Охота на абонентов. Поймай меня, если сможешь

   Автор статьи: Анна Балашова

В конце апреля в России началось тестирование нового сервиса, с помощью которого можно узнать через ПК, КПК или мобильный телефон, где находятся и чем заняты ваши друзья, а также показать свое местоположение им. Полноценный запуск сервиса планируется в сентябре ? разработчики надеются, что со временем он станет частью жизни людей (как электронная почта или ICQ). Похожие амбиции и у операторов сотовой связи в отношении аналогичных служб. Аналитики не прочат большой популярность ни тем, ни другим, хотя оговариваются, что небольшой спрос на такие услуги существует.

Идея создания сервиса CatchUp (от англ. ? "догнать", "поймать") или мобильный "Кетчуп", как называют его авторы, родилась в голове Дмитрия Кириллова этой зимой, тогда же за её разработку взялись Дмитрий Завалишин и Кирилл Готовцев из только что организованной компании Digital Zone. "Идея появилась просто ? когда несколько ночей в неделю проводишь в клубах или барах, вопрос, как быстро оповестить всех о том, где ты есть и кого рад видеть ? более чем актуален, ? рассказал Дмитрий Кириллов. ? Из клубно-барной тематики идея легко экстраполировалась на остальные события ? встречи днём, коллеги, друзья, концерты и публичные события. Хоть флэшмобы".

Первые пользователи появились у сервиса 27 апреля. Пока его тестируют зарегистрироваться можно только по "приглашению" (коду доступа) от человека, уже попавшего в систему. "Когда система заработает в полном режиме, приглашения, видимо, отпадут", ? пояснил господин Кириллов. По планам это произойдет в сентябре.

Для работы с CatchUp через мобильный телефон или КПК необходимо установить клиентскую программу (сам аппарат должен поддерживать Java-приложения). Далее в настройках сервиса указываются личные данные, друзья и адреса, по которым чаще всего можно найти вас. Для того чтобы оповестить свой лист друзей о том, что вы сейчас находитесь в том или ином месте, в поле "Мой статус" нужно сообщить о своем расположении и занятии, например "я отдыхаю в "Пропаганде", не забыв при этом указать, сколько времени вы планируете там оставаться.

В ленте друзей можно просматривать статусы людей, которые интересны вам в данный момент. При выборе статуса вы можете ограничить его просмотр только своими друзьями.

Пока в сервисе всего лишь несколько тысяч пользователей (у каждого существующего пользователя есть возможность разослать до 100 кодов доступа). "Мы не стараемся увеличить пользовательскую базу, пока не доработаем все необходимое для запуска опции", ? объясняет Дмитрий Кириллов. И сейчас, и впоследствии CatchUp для пользователей бесплатен. Доходы авторы сервиса собираются получать за счет наращивания коммерческой сети, давая возможность партнёрам "общаться" с клиентами сервиса. По смелым ожиданиям господина Кириллова, CatchUp станет частью жизни людей, как ею стали электронная почта или ICQ.

Операторы сотовой связи на свои сервисы, основанные на поиске местонахождения абонента, возлагают более скромные надежды. У них уже несколько лет работают услуги, позволяющие определить координаты других пользователей сети. Первым такую услугу запустил "МегаФон-Москва" в марте 2004 года. АОП (автоматический определитель местоположения) был ориентирован на три основные группы потребителей: родителей и их детей, автомобилистов и корпоративных абонентов. Ответ на запрос о местоположении абонента приходил в виде SMS: "7926ххххххх nahoditsya ryadom s Savvinskaya nab / M. Savvinskiy per. 12.00 15.04.2004". Не так давно услугу модернизировали и переименовали в "Навигатор". Обновленная услуга кроме перемещений родственников или сотрудников по городу позволяет узнать ситуацию на дорогах, оптимальные маршруты проезда, получить рекомендации по объезду автомобильных пробок. У МТС и "Билайна" с 2005 года действуют "МТС-Поиск" и "Мобильный локатор" соответственно.

"Услуга востребована теми сегментами абонентов, о которых мы говорили изначально, ? рассказывает Василий Кузичев, директор по развитию бизнеса "МегаФон-Москва". ? Прирост количества пользователей "Навигатора" за 2 месяца составил порядка 60%". Кирилл Алявдин, пресс-секретарь МТС, хоть и не называл точных цифр, но тоже заверил, что "МТС-Поиск" довольно популярен. По мнению господина Кузичева, услуги, где применяется определение местоположения, в перспективе будут интересны 30% абонентской базы "МегаФона".

Аналитики соглашаются с тем, что спрос на эти услуги есть, но не верят, что они станут массовыми. "Наши исследования показали, что теоретически спрос на них есть, но фактически они не приносят дохода операторам, ? поделился Александр Шатиков, аналитик ACM-Consulting. ? Новый сервис рассчитан на довольно узкую группу ? в основном на молодежь, так что я не очень верю, что он будет популярен".

С ним соглашается и Максим Салватин, аналитик iKS-Consulting: "Сейчас подобные сервисы занимают небольшую долю в доходах операторов. Наши пользователи пока не готовы к ним". Новый сервис, по его мнению, не будет массовым.


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх