"Умная" одежда не стала массовой / СОТОВИК

   Автор статьи:

Эксперименты с "интеллигентной" одеждой, начиненной телефонами, mp3-плеерами и катушками кабелей, зашли в тупик. Коллекции smart ware, периодически выставляемые напоказ ведущими производителями мобильных трубок и цифровой техники, носят экспериментальный характер. Аналитики не видят в пошиве звенящих рубашек и Bluetooth-носков коммерческого смысла, только имиджевый.

Стремление оптимизировать мобильные, и не только, устройства под любые условия и потребности стало одной из ведущих тенденций в мире потребительской электроники. Наглядным примером данного тренда может служить так называемая умная одежда: куртки, жилетки и шапки со встроенными в них электронными устройствами. Так, на мартовской выставке CeBIT-2006 в немецком Ганновере подобным туалетам был посвящен целый раздел, где можно было наблюдать начиненные электроникой модели одежды от всемирно известных производителей — Pierre Cardin, Cinque, Mephisto, Milestone.

Первыми за разработку "умной одежды" взялись компании Philips и Levi`s совместно с дизайнером Массимо Ости (Massimo Osti). Линия одежды под названием Levi`s ICD+ (Industrial Clothing Design Plus) появилась в европейских магазинах осенью 2000 года и включала в себя четыре куртки со встроенной портативной электроникой. Вместе с курткой, которая все-таки больше похожа на плащ, что бы там ни утверждали создатели, в комплект входили GSM-телефон Philips Xenium, MP3-плейер Rush того же производителя, совмещенный пульт управления плеером и телефоном, стереонаушники Philips Eargear, выносной миниатюрный микрофон и комплект коммутационных кабелей. Наушники были удобно вмонтированы в капюшон, а микрофон, позволяющий отдавать голосовые команды телефону и плееру, находился в воротнике. Маленький дисплей на рукаве обеспечивал доступ к телефону, электронной почте и Интернету. Стоимость "умной" куртки "в сборе" составляла примерно 800 USD. До России чудо-одежда не доехала. "Данная одежда была выпущена лимитированным тиражом для экспериментальных-демонстрационных целей. В России она не продавалась. Сейчас Philips уже давно не работает в этом направлении", — говорит Инесса Галактионова, менеджер по маркетинговым коммуникациям Philips в России.

Несмотря на то что первый блин в области "умной" одежды вышел, что называется, комом, эстафету Philips и Levi`s подхватила немецкая компания Infineon Technology. В 2002 году совместно с производителем одежды Rosner инженеры Infineon разработали мужскую спортивную куртку, которую окрестили Wearable Electronic Jacket mp3blue. Infineon встроила в нее Bluetooth-гарнитуру для мобильных телефонов и MP3-плеер, пульт управления которым вывела на рукав.

Робкие попытки выпуска "умной" одежды предпринимали компании Alcatel и Interactive Wear, однако их инициативы не достигли массового рынка. В 2005 году об еще незаезженной идее вспомнила американская Motorola. Объединив усилия с компанией Oakley, производитель телефонов выпустил солнцезащитные очки Oakley RAZRWire, выполняющие роль Bluetooth-гарнитуры для сотовых телефонов. На этом Motorola экспериментов с электронными побрякушками не оставила и создала совместно с компанией Momodesign специально для мотоциклистов шлем со встроенной гарнитурой Bluetooth. Дабы окончательно добить продвинутых модников, Motorola представила целую линию зимней одежды со встроенными (а точнее, вшитыми) средствами управления мобильными телефонами и портативными плеерами. Проект реализован совместно с фирмой Burton, широко известного производителя экипировки для сноубордистов и горнолыжников.

В линейке Burton и Motorola представлены куртки, шлемы, шапочки и жилеты с использованием технологии беспроводной связи Bluetooth. В рукавах курток предусмотрены герметичные карманы для мобильного телефона или плеера и кнопки, позволяющие управлять звонками или выбирать треки. Динамики встроены в капюшон куртки, а микрофон располагается около воротника. Стирать такую одежду можно так же, как обычную, руководствуясь пришитыми памятками. Все технические "вкрапления" свободно вынимаются на время чистки.

Не в пример Levi's и Philips Motorola позаботилась о том, чтобы ее коллекция зимней одежды все-таки добралась до России. Очки Oakley RAZRWire можно приобрести в салонах связи партнеров производителя телефонов и в "Мотобутике" в "Горбушкином дворе". Стоимость таких очков составляет порядка 250 USD. А вот пуховики Burton Audex пока можно увидеть только в "Мотобутике". В свободной продаже они появятся в ближайшее время по цене порядка 600 USD.

Бешеная популярность "умной" одежды весьма сомнительна, но, как рассказали в компании Motorola, портфолио Bluetooth-устройств и их интеграция в различные детали одежды в дальнейшем будут только увеличиваться. "Расширение ассортимента Bluetooth-устройств и их интеграция в предметы/одежду повседневного применения — это отдельное направление деятельности компании Motorola, которое находится в рамках стратегии Seamless Mobility (безграничной мобильности) компании Motorola. Суть концепции заключается в том, чтобы предоставить человеку максимальную свободу в общении, где бы он ни находился: дома, в офисе, в дороге, занимаясь спортом или просто отдыхая. Создавая подобные вещи, Motorola старается сделать общение по телефону или использование мультимедийных функций телефона более комфортным", — рассказывает Кирилл Лубнин PR-директор по мобильным телефонам российского подразделения Motorola.

Аналитики считают мобильную одежду не более чем интересной разработкой и сильно сомневаются по поводу перспектив развития данного рыночного сегмента. "Так как многие рынки приближаются или уже пришли к насыщению, производителям необходимо было сделать кардинальный скачок. Кто-то развивает сегмент коммуникаторов, а кто-то — "умной" одежды. Это своего рода попытки переломить тренд. Но вендоры сильно обгоняют время, потребитель еще не готов покупать подобную одежду, поэтому сейчас это не более чем любопытно, - считает ведущий аналитик "Прайм Консалт" Маргарита Зобнина. - А в случае с Motorola — это чисто имиджевое решение, компания хочет быть впереди планеты всей, и так как она изначально занималась военными разработками, то их инновационных решений хватит еще на много лет вперед". В радужные перспективы развития сегмента электронной одежды не верит и Сергей Аверин, аналитик ИАА "Сотовик". "Считать производство так называемой smart wear какой-то новой концепцией не стоит, вендоры развивают подобные сегменты для укрепления бренда. Те, кто обращает внимание на подобные вещи, как правило, являются потенциальными покупателями дорогих моделей сотовых телефонов, и понятно, что это очень небольшое количество людей", — уверен он.

? Александра Ходонова, ИАА "Сотовик"

специально для газеты "Известия"


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх