Абонентам дадут поговорить из зоны / СОТОВИК

   Автор статьи:

Сезон отпусков вновь обещает стать горячей порой для мобильных операторов. В стремлении эффективно обслужить туристов крупнейшие российские сотовые компании дробят карту мира на упрощенные тарифные зоны. А от европейских коллег российских сотовиков, "упростивших" роуминг несколькими годами раньше, общественность теперь требует и снижения цен на услуги.

В нарезку и кусочком

Лучше всех к летнему сезону-2006 подготовился крупнейший российский оператор — МТС. Еще не успев "сменить одежку" (провести свой знаменитый ребрендинг), оператор выстрелил предложением, вполне укладывающимся в логику простоты, о которой заявляет символ яйца на логотипе компании. В конце апреля МТС разделила все страны, в которых ее абоненты могут звонить и принимать звонки, на пять тарифных зон. В четыре отдельные зоны попали собственные сети компании в СНГ (включая Украину и Белоруссию), "чужие" сети в СНГ и России, Европа в совокупности со странами Балтии, а также Северная и Центральная Америка. Остальные страны (включая популярный у российских отдыхающих Египет) отнесены к пятой зоне, стоимость звонков в которой уступает только США. Хотя в самой МТС говорят, что разделение карты мира продиктовано исключительно заботой об абоненте. Правда, заботы в отношении цен для своих клиентов крупнейший сотовый оператор России не проявил — компания просто привела цены на роуминг к некому усредненному показателю. Что, впрочем, также находится в русле концепции ребрендинга, согласно которой МТС — оператор с "разумными ценами".

Главный конкурент МТС в России — "ВымпелКом" (владелец бренда "Билайн") — нарезал свою роуминговую карту мира уже больше года назад. Карта "Билайна" получилась "сложнее", чем у МТС — на ней целых восемь роуминговых зон. Впрочем, как и у главного коллеги-конкурента, цены "Билайна" после модернизации прайс-листа не снизились, оставшись "средневзвешенными". Сегодня же тарифы на роуминг обоих операторов не сильно отличаются друг от друга — например, выигрывая в стоимости минуты принятого в Берлине звонка, абонент "Билайна" проигрывает по цене абоненту МТС, звонящему на родину со ступеней рейхстага.

Странный роуминг

Сэкономить на новых принципах тарификации роуминга абоненты МТС и "Билайна" смогут только время. Вспомните, ведь еще год назад отъезжающим за рубеж клиентам обоих операторов приходилось консультироваться по поводу тарифов в той или иной стране у абонентской службы едва ли не в "Шереметьево". Поэтому вдвойне любопытно, почему "зонирование" до сих пор не применил третий по объему абонентской базы российский оператор — "МегаФон". В абонентской службе этого оператора отказываются говорить о количестве стран, где есть роуминг, или же о какой-либо группировке цен на звонки за рубежом. Взамен этого предлагают назвать конкретную страну, в которую вы едете, и тариф, на котором вы обслуживаетесь. Несправедливо, что цены для абонентов контрактной и предоплатной систем расчетов в "МегаФоне" различны, а самые существенные скидки получают наименее мобильные абоненты "легких" тарифов. Так, в тарифе "Лайт" роуминг-минута разговора практически в любой стране Европы обойдется абоненту всего в 0.7 USD.

Располагая схожими тарифными предложениями, маркетинговым отделам российских операторов приходится бороться только за количество стран, в которых компании предоставляют услуги роуминга. Согласно заявлениям пресс-служб трех крупнейших российских сотовых компаний лидером по числу стран, в которых абоненты могут звонить и принимать звонки, формально является "МегаФон". Его контрактным абонентам связь доступна в 193 странах мира, в сетях 416 операторов. Однако prepaid-абоненты "МегаФона", которых в сети оператора большинство, обслуживаются лишь в 70 странах, в сетях 98 операторов. Ненамного отстает от "МегаФона" "Билайн" — его абоненты держат связь в 190 странах, независимо от того, обслуживаются ли они по контракту или платят за связь по карточкам. При этом в 51 стране абонентам "Билайна" предоставляется так называемый онлайн-роуминг — то есть вы можете определить оставшуюся на счету сумму сразу после совершения звонка. Интересно, что "Билайн" лидирует в "большой сотовой тройке" и по числу стран, в которых предоставляется GPRS-роуминг, — их у оператора 99.

Европейский опыт

Пример "зонирования" роуминговой карты мира, поданный МТС и "Билайном" "МегаФону", как выясняется, — пройденный этап для Европы. Крупнейшие сотовые компании континента провели аналогичные опыты над своими абонентами еще в начале 2000-х годов. И, как и российские сотовые компании, "упростив" свой роуминг, не позаботились о снижении цен. В апреле-мае это в очередной раз вылилось европейским сотовикам боком. Делом о непомерно высоких тарифах на роуминг в Европе уже несколько лет занимается Еврокомиссия. Еврокомиссары хотят в законодательном порядке снизить цены на услуги международного роуминга, приблизив их к аналогичным тарифам внутри стран — членов ЕС. Главный сторонник снижения — комиссар ЕС по информационным технологиям и связи Вивиан Рединг — считает, что у операторов, в числе которых Vodafone и TeliaSonera, есть существенный — вплоть до 40% — резерв для снижения цен. Впрочем, пока существенных подвижек от наделенных мощными лоббистскими ресурсами операторов ЕС добиться не удалось. Очередное заседание по делу "ЕС против сотовых компаний" намечено на июль 2006 года. Не исключено, что эта повторяющаяся из года в год в течение почти десяти лет сага — просто PR европейских политиков.

? Анна Балашова, Александра Ходонова, ИАА "Сотовик", специально для "Известий"


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх