Заплати и смотри

   Автор статьи: Дмитрий Ревякин

Несмотря на богатый выбор бесплатных телеканалов, рынок "телевидения за деньги" растет на 30% в год. Хватит ли операторам ресурсов, чтобы развивать бизнес такими же темпами, и чем они намерены привлекать новых абонентов?

Россия — одна из немногих стран, где сериалы с зашкаливающими рейтингами (такие как "Секс в большом городе" или "Побег из тюрьмы"), а также голливудские блокбастеры и футбольные чемпионаты показывают на федеральных каналах совершенно бесплатно. Настоящий коммунизм! В США, к примеру, подписка на подобные программы на кабельных каналах обходится абонентам в 10 USD ежемесячно. Казалось бы, зачем в России вообще нужно платное ТВ, когда ассортимент бесплатных каналов вполне достаточен, а их программная сетка удовлетворит любые вкусы?

По данным исследования компании iKS-Consulting, число абонентов только операторов кабельного ТВ в России в первой половине 2007 года достигло 13,5 млн домохозяйств (а абонентов всего платного ТВ, включая "спутник" и IP, — более 14,5 млн). По оценкам аналитика другой исследовательской компании, J’Son & Partners, Юлии Каниной, рост абонентской базы платного телевидения в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил почти 45%. А по объему выручки рынок в 2006 году вырос на 33%, составив порядка 480 MUSD.

Пошли в рост

По мнению экспертов рынка, такие впечатляющие темпы роста сегмента платного ТВ — следствие развития широкополосного доступа в Интернет. Дело в том, что телекоммуникационные компании, ранее специализировавшиеся только на телефонии и Интернете, начали использовать имеющиеся сети как "транспорт" для цифрового телевидения. Среди телекомов, которые начинали со связи, а потом перешли на мультисервисы, компании "Комстар-ОТС" (бренд "СТРИМ"), "Центральный телеграф" (QWERTY) и "Корбина Телеком". Компании же кабельного телевидения, наоборот, превращаются в интернет-провайдеров, также переходя на пакетные предложения "ТВ+Интернет" ("Акадо", "Мостелеком").

Операторы ставят абонента перед выбором: платить, скажем, 300 рублей в месяц за безлимитный доступ в Интернет или 350 рублей — за ту же "безлимитку", но с ней в комплекте будет идти 30-50 каналов телевидения, включая весьма известные каналы вроде CNN или Animal Planet. Даже если абонент смотрит ТВ лишь периодически, дополнительные 50-150 рублей в месяц его не испугают. Именно за счет таких привлекательных по цене пакетных предложений и растет число абонентов, а также продажи услуг ТВ.

Причем, как ни странно, в первую очередь бизнес платного ТВ прирастает не столицей, а регионами. Сейчас, по данным J’Son & Partners, в сумме на Москву и Петербург приходится менее 10% от общего объема абонентской базы платного телевидения. А если считать только кабельное ТВ, без спутникового сегмента, то доля Москвы и Питера и вовсе составит около 6%. Такие города, как Уфа, Казань, Пермь, вполне сопоставимы с двумя столицами по числу абонентов кабельных каналов.

"Объяснить это просто. Во-первых, в Москве достаточно бесплатных каналов, которые транслируются в приемлемом качестве и покрывают потребности большинства. Во-вторых, в столице много альтернативных вариантов для времяпрепровождения. В сибирских нефтедобывающих городах, где идеальные условия для развития платного ТВ, с досугом дела обстоят иначе. Там суровый климат, высокие доходы и неразвитая культурно-развлекательная сфера", — рассуждает ассоциированный партнер J’Son & Partners Борис Овчинников.

Светлое будущее

По данным J’Son & Partners, наибольшая доля в абонентской базе платного ТВ принадлежит кабельному телевидению (90,4% всех "платных" зрителей), у спутникового — 8,3%, а пока молодое IPTV (сигнал идет по интернет-протоколу) сумело менее чем за два года завоевать 1,3% от общей базы клиентов. Эксперты уверены: IPTV достаточно скоро выровняет позиции, отобрав долю у "кабельщиков" (до 10% на конец 2007 года). Такой потенциал роста аналитики объясняют тем, что услугу телевидения на базе IP можно реализовать практически везде, где есть фиксированная телефония (в качестве транспорта используется обычный телефонный провод и технология ADSL, на которой "СТРИМ" предоставляет интернет-сервисы).

К слову, платное телевидение сегодня — один из немногих сегментов телекоммуникационного рынка, в котором средняя доходность с одного абонента (ARPU) не падает (как у сотовых компаний и интернет-провайдеров) и не держится на стабильном уровне (как у операторов фиксированной связи), а постоянно растет! "Причины в том, что, во-первых, постепенно повышаются тарифы, во-вторых, абоненты со временем переходят с социального пакета или самых дешевых базовых пакетов на более дорогие предложения, где есть премиальные каналы — спорт, эротика и так далее", — говорит Борис Овчинников.

Сейчас ARPU разнится в зависимости от технологии. К примеру, у "кабельщиков" оно составляет около 4-5 USD, у IPTV — 2-3 USD, а у "НТВ-Плюс" — более 30 USD.

Акцент на новшества

Эксперты предрекают, что развитие платного телевидения в России будет продолжаться семимильными шагами. И одна из главных причин — технологическая. Новые стандарты вещания открывают дорогу телевидению высокой четкости — HDTV (HD, High Defenition) и интерактивным сервисам (сервис "видео-на-заказ" или онлайновое обсуждение передачи с родственниками из другого города).

Впрочем, не все разделяют оптимизм по поводу внедрения HD. "Конечно, появление таких каналов (с разрешением 1920 на 1080 точек, что в 5 раз качественнее обычного ТВ. — "Профиль") может стать дополнительным стимулом для потенциального потребителя, однако нельзя считать, что это существенно повлияет на рост абонентской базы", — считает Юлия Канина. Такого же мнения придерживается и ее коллега из iKS-Consulting Татьяна Толмачева, полагая, что в среднесрочной перспективе HD не станет драйвером роста рынка платного ТВ.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх