Тэтчер телекоммуникаций

   Автор статьи: Елена Рыцарева

Французский производитель телекоммуникационного оборудования Alcatel поглощает американского ветерана Lucent Technologies. Гигант с оборотом 25 млрд. USD будет сопротивляться китайскому нашествию.

Французская Alcatel, оборот которой за 2005 год достиг 16 млрд. USD, а рыночная капитализация на конец марта 2006 года ? 22 млрд. USD, занимает третье место на рынке производителей телекоммуникационного оборудования (исключая мобильные телефоны). Американская Lucent, оборот которой за 2005 год достиг 9,44 млрд. USD, а рыночная капитализация на конец марта 2006 года ? 13 млрд., занимает шестое место. Компании объявили о своем слиянии 2 апреля, причем всячески подчеркивалось, что это будет союз равных. Акционеры Alcatel будут владеть приблизительно 60% объединенной компании, акционеры Lucent ? 40%. Председатель совета директоров и генеральный директор Alcatel Серж Чурук станет председателем совета директоров без функций исполнительного директора, главный исполнительный директор (CEO) Lucent Technologies Патриция Руссо займет такую же должность в объединенной компании; в совете директоров новой компании обеспечивается равное представительство от обеих компаний.

Однако речь все же идет о поглощении. Ведь акционеры Lucent обменяют свои акции на акции Alcatel как объединенной компании, а акции последней будут котироваться в Париже, а не на Нью-Йоркской фондовой бирже. Да и перенос штаб-квартиры в Париж намекает на то, кто будет править балом в новой компании.

Конец американского монополиста

Нынешняя сделка ? завершение истории бывшего американского монополиста AT&T. До середины 90-х эта компания царила в США, не только занимая монопольное положение на рынке услуг связи, но и доминируя в производстве телекоммуникационного оборудования. И самое примечательное ? в ее составе была знаменитая Bell Labs, родина одиннадцати нобелевских лауреатов, в недрах которой были изобретены транзистор, лазер, стереозапись, факс, произведена первая опытная партия оптического волокна и т. д. Конечно, Bell Labs занималась и военными проектами, частично финансировалась государством, многие десятилетия считалась главной исследовательской лабораторией мира в области высоких технологий. Казалось, c такими резервами положение AT&T незыблемо. Но в 1996 году в Америке началась демонополизация рынка. AT&T была принудительно разделена на три компании. Старое имя осталось у оператора связи, производитель телекоммуникационного оборудования получил название Lucent Technologies, туда же вошла Bell Labs. Красный кружочек на новом логотипе обозначал кольцо инноваций. Третьим отделился производитель банкоматов и серверов NCR.

Сначала дела шли неплохо. Lucent в 1996 году провела IPO, занялась массированной скупкой технологических компаний. С 1996-го по 2001-й Lucent приобрела 38 компаний на общую сумму 46 млрд. USD. Тогда телекоммуникационный рынок был на подъеме. Lucent сосредоточилась на крупных, глобальных клиентах, а мелкий, как казалось тогда, бизнес офисной телефонии решила отделить, создав новую компанию Avaya.

Оператор связи AT&T после демонополизации, конечно, долю на рынке терял, но не стремительно. Впрочем, специализируясь на традиционной проводной телефонии, AT&T была не столь сильна в новых развивающихся секторах ? сотовой связи и интернете. Схожие проблемы начали беспокоить и Lucent. Компания последним из мировых игроков вышла на этот рынок и занимала на нем слабые позиции, особенно в мобильной связи стандарта второго поколения GSM (сейчас им пользуются свыше 90% всех абонентов сотовой связи в мире). И все это несмотря на то, что сами принципы цифровой мобильной связи были изобретены именно в Bell Labs. Лаборатория была полна новых разработок, но их коммерциализация шла не столь быстро, как хотелось бы. До создания собственного мобильного телефона AT&T, а затем Lucent так и не дошли.

И Lucent, и AT&T подкосил кризис 2001-2002 годов. В октябре 2004-го мобильное подразделение AT&T Wireless было продано оператору сотовой связи Cingular Wireless, а в феврале 2005-го крупнейший в США телефонный оператор SBC приобрел за 16 млрд подразделение фиксированной связи AT&T, занимавшей уже лишь четвертое место на американском рынке. В объединенной компании было решено сохранить лишь бренд ? AT&T, которому на момент сделки исполнилось 130 лет. И вот настал черед и Lucent раствориться в недрах чужой компании.

Мадам Гильотина

Во многом нынешняя сделка обусловлена не рыночной обстановкой (о ней чуть позже), а личными амбициями руководителей компаний, в особенности Пат Руссо. Эта 53-летняя американка всю жизнь работала в высокотехнологичных компаниях. Сначала в IBM, потом перешла в AT&T. В 1999 году она возглавила самое важное подразделение Lucent ? группу оборудования для операторов связи. Однако интриги тогдашнего CEO компании Ричарда Макгинна не позволили Руссо надолго задержаться на этом посту. В 2000 году, когда на рынке связи был бум инвестиций, Пат пришлось покинуть компанию. Правда, ушла она на еще более высокую должность ? президента в Eastman Kodak.

Г-жа Руссо возвратилась в Lucent в январе 2002 года на самый высокий пост ? CEO. Но в тот момент вряд ли кто-то из коллег мог ей позавидовать. Lucent Technologies находилась на грани банкротства, имела 16 млрд. USD долга. Рыночная капитализация упала со 100 до 20 млрд. USD, а в первые месяцы ее руководства вообще скатилась до 4 млрд. Lucent была одной из наиболее пострадавших от кризиса на рынке компаний. Ведь более 70% ее клиентов находились в США, где операторы связи вообще перестали что-либо покупать. А подразделение корпоративной связи недавно было продано.

И Пат начала действовать. Она закрыла несколько малоперспективных направлений, обрубила зарплаты и бонусы, ликвидировала венчурный фонд, уменьшила финансирование Bell Labs, продала подразделение оптического волокна ? очень перспективного и уникального. Но тогда некогда было размышлять, его готовы были купить за кэш ? 2,75 млрд. USD, и волокно стало принадлежать японской Furukawa. А главное достижение Пат ? она сократила 71 тыс. человек. Причем процесс сокращения начался раньше, до нее было уволено 44 тыс. Таким образом, штат Lucent ужался с 150 до 35 тыс. человек. За это западная пресса прозвала ее "мадам Гильотина". Под руководством г-жи Руссо Lucent обратила более пристальное внимание на развивающиеся рынки, начала предлагать операторам не только железки, но и услуги по сетевому аудиту, сокращению издержек по эксплуатации оборудования. В 2004 году компания стала прибыльной.

Автор этих строк несколько раз была на пресс-конференциях Пат Руссо. Придраться было не к чему. Стройная фигура, строгий костюм, нитка жемчуга, деловой макияж, дежурная улыбка, гладкая выстроенная логика презентации, четкие ответы на вопросы, память на цифры и факты, глубокое знание технологий. И никаких реальных эмоций. Нет, она не была высокомерна, но женского обаяния в ней явно недоставало. В этом Пат казалась полной противоположностью другой знаменитой бизнес-леди американского хайтечного небосклона, главе Hewlett-Packard Карле Фьорине. Г-жа Фьорина в близком общении поражала своей открытостью, живым умом, смелыми планами. Фьорина была звездой, но, увы, не была понята акционерами. В 2005 году ее заменил крепкий хозяйственник, человек-автомат Марк Херд. Пат же всегда работала не только в своих, но и в чужих интересах. И вот настал ее звездный час. Теперь она глава второго по величине производителя телекоммуникационного оборудования в мире.

Остается вопрос, почему же этот пост не занял нынешний CEO Alcatel Серж Чурук. Неужели просто со свойственной французам галантностью уступил место даме? На самом деле Чуруку не занимать ни амбиций, ни работоспособности, ни бизнес-таланта. Серж Чурук, а на самом деле Сергей Чурукдичан, сын эмигрантов из Армении, смог пробиться в среду чопорного французского бомонда. Чурук пришел в Alcatel в 1995 году с поста главного исполнительного директора Total, французского нефтегазового гиганта. В те времена Alcatel представляла собой группу разрозненных предприятий в 16 странах и тоже была в убытках, самых больших за всю историю, ? 6 млрд. USD. Положение Чурука усугублялось тем, что он никогда раньше не работал в хайтеке. Через полгода совещаний Чурука с ведущими экспертами отрасли у Alcatel вызрела новая стратегия: консолидация и ставка на одни из самых перспективных сегментов телекома ? передачу данных. Alcatel удалось относительно безболезненно пережить кризис телекоммуникационной отрасли. Более того, в 2001 году, когда уже началось резкое падение американского фондового рынка, Alcatel сделала предложение Lucent о покупке. Тогда американцы его отвергли, теперь стороны сошлись в цене.

Не стоит забывать, что Чуруку уже 68 лет, этой сделкой он может триумфально закончить свою карьеру. Должность председателя совета директоров для этого подходит как нельзя лучше. Наблюдать за бизнесом новой компании с этого поста гораздо спокойнее, чем мучиться ежедневными проблемами интеграции бизнес-процессов и сокращения кадров. А Пат Руссо уже пообещала уволить 10% из 88-тысячного персонала объединенной компании.

Чья возьмет?

Кроме сокращения издержек (по прогнозам компании ? на 1,7 млрд. USD ежегодно в течение трех лет) и амбиций руководителей есть все же и рыночные мотивы объединения. Во-первых, оптимизация продуктового портфеля. Alcatel имеет сильные позиции в области систем широкополосного доступа в интернет, особенно в технологии DSL, где она лидер рынка. Зато в системах сотовой связи третьего поколения, особенно в технологии CDMA, она явно проигрывает. Но здесь как раз сильна Lucent. И наконец, обе компании занимали первые строчки в рейтингах различных видов оборудования для оптических сетей. После слияния компании однозначно закрепят лидерство в этом сегменте. Второй мотив ? компании объединят клиентскую базу, которая у них не сильно пересекается. Lucent по-прежнему 66% выручки приносят клиенты Северной Америки, Alcatel же традиционно сильна в Европе (49% от всей выручки) и прогрессирует на азиатских рынках, особенно в секторе оборудования широкополосного доступа в Интернет. И третья причина, по мнению многих аналитиков, самая главная. Только такая сильная компания может противостоять давлению китайских производителей ? Huawei и ZTE. Десять лет назад их фактически не существовало на рынке. В 2005 году оборот Huawei увеличился на 40% ? до 8,4 млрд. USD. Компания вошла в десятку крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования в мире. Мощный демпинг, господдержка экспорта (в частности, льготные кредитные линии для заказчиков китайского оборудования) ? и именитые операторы один за другим обращаются к Huawei.

Сделка Lucent?Alcatel во многом уникальна ? обе компании работали на оборонку своих государств. Вопрос сохранности оборонных секретов надо как-то решать. Lucent уже заявила, что создаст независимое подразделение, которое будет выполнять определенную работу для американского правительства. Alcatel же на прошлой неделе завершила сделку по продаже своего предприятия, которое производит полезную нагрузку для спутников, французской оборонной компании Thales SA за 1,7 млрд. евро. Другая проблема скорее не внутренняя, а общерыночная ? во что же превратится Bell Labs. Самые важные открытия произошли в ней, когда AT&T была монополистом и ей, да еще при поддержке государства, хватало денег на настоящие фундаментальные исследования. Lucent не могла тянуть такие затраты. Вряд ли и сейчас тандем Alcatel?Lucent будет готов вкладывать деньги в выращивание нобелевских лауреатов. Теоретически есть два способа возродить фундаментальные исследования в Bell Labs. Первый ? поставить ее на содержание американского правительства как предмет национального достояния. Второй ? продать китайцам. Они-то наверняка будут готовы заплатить за нее любые деньги. Нобелевский лауреат по физике ? гражданин Китая это намного круче, чем даже тайконавт. Только вряд ли кто-то пойдет на такую сделку. Так что, скорее всего, Bell Labs станет просто очень хорошим прикладным исследовательским центром.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх