию о сломанных СТ, что потребует особого приложения усилий.

В юридических вопросах, связанных с блокировкой СТ, которые числятся в черном списке оператора, все значительно проще: необходимо внести небольшие изменения в текст договора, заключаемого с абонентом. Александр Славин, юрист московской городской коллегии адвокатов: "Сейчас правовых оснований для отказа в предоставлении услуг связи добросовестным покупателям нет, однако краденые телефоны можно конфисковать как вещественное доказательство (но только по решению правоохранительных органов). Компаниям-операторам достаточно записать в контракты для пользователей пункт о том, что абонент, использующий СТ, включенный в "Стоп-лист", не будет обслуживаться в этой сети, а данные о нем будут переданы в правоохранительные органы. Дополнительно это потребует создания специального механизма уведомления ОВД о владельцах таких аппаратов".

Ужесточение наказания за смену IMEI и создание федеральной базы данных и стоп-листов сократят число краж СТ и, возможно, переориентируют правонарушителей на более дорогие модели. Такое развитие событий подсказывает международный опыт: в Европе и США при покупке подержанного СТ, прежний владелец должен подтвердить, что аппарат продан легально. Если телефон потерян, то звонок абонента провайдеру заблокирует СТ навсегда. Вдобавок у каждого оператора сотовой связи есть специальные номера, позвонив по которым можно сообщить о находке потерянного сотового ? компания свяжется с владельцем и вернет ему аппарат.

Защити себя сам

В России спасение украденного телефона ? дело рук пострадавшего владельца, потому что массовая кража СТ превратилась в доходный, хоть и незаконный, бизнес. После кражи или разбоя СТ сразу оформляется на подставное лицо (чаще всего пенсионера) и быстро реализуется. Можно установить пароли на сам телефон, это не убережет его от вора, но сделает более сложным дальнейшее использование. Есть методы и похитрее — как рассказал нам сотрудник "серого" сервис-центра на условиях анонимности, "в некоторых моделях телефонов Siemens есть возможность с помощью программы типа V_klay установить специальный "патч", который при запуске СТ с новой SIM-картой запускает скрытый JAVA-аплет и отсылает на изначально заданный пользователем телефонный номер обычное SMS с любым текстом — к примеру "noviy nomer s kotorim menya vkluchili — takoy-to". Через милицию по номеру можно определить имя и адрес вора, либо человека, купившего краденый СТ".

Есть и другие возможности, но в любом случае, шансов на успех не так много.

© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх