Сколько стоят слова, телефонисты решат за нас

   Автор статьи: Андрей Давлицаров

С октября "телефонный налог", то есть тарифы на оплату телефона, для населения повысились на треть. Но самое важное ждет впереди: в новом году в нашем городе планируется ввести повременную оплату за услуги Петербургской телефонной сети (ПТС). Ряд деловых изданий даже предположил, что обычный городской телефон после этого превратится в дорогое удовольствие, как в странах Скандинавии и Балтии, где основная часть населения уже пользуется более дешевой мобильной телефонией.

Когда руководство "Северо-Западного Телекома", куда входит наша ПТС, оправдывало повышение тарифов с октября, оно постаралось подсластить пилюлю. Во-первых, объясняли нам, если учесть, что междугородная связь не дорожает, то в среднем тарифы поднимутся ненамного — всего на 13%. А за весь год рост тарифов, уточнили телефонные власти, составит не более 21%. И добавили при этом, что средние доходы на душу российского населения, по официальным данным, за этот год выросли аж на 22% (на самом деле статистика говорит о 11%). Да и тратят люди на оплату телефонов немного — чуть больше 3%в доходов.

Логика у монополистов всегда одна: вы, граждане, лучше трудитесь, зарабатывайте побольше денег, а мы через обязательные платежи (т. е. те, от которых не отвертеться) всю вашу прибавку заберем себе. В наш кошелек регулярно заглядывают — не завелись ли там лишние деньги — не только телефонисты, но и жилищники, энергетики, коммунальщики, газовики, городские транспортники; стали обязательными услуги автостраховщиков. И каждый из этой дружной семейки повышает ставки, тарифы, ориентируясь в первую очередь на рост доходов населения. Разумеется, убеждая граждан, что все это делается ради их же блага.

Вот и в данном случае, по словам руководителей ПТС, дополнительные средства будут потрачены в интересах горожан: они пойдут на сокращение телефонной очереди, повышение качества услуг и так далее. Новые тарифы позволят ввести 317.000 новых номеров (разумеется, их установку оплатят еще и сами владельцы), из которых 77.000 будут направлены на удовлетворение заявок по установке телефонов, в том числе более 10.000 — для льготных категорий граждан. Впрочем, к этому было добавлено, что в 2003 году, как и в предыдущие годы, предоставление телефонных услуг для населения являлось убыточным направлением в работе ОАО "Северо-Западный Телеком", затраты компенсировались за счет выручки от других видов услуг, в т. ч. нерегулируемых и не носящих социальной направленности (Интернет, передача данных и т. д.). То есть наши деньги должны частью пойти и в прибыль связистам.

Но не будем подозревать наших связистов в излишнем лукавстве. Им действительно нужны крупные средства на модернизацию. Современных цифровых АТС в городе 43%. Это один из самых низких показателей по стране. В Поволжье и Сибири он не ниже 54, а на Урале — 65%. Кстати, похожая ситуация и в столице, где уровень цифровизации составляет лишь 18%.

Такая парадоксальная ситуация сложилась по двум причинам. Обе столицы после войны росли как на дрожжах: возводились новые кварталы, в них появлялись телефонные станции, которые на тот момент были самыми современными. Произошло то же самое, что и с "хрущевками": в те годы главное было дать людям жилье и связь. Не зря по количеству телефонов на душу населения оба города уверенно лидируют; в Москве на 100 человек приходится почти 50 телефонов, у нас - около 30, а в Сибири — 19.

Но это сыграло злую шутку, когда начался процесс модернизации систем связи. Оба города не смогли заменить такое количество устаревших аналоговых (пошагово-декодерных) АТС на цифровые. А устаревшие телефонные станции — это и некачественная связь, и высокие затраты на их обслуживание.

В то же время именно здесь, в столицах, в 1990-е годы открывалось больше всего российских и зарубежных банков и фирм, которым нужна была качественная связь. И на этот спрос рынок ответил предложением: бурными темпами частные компании строили свои телефонные сети с использованием новейших технологий в обход неповоротливых монстров типа ПТС и МГТС. Новички оттянули на себя большую долю самых надежных и перспективных клиентов — корпорации и предприятия, уведя их от традиционных телефонных компаний, которые лишились прибыли.

В результате получился замкнутый круг: без денег на модернизацию сетей нельзя привлечь хороших клиентов, но они не идут к тем, у кого устаревшие сети и оборудование. Постепенно традиционные телефонные компании превратились в социально ориентированные и могут уповать либо на дотации из городского бюджета, либо на повышение тарифов для населения. Откуда брать средства, если крупных клиентов нет? Только с граждан.

Таким образом, нас заставляют платить за просчеты монополиста, который проспал период модернизации. Операторы сотовой связи брали кредиты, закупали новейшее оборудование, придумывали, чем заманить клиентов. А ПТС в это время гарантированно получала доходы от эксплуатации сетей и оборудования советского времени.

Как изменится ситуация после введения "повременки", предсказать пока невозможно. Да и дата ее введения не названа. Летом телефонисты говорили о 1 января 2005 года, но не успевают к намеченному сроку. ПТС, будучи монополистом, должна согласовывать свои тарифы с Федеральной службой по тарифам (это новая служба, раньше тарифами занимались антимонопольщики). В Петербурге отделения ФСТ нет, вопрос будет решаться в Москве в порядке общей очереди.

Сами телефонисты предлагают достаточно мягкий переход на "повременку". Сначала горожане начнут получать от ПТС квиточки с указанием количества времени, которое уходит у них на телефонные разговоры в месяц. Таким образом они смогут подсчитать, сколько платили бы по "повременке". К тому же у владельцев телефонов будет выбор: остаться на абонентской плате — высокой, но без ограничения времени разговоров, или же платить небольшую (по мнению ПТС) фиксированную сумму — стоимость технического обслуживания и нескольких бесплатных минут в день, а все остальное оплачивать поминутно. Пока тарифы не утверждены Москвой, называть их было бы некорректным. Отметим лишь, что они вполне сопоставимы по цене с "экономичными" тарифами сотовых операторов. Логика простая: если столько людей готовы оплачивать повременно свои мобильники, то почему стационарные телефоны для них обходятся так дешево?

ПТС оставляет за горожанами возможность переходить с одной системы оплаты на другую: например, уезжая на лето на дачу, переключиться на "повременку". Но это можно будет делать за небольшую плату не чаще двух раз в год, чаще будет стоить дорого.

С учетом всего вышесказанного прямое сравнение потенциальных тарифов на телефонные услуги ПТС и операторов мобильной телефонной связи пока преждевременно.

Количество абонентов мобильных сетей в Петербурге уже к осени перевалило за 2 млн человек. То есть почти у половины горожан есть мобильный телефон, а то и не один. Во многих семьях все ходят со своими мобильниками. Но при этом они и не думают отказываться от городского телефона. Для кого-то это необходимо, чтобы выходить в Интернет с домашнего компьютера, для большинства это попросту привычка: до введения "повременки" можно часами болтать по домашнему телефону, не заботясь о деньгах. А для пожилых людей это самый удобный способ пообщаться с внешним миром, они просто психологически не готовы перейти на мобильные телефоны, даже если они станут дешевле стационарных. Поэтому массового отказа от услуг ПТС, по предварительной оценке, в ближайшее время не случится, несмотря на обилие мобильных телефонов.

Но ситуация может измениться. Пожилые люди в силу своей консервативности будут платить за домашний телефон столько, сколько скажут, и не откажутся от него. Но если более активная часть горожан посчитают, что мобильная связь дешевле, отток клиентов у ПТС неизбежен (вспомним об ушедших к альтернативным операторам фирмах и банках). И телефонному монополисту ничего не останется, как снова поднимать тарифы для населения, в том числе и поминутную оплату при "повременке".


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх