3G по-итальянски

   Автор статьи:

На днях в Москве с рабочим визитом побывал Жорж Перес (Georges Perez), с 2001 по 2006 г. занимавший позицию Chief Technical Officer (CTO) в 3 Italia и в настоящее время являющийся Директором 3 Power, международного бизнес подразделения этой компании.

Благодаря поддержке российского представительства компании Ericsson был организован круглый стол для журналистов, на котором Жорж Перес рассказал о деятельности итальянского оператора и поделился своим виденьем перспектив сотовой связи в мире.

3 Italia выиграла тендер на получение UMTS лицензии в Италии в 2000 г. По словам Жоржа Переса, если сравнивать с теми суммами, что отчисляют операторы сегодня за лицензию, они тогда заплатили слишком дорого. Но они были первопроходцами и других вариантов у них не было. Зато 3 Italia сразу начанала со строительства сети третьего поколения и ей не надо было, как другим операторам окупать вложения, сделанные ими ранее в сети стандарта GSM.

На вопрос о капиталовложениях в 3 Италия, Жорж Перес ушел от ответа. Но сказал, что нормальные капиталовложения оператора для средней европейской страны в развертывание сети 3G составляют 2-3 млрд. USD.

С самого начала своего возникновения в 2000г., 3 Italia тесно сотрудничает с компанией Ericsson, которая начала оказывать поддержку оператору еще на стадии подачи заявки на получении лицензии на связь третьего поколения. В настоящее время Ericsson является основным поставщиком оборудования для ее опорной сети и более 50% — для сети доступа. Более того, три года назад между 3 Italia и Ericsson был заключен контракт на полный аутсорсинг сети.

Терминал, которым пользуется Жорж Перес в Италии

Запуск сети 3 Italia состоялся 2003 г. В настоящее время она охватывает территорию Италии, на которой проживает около 86% населения страны. В 2008 году планируется осуществить 100% покрытие.

3 Italia является самой инновационной на рынке Италии. После приобретения в 2005 году национальной лицензии и статуса оператора цифрового ТВ, компания в июне 2006 первой в мире запустила услугу цифрового мобильного ТВ, вещающего в стандарте DVB-H. А чуть раньше, в апреле 2006 года, был осуществлен ввод в коммерческую эксплуатацию первой в Италии сети HSDPA (High Speed Downlink Packet Access), рассчитанной на мобильный широкополосный доступ со скоростями до 7.2 Мбит/с. Но на этом в компании не остановились — уже 17 июля 2007 г. в присутствии Министра связи Италии, г-на Паоло Джентилони (Paolo Gentiloni), 3 Italia презентовала технологию HSUPA (High Speed Upnlink Packet Access), позволяющую уменьшит различия между процессами загрузки данных по восходящему и нисходящему каналу в сети мобильного широкополосного доступа. На первоначальном этапе HSUPA сеть позволит загружать данные от абонента к базовой станции на скорости до 1,4 Мбит/с, и впоследствии, после модернизации, на скорости до 5,76 Мбит/с. О преимуществах новой технологии говорят такие цифры — например, для того, что бы закачать на мобильный телефон файл размером 1 Мб при использовании GPRS потребуется более 3 минут, в сети UMTS на это уйдет 2 минуты и с помощью HSUPA информация будет передана за 6 секунд.

В настоящее время преимуществами новой технологии уже могут воспользоваться жители таких крупных итальянских городов как Милан, Рим, Турин, Неаполь, Катания, Болонья и Бергамо, а так же пассажиры основных аэропортов страны.

Благодаря использованию самых современных технологий сегодня 3 Italia является лидером на рынке UMTS в Италии. Ее абонентской база составляет 8 миллионов человек.

Но поначалу компании пришлось непросто, и чтобы заявить о себе, ей пришлось идти на громкие маркетинговые акции. Одной из таких масштабных акций стала бесплатная раздача телефонов, но естественно, с контрактами, предусматривающими определенный срок подключения к сети. Такой подход воздался сторицей и в компании об этом ничуть не жалеют.

Не секрет, что в Италии, да и в других странах доход от голосовых услуг падает. В среднем на одного абонента у итальянских операторов он составляет сейчас 18-20 евро. И ожидается, что он может упасть до 8 евро — для европейских стран — это катастрофа. Более того, Жорж Перес считает, что не в таком уж далеком будущем голосовой трафик в мобильных сетях связи может стать вообще бесплатным. К этому подталкивают процессы, происходящие в Интернете, где вне зависимости от местонахождения звонить с одного компьютера на другой можно практически бесплатно.

На фоне этих тревожных тенденций положение 3 Italia выглядит более чем стабильным.

ARPU в сети составляет 35 евро и планируется довести его до 40. Такого успеха компания достигла благодаря предоставлению широкого спектра мультимедийных, видео- и Интернет услуг. Сейчас соотношение в ее доходах составляет 50/50 (голос/другие услуги). В дальнейшем пропорция будет смещаться в сторону преобладания неголосовых услуг. Основная прибыль будет поступать за счет контента — скачивания музыки, видео, ТВ и т.п.

Особенно большое значение 3 Italia придают мобильному телевидению в стандарте DVB-H. По состоянию на 22 августа 2007 г. абонентская база подписчиков услуги цифрового мобильного ТВ 3 Italia насчитывала более 719 000 клиентов и их число неуклонно продолжает увеличиваться. Связано это с разнообразным предложением со стороны оператора. Пользователи услуги мобильного ТВ 3 Italia имеют возможность смотреть посредством своих TVphone лучшие программы Mediaset, Rai, Sky. Есть у оператора и два канала собственного производства — La3 Sport и La3 Live. Первый, как явствует из его названия, является спортивным каналом. Для него компания практикует выкуп прав на эксклюзивные трансляции на мобильные терминалы различных соревнований, включая футбольные матчи. Второй канал является рекламным и по нему транслируется информация о собственных услугах оператора.

После спортивных на втором месте по популярности, особенно у молодежи, стоят каналы, транслирующие всевозможные шоу в режиме реального времени, типа "Большой брат" и т.п. Таких реалити-шоу подписчикам мобильного телевидения от 3 Italia доступно более десятка.

Не меньший доход чем мобильное телевидение приносит оператору широкополосный доступ в Интернет и всевозможные сервисы, реализованные на его основе. Так в июне 2007 г. благодаря контрактам, заключенным с Microsoft, Google, Yahoo!, eBay и Skype, 3 Italia предложила своим абонентам X-Series — первый свой пакет услуг "все включено", в который вошел ряд основных приложений и функциональностей для мобильного широкополосного доступа в сеть Интернет путем использования 3G телефона: Instant Messaging, e-mail, серфинг, поиск в Интернет, шоппинг, VoIP и обмен фотографиями напрямую между видеотелефонами. На 2 августа 2007 г. количество подписчиков пакета X-Series насчитывало более 250 000 человек.

Еще один продукт, на который делается ставка — "Видеосторож", благодаря которому с помощью камера можно с мобильного телефона не только осмотреть контролируемый объект (с использованием управляемого зума), но и отследить наличие движения в помещении. В последнем случае камера-терминал может осуществить оповещающие звонки по нескольким запрограммированным номерам. Так же предусмотрена запись информации. Похожие охранные системы в обычных сетях GSM осуществляют рассылку только MMS, получаемых с места событий. В то время, как здесь предлагается полноценное видео в режиме реального времени.

Высокая пропускная способность сети 3 Italia позволяет предоставлять пользователям и различные развлекательные услуги, недоступные абонентам сетей 2G. Среди них — сервис "Сам себе режиссер". Благодаря ей любой пользователь может разместить свой видеоролик в общей базе оператора и получать деньги при закачке его на мобильные телефоны другими абонентами. Задача оператора помимо чисто технических функций сводится еще и к фильтрации контента, чтобы не допустить появления порнографических и других запрещенных материалов.

Если все перечисленные ранее сервисы пользуются большой популярностью, то этого нельзя сказать о видеозвонках, на которые изначально возлагали большие надежды.

Эта услуга оказалась не так востребованной, как хотелось бы оператору. Ее рост не слишком крут и количество пользователей увеличивается только за счет прихода новых абонентов. Все, кто хотел — уже ей пользуются. Здесь можно провести некие параллели

с SMS и MMS — последние, так же, невзирая на свою гораздо большую наглядность и другие возможности, так и не смогли затмить бешеной популярности обычных текстовых сообщений.

Еще одной из составляющей успеха 3 Italia Жорж Перес назвал ее динамичность и возможность быстро перестраиваться. Для этого в составе сети реализована специальная платформа, позволяющая интегрировать в нее любой новый сервис в течение 3 недель.

Кроме того, в богатом арсенале сервисов компании есть специальная услуга "Динамичный портал" (доступен только с мобильного телефона), с постоянно меняющейся сведениями. Что позволяет оператору подстраиваться под разные категории пользователей и выдавать им соответствующую информацию в нужное время.

* Жорж Перес (Georges Perez) родился в Каркас соне (Франция) в 1942 г. Получил ученую степень в области математики и электроники и имеет обширный опыт работы в таких областях, как телекоммуникации, маркетинг и клиентская поддержка. До поступления на работу в 3 Italia, Жорж Перес занимал должность Директора по R&D в компании IBM (1989-1995), Управляющего директора по архитектуре и развитию в Mannesmann (1995-1999), и Генерального директора по R&D компании BT Wireless (1999-2001). С 2001 по 2006 г. занимал позицию Chief Technical Officer (CTO) оператора 3 Italia, осуществляя контроль за всеми функциональностями сети, ее развертыванием, радио частью и опорной системой, инфраструктурой, IT, системной поддержкой, всеми продуктами и развитием сети в других странах. Жорж сегодня занимает должность Директора 3 Power, международного бизнес подразделения 3 Italia и также является членом Совета Директоров.

** 3 Italia является мобильной медиа компанией, входящей в Hutchison Whampoa Group (HWL), владеющей 95,4% акций. Среди других акционеров: NHS Investments S.A (San Paolo IMI), Gemina и 3G Mobile Investments (Franco Bernabй Group).

HWL, инвестировавшая в проект 3 Italia около 7 миллиардов евро, — мультинациональная компания с главным офисом в Гонконге, штатом в более чем 220,000 человек в 55 странах мира, осуществляет свою деятельность в пяти деловых сферах (порты, энергетика и инфраструктура, недвижимость и гостиничный бизнес, крупная дистрибуция, телекоммуникации). HWL имеет 11 лицензий на предоставление услуг связи в стандарте UMTS по всему миру и реализует 3G услуги через группу компаний 3 Group. 22 августа 2007 г. совокупная мировая абонентская база 3 Group достигла показателя 15.9 миллиона абонентов в стандарте UMTS.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх