А WAP я попрошу остаться! / СОТОВИК

   Автор статьи:

Мобильный Интернет на основе технологии WAP еще несколько лет назад аналитики единогласно признали мертворожденным. Однако положение меняется. Благодаря развитию скоростных технологий передачи данных и новым телефонам операторы, разработчики WAP-сайтов, аналитики и, что самое главное, абоненты поверили во второе рождение уже подзабытой услуги.

Появившись впервые в 1999 году, WAP (Wireless Application Protocol) — стандарт для доступа к ресурсам интернет посредством только мобильного телефона — не произвел особого впечатления на уже "мобилизованную" к тому времени общественность. Низкая скорость соединения, простые, как сапог, черно-белые дисплеи телефонов и чересчур сложная навигация — все это оттолкнуло от WAP и пользователей, и разработчиков. Стандарт долгое время "скучал", напоминая о себе лишь дополнительным пунктом меню в телефонных аппаратах и строчками в тарифных планах операторов.

Реабилитировать себя мобильному Интернету через WAP удалось лишь 4 года спустя. Технологии GPRS/EDGE со скоростью передачи данных до 56 Кбит/с и 115 Кбит/с соответственно, цветные и более просторные дисплеи, вторая версия стандарта WAP 2.0 с поддержкой графики — и заброшенная когда-то технология "Интернета на ладони" оказалась не такой уж бесполезной.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, ежемесячно российские WAP-ресурсы посещает более 4.5 млн. человек (большой Интернет — 20.1 млн.). При этом темпы роста пользователей мобильного Интернета составляют 10% в месяц против 4% роста пользователей интернета обычного (данные ФОМа). В российском сегменте сегодня насчитывается несколько тысяч WAP-ресурсов. Однако привлекательность мобильного Интернета страдает от некоторых ограничений.

WAP-страница имеет мало схожего с обычной интернет-страницей в браузере настольного компьютера. На ранних стадиях разработки WAP-протокола он включал в себя много дополнительных возможностей и мало стандартизованных требований. Это привело к тому, что совместимые друг с другом мобильные телефоны имеют несовместимые — у каждого производителя собственные — WAP-браузеры. "В традиционном WWW всего 3 браузера и стандарт W3C, которому стараются соответствовать производители, — объясняет лидер проекта WapStart.ru Кирилл Рожковский. - В WAP все сложнее: инструментарий тот же, но бесчисленное множество WAP-браузеров, по-разному отображающих идентичный код. Здесь приходится учитывать нюансы каждой трубки, в итоге процесс разработки и затраты на него растут".

Но даже если WAP-страница корректно отображается на дисплее телефона, навигация в мобильном Интернете сильно усложняется. В рейтинге самых сложных действий верхние строчки занимают: заполнение текстовых полей, навигация по ссылкам и неопределенность, на каком именно сайте находится пользователь — до появления стилей в WAP 2.0 все страницы выглядели одинаково. Высокой технологичностью и структурной сложностью WAP-сайты похвастаться не могут, а потому чаще всего рассматриваются разработчиками как дополнение к уже существующим интернет-порталам.

Тем временем WAP-пространством заинтересовалась реклама. На мобильную рекламу уже обратили внимание рекламные агентства да и сами рекламодатели. "WAP-реклама позволяет обеспечить широкий охват аудитории, — говорит директор по работе с клиентами интернет-агентства Promo Interactive Сергей Куньев. - WAP добрался даже в самые отдаленные регионы, где развитие интернета все еще отстает от уровня больших городов, и мобильный телефон становится единственной доступной альтернативой".

Интересно, что технические ограничения WAP, связанные с маленькими экранами, мобильной рекламе идут на пользу. Даже не очень большой баннер может занимать до трети дисплея телефона, а невозможность переключиться на другое окно окончательно приковывает внимание пользователя к рекламе, отмечает Кирилл Рожковский.

Из других коммерческих проявлений WAP-интернета можно выделить сайты по продаже контента, витрины интернет-магазинов и брендовые WAP-сайты, которые, впрочем, тяготеют больше к контенту. Cайты, где можно сделать заказ и сразу оплатить его, — вариант допустимый, но пока нереальный. Их облегченный вариант — сайты-витрины. Здесь можно просмотреть каталог, выбрать нужный товар и сделать заказ, но оплатить покупку можно только в "офф-лайне". Но самое большое распространение получили WAP-сайты, предлагающие контент для мобильных телефонов, — их насчитывается порядка 90% от общего числа ресурсов.

"WAP открывает для пользователей огромные перспективы, и наша главная цель сегодня — ознакомить абонентов с этими новыми возможностями, — заявляет менеджер канала WAP компании i-Free Антон Кукушкин. - Мы хотим, чтобы люди поняли: у них в руках уже не просто телефон, позволяющий звонить и отправлять эсэмэски, а реальный терминал, с помощью которого можно выйти в Интернет и соответственно получить доступ ко всем возможностям Сети".

В WAP-сайте контент-провайдеры видят новый толчок своему бизнесу. В плюсы мобильному Интернету относят удобство использования, громадный охват аудитории при сравнительно маленьких вложениях, даже выход на рынки других стран. Так, один из лидеров на рынке предоставления контента, компания "Информ-Мобил", планирует посредством WAP-сайта предлагать свои услуги в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и на Украине.

Краеугольным камнем в вопросе успешности WAP-сайта является система расчетов с пользователем — он же потребитель товаров и услуг. "Абонент может купить понравившийся контент (игру, мелодию и т.п.), просто загрузив его, без отправки всевозможных СМС на короткие номера", — сообщают в пресс-службе компании МТС. Однако у такого способа есть ограничение: работает такая система только для контент-провайдеров — участников партнерской программы. "Тарификация перехода по ссылке, которую мы реализуем, требует специальных отношений между провайдером и оператором, — отмечает пресс-секретарь компании "ВымпелКом" Юлия Остроухова. - Оплатить таким образом услуги, скажем, на американском WAP-сайте вы, конечно, не сможете".

Другой бедой, на которую сетуют контент-провайдеры, является высокая стоимость WAP-трафика. "Его высокая цена является сегодня ограничивающим барьером для развития контент-услуг: при закачке контента через WAP его стоимость может увеличиваться для абонента в два-три раза, - рассказывает Антон Кукушкин. - Цены на WAP-трафик были сформированы сотовыми операторами несколько лет назад, когда передавались только небольшие объемы текстов, и сегодня очевидно, что стоимость WAP-трафика требует пересмотра". По мнению директора аналитического департамента компании J'son & Partners Бориса Овчинникова, в WAP идут не от хорошей жизни, а значит, говорить о дороговизне трафика как о действительно сдерживающем факторе для развития контент-услуг нельзя. В сравнении даже с остальным миром и GPRS-трафик сам по себе, и WAP-трафик в России не слишком дорогой, и для просмотра WAP-страниц, которые пока не очень "тяжелые", вряд ли разорителен.

Говоря о будущем WAP, аналитики сомневаются, что он сможет стать повседневной привычкой. "Как самый массовый, доступный и дешевый (с точки зрения стоимости телефона с WAP), этот стандарт не имеет похожих альтернатив, — говорит Борис Овчинников. - Но в перспективе все же позиции у него может отвоевать так называемая PDA-версия мобильного Интернета". Аргументы господин Овчинников видит в растущей популярности смартфонов, которые способны с помощью мобильных версий браузеров отображать традиционный (хотя и адаптированный) HTML, притом по ценам обычного GPRS-трафика.

? Сергей Мальцев, ИАА "Сотовик"

специально для газеты "Известия"


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх