Сто сотовых секретов "Сотовика": Сети подземелья // Как работает сотовая связь в метро

   Автор статьи: Анна Афанасьева

Пока темной ночью сотовые абоненты большого города спят и видят сны, глубоко под землей полным ходом идет работа по обеспечению метрополитена сотовой связью. У рабочих есть только два часа, чтобы проложить кабели, установить базовые станции и закрепить антенны. Утром мегаполис проснется, подземка наполнится людьми, которые будут толкаться в вагонах, опаздывать на работу, рассматривать сидящих напротив пассажиров, назначать встречи "в центре зала" и, конечно, звонить и отправлять SMS. Корреспондент "Сотовика" спустился в питерскую подземку в сопровождении "Билайна" и разведал, откуда берется связь в метро.

Если обеспечить покрытие сотовой связью на земле — дело хлопотное, то "подпольная мобилизация", несомненно, сложнее в разы. В зависимости от месторасположения и предполагаемой нагрузки станции метро объединяются в узлы. На каждый узел, куда входит от 2 до 9 станций, устанавливается одна базовая станция. Сигнал от БС распространяется на приемопередающие устройства: антенны на станциях метро и в вестибюлях, а также специальный излучающий кабель в тоннеле.

Местоположение антенны строго оговаривается — она не должна задевать идущий поезд

Между БС и антенной (или кабелем) устанавливаются ретрансляторы, в задачу которых входит усиление и преобразование сигнала. После ретранслятора сигнал поступает на сотовые телефоны, и абонент попадает в долгожданную зону доступа.

"Билайн" теперь "ловит" на всех 59 станциях Петербургского Метрополитена

"Нехитрый" процесс, описание которого уместилось в пару абзацев, на деле требует несколько лет. Работы в питерском метро "Билайн" вел с 2003 года, и только в нынешнем месяце удалось поставить точку.

Установить уйму аппаратуры, которая позволит говорить под землей нескольким тысячам абонентов одновременно, невероятно трудоемко и недешево. Работы ведутся в строго ограниченное ночное время. Затраты на БС для метро на 50% выше, чем на наземные. Многие станции являются памятниками архитектуры, отсюда и ограничения на установку оборудования на платформах. К тому же, изобилием технических помещений метрополитен похвастаться не может, а это, понятно, не упрощает размещение оборудования.

Рабочие в метро

"Полосатый" оператор "спустился" в питерское метро третьим вслед за "МегаФоном" и МТС. Параллельно с подземкой Северной столицы "Билайн" продолжает заниматься и Московским метро. В перспективе все станции и тоннели Московского метрополитена будут покрыты связью "Билайн", однако сроки окончания работ пока не определены. Вопрос связан с согласованием разрешительных документов на установку оборудования с руководством московского метрополитена. На сегодняшний день связью "Билайн" обеспечена примерно половина станций Московской подземки.

Впрочем, и коллеги "черно-желтого" оператора по "большой тройке" — "МегаФон" и МТС — пока не торопятся обеспечить 100% охват московской подземки. МТС в московском метро предоставляет связь на кольцевой линии и всех станциях в ее пределах, а также на некоторых ветках. А "МегаФон" и вовсе не ставит себе задачу обеспечить полное покрытие в метро. Сейчас абонент "младшего" оператора "большой тройки" может позвонить лишь на кольцевой линии и пересадочных станциях внутри кольца. В следующем году "МегаФон" будет расширять сеть и за пределы кольцевой ветки, но лишь на тех станциях, где сочтет это рентабельным.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх