Операторы завещают на широкую соту

   Автор статьи: Александр Корн

Мобильный телефон сегодня вряд ли можно назвать игрушкой исключительно "разговорного жанра". Продвинутый абонент получает на свою трубку самую разную текстовую информацию ? от курсов валют и прогнозов погоды до газетных передовиц и театральных афиш. А самым неприхотливым и недорогим транспортом для доставки этих услуг становится технология Cell Broadcast.

В настоящее время абоненты сетей GSM получают контент с помощью различных и хорошо себя зарекомендовавших транспортов: SMS, USSD, WAP, MMS. Каждый из этих транспортов имеет свои достоинства и недостатки. Но уже сейчас на рынке сотовой связи появилась потребность не просто в информационных сервисах, а в сервисах, которые были бы актуальны по местоположению абонентов и по времени получения информации. Однако обеспечить эффективное и оперативное информирование о таких сервисах вышеперечисленными транспортами практически невозможно. Таким образом, возникает потребность в низкозатратном инструменте доставки информации, который в дополнение к массовости вещания имел бы и возможность доставки локализованных сервисов.

Наиболее приемлемым инструментом решения задач массового информирования абонентов и локализации доставляемой абонентам информации является технология Cell Broadcast.

Рынок решений Cell Broadcast пока не очень велик: не более 30 операторов во всем мире установили и запустили в коммерческую эксплуатацию подобные системы. По оценкам компании "Беркут", типовая стоимость внедрения системы сотового вещания для региональной сети емкостью 1 млн абонентов составит от 250 тыс. до 1 MUSD. Конечная цифра зависит от производителя, числа базовых станций и контроллеров, оснащенности необходимым ПО контроллеров БС, а кроме того, от топологии сотовой сети, пропускной способности IP-каналов и наличия нужного IP-оборудования.

Как отмечает заместитель коммерческого директора "Беркута" Сергей Ермилов, все решения, предназначенные для сотового широковещания, базируются на стандартах ETSI, 3GPP, IS и 3GPP2. Стандарты ETSI и 3GPP определяют требования к платформам для сетей GSM и UMTS, а стандарты IS и 3GPP2 ? к решениям для сетей на базе CDMA. С точки зрения реализации требований стандартов, эти решения незначительно отличаются друг от друга, поскольку во всех стандартах бизнес-требования к системам Cell Broadcast примерно одинаковы. Разница — в поддерживаемых решениями бизнес-моделях. При технически одинаковых параметрах решений оператор может получить систему с разным бизнес-функционалом и на стадии выбора для оператора важно определить бизнес-модель, по которой он будет оказывать абонентам услуги и уже исходя из нее делать свой выбор.

Cell Broadcast позволяет оператору осуществлять доставку сообщений неограниченному числу абонентов с минимальными затратами и возможностью гибкого территориального охвата. Таким образом, зоной вещания может быть не только вся сеть, но и ее определенная область. Использование Cell Broadcast существенно снижает издержки оператора по доставке разнообразного контента большому числу абонентов.

Этот транспорт сам по себе является односторонним и не подразумевает обратной связи с абонентом. Он больше рассчитан на укрепление лояльности абонентов и предоставление полезной и интересной информации (например, сводок погоды, новостей, emergency services и др.). Cell Broadcast также может использоваться как медиаресурс. У оператора появляются возможности дополнительного дохода от рекламодателей, которые желают рассылать локализованную информацию абонентам (например, распродажа в крупном торговом комплексе). Но наибольший интерес представляет Interactive Cell Broadcast, так как этот сервис позволяет не только информировать абонента, но и стимулировать его к более активному использованию VAS-услуг.

Инновационные решения

В конце 2004 года компания "Беркут" представила на рынке GSM новое решение JUST Broadcast ? Interactive Cell Broadcast Solution.

Идеология данного решения подразумевает посылку на мобильный терминал интерактивного сообщения, содержащего бинарную последовательность, которая распознается приложением, находящимся на SIM-карте. При нажатии "Yes" абонент получает на свой терминал посылаемую информацию или интерактивное меню, причем происходит это практически мгновенно. Благодаря наличию компонентов Dynamic SIM ToolKit в своем составе JUST Broadcast позволяет использовать все доступные в сети оператора транспорты ? SMS, USSD, MMS, VAS, IVR, что позволяет говорить о возможности увеличения вероятности продолжения тарифицируемой сессии. В конечном счете, это приводит к повышению доходности от VAS-услуг.

Открытые и стандартизованные внешние интерфейсы JUST Broadcast позволяют легко подключить его к инфраструктуре оператора (SMSC/USSDC/MMSC/WAP GW, billing & prepaid platforms), а также интегрироваться с любыми внешними источниками информации. Как результат, использование Cell Broadcast позволяет существенно снизить нагрузку на самые разные участки сети. Так, поскольку информирование абонента при использовании технологии Cell Broadcast происходит по CBCCH, снижается нагрузка на голосовые каналы. Кроме того, снижается нагрузка и на SDCCH, по которому производится доставка коротких сообщений и USSD-транзакции.

Нагрузка на центр SMSC снижается почти вдвое, поскольку массовые рассылки, значительно загружающие центры коротких сообщений (SMS PUSH), могут теперь делаться через Cell Broadcast PUSH.

Снижается нагрузка на сигнальные каналы сети: ресурсоемкость доставки одного Cell Broadcast сообщения всем сетевым абонентам во всей зоне покрытия сети сопоставима с затратами на передачу одного короткого сообщения с той же информацией одному абоненту.

Абонентская выгода

Сообщение JUST Broadcast сразу отображается на экране мобильного телефона и не требует со стороны абонента никаких дополнительных действий по его получению. Абонент может управлять полученным сообщением аналогично SMS, при этом оно не сохраняется в памяти SIM-карты и не требует усилий по его удалению. Абонент имеет возможность как подписаться на информирование и/или информационные каналы, так и всегда отказаться от подписки (в случае интерактивного вещания эта функциональность будет определяться интересами оператора). Отсюда следует важный вывод: информирование Cell Broadcast не рассматривается как спам, так как абонент может формировать рассылки "под себя". В отличие от телефона, где абоненту приходится самому вводить названия информационных каналов, в "апплете" JUST Broascast они уже прописаны, остается только выбрать интересные темы вещания.

Преимущества для операторов

Минимальная нагрузка на сигнальные каналы при Interactive Cell Broadcast вещании дает оператору возможность проводить массовую доставку разнообразного контента с минимальными затратами, оптимально используя сетевые ресурсы. Время с момента создания и до момента получения сообщения абонентами составляет несколько секунд. Такая высокая скорость доставки позволяет оператору предоставлять сервисы, в которых время играет ключевую роль. Это могут быть не только коммерческие, но и социально значимые сервисы, предоставление которых гарантирует безопасность, а зачастую и жизнь абонентов. Например, emergency сервисы — предупреждения о терактах, стихийных бедствиях. Важно, что абонентов можно информировать не только о крупномасштабных происшествиях в рамках всей зоны обслуживания, но и о локализованных чрезвычайных ситуациях.

Возможность JUST Broadcast доставлять текстовые сообщения в режиме ОТА позволяет оператору строить на базе системы интерактивные и неинтерактивные широковещательные услуги.

Простота и удобство в процессе работы с интерактивным Cell Broadcast сообщением повышают эффективность информирования абонентов и стимулируют абонентов на обращение к VAS-услугам, а интерактивная рассылка посредством mnCBC может увеличить количество тарифицируемого контента.

Поддержка мультитранспортного доступа ко всем имеющимся сетевым ресурсам оператора при Interactive Cell Broadcast вещании (JUST Вroadcast) не только повышает качество оказываемых сервисов, но и значительно увеличивает их доходность, так как в рамках одного события абоненту может быть предложено несколько форм его реализации.

С увеличением проникновения сотовой связи мобильный телефон стал самым распространенным средством персональной коммуникации. Появилась новая среда Mobile Media — маркетинговые коммуникации с целевой аудиторией, построенные посредством сотовых телефонов. Оператор имеет уникальную возможность использовать JUST Broadcast для реализации этих коммуникаций (массовость вещания и большое количество Cell Broadcast каналов). В Interactive Сell Вroadcast Mobile Media очень заинтересованы как рекламодатели, так и сами поставщики рекламы, что свидетельствует о большом потенциале данного бизнеса. Рекламное пространство, формируемое СВ Mobile Media, способно обеспечить оператору стабильный доход. Гибкость территориального охвата повышает эффективность проводимых рекламных кампаний в сфере мобильного маркетинга, что, в свою очередь, увеличивает доходность данного бизнеса.

Возможность обновлять информацию в режиме реального времени повышает оперативность услуг, что отражается на качестве дополнительных сервисов. Оператор имеет возможность полностью контролировать процесс вещания, учитывая интересы абонентов и поставщиков контента.

Решение JUST Broadcast содержит в себе поддержку бизнес-модели, в которой роль провайдера по наполнению эфира контентом является наиболее значимой: оператор ? владелец ресурса получает деньги с провайдеров, абоненты получают в нужном месте нужную информацию, а провайдеры получают хорошо реализованный инструмент продажи своего контента через каналы Cell Broadcast Провайдеры видят в JUST Broadcast не только канал продаж мобильного контента, но и возможность расширения бизнеса, поскольку появляется медианоситель с огромной аудиторией, а мобильный маркетинг с использованием возможностей сети сотовой связи для больших компаний в состоянии приносить до 2-х долларов на абонента ежегодно.

По словам сотовых операторов, мобильный маркетинг может стать основным источником роста их доходов. Многие компании в своём поиске заинтересовались CB-услугами. Отсутствие коммерческой эксплуатации CB-услуг в сетях крупных российских операторов сотовой связи не останавливает контент-провайдеров. Некоторые компании готовы брать на себя расходы по внедрению CB-комплексов и расходы на продвижение услуги. Взамен контент-провайдеры хотят получить право на эксклюзивное размещение контента сроком приблизительно на 1 год. За это время, как считают провайдеры, они вернут средства, потраченные на внедрение комплекса и продвижение услуги, и даже получат прибыль.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх