Sony PlayStation Now: революция облачных игр

   Автор статьи: Дмитрий Романовский

Нас ждет самый, пожалуй, совершенный сервис облачной трансляции игр на телевизоры, приставки, планшеты и смартфоны.

PlayStation 4 уже, возможно, перестала быть важнейшей частью игровой стратегии Sony, ведь японская корпорация анонсировала службу PlayStation Now, которая принесет потоковую трансляцию игр не только на PS4, но и PS3, PlayStation Vita, телевизоры, планшеты и смартфоны.

PlayStation Now, за которой скрываются облачные игровые технологии Gaikai, купленной летом 2012 года за 380 млн долларов, позволяет, как и было обещано на мероприятии E3 2013, арендовать игры для PS3, PS2 и PS1 или наслаждаться ими по подписной системе (пока непонятно участие подписки PlayStation Plus во всём этом). В конце месяца будет запущено закрытое бета-тестирование сервиса, более широкая доступность намечена к концу лета.

Вначале PS Now появится на PS4 и PS3, затем PS Vita и телевизорах Bravia образца 2014 года, а в конечном итоге выйдет за пределы платформ PlayStation и устройств Sony, став доступной на широком спектре интернет-подключенного оборудования, даже, к примеру, iPad и iPhone, тем паче в iOS уже реализована совместимость с внешними контроллерами.

Появление PlayStation Now было чрезвычайно необходимо, ведь оборудование PlayStation 4, опирающееся на процессорную x86-микроархитектуру, несовместимо с аппаратурой предыдущего поколений приставки, базирующейся на фирменном PowerPC-процессоре Cell. Стало быть, поддержки унаследованных игр нет, а запускать их через эмулятор или виртуализатор вышло бы накладно в плоскости поглощения системных ресурсов PS4. Отказ от богатой библиотеки унаследованных игр не то чтобы ужасен, но подчеркнул бы наплевательское отношение Sony к своим приверженцам.

Опять же концепция потоковых игр несет массу плюсов. Так, можно, во-первых, полноценно опробовать игры перед их покупкой, во-вторых, освободить телевизор, организовав передачу игры на PlayStation Vita или планшет, в-третьих, передать управление геймплеем более опытному другу по играм, даже если он находится за тысячи километров.

На выставке CES 2014 были продемонстрированы такие PS3-тайтлы, как The Last of Us, Beyond: Two Souls, The Puppeteer и God of War: Ascension, запущенные на карманной приставке PS Vita, а также телевизоре Bravia с Bluetooth-подключенным контроллером DualShock 3.

Преимущество PlayStation Now состоит в том, что игровой процесс и сопряженная видеографика, зачастую сложного характера, обсчитываются на дистанционных серверах, тогда как фактически любое оконечное устройство, пусть даже маломощное, лишь транслирует сжатый видеопоток, отражающий геймплей. Девайс передает ввод со своего сенсорного экрана или подключенного игрового контроллера назад в облако, и тут же получает ответ, изменяющий игровой процесс. Не обязательно, чтобы интернет-канал был быстрым (впрочем, рекомендована ширина в 5 Мбит/с), но очень критично время задержки передачи пакетов данных, которое должно быть минимально возможным.

Изначально служба Gaikai транслировала игры для персональных компьютеров в Веб и на телевизоры Samsung и LG — благодаря усилиям Sony сие стало возможным для PlayStation-развлечений. Заявлено о потоковой доставке полноценных игр с записью сохранений в облаке, многопользовательской поддержкой, сбором трофеев и обменом сообщениями — в общем со всем тем, что можно было бы ожидать от настоящей PlayStation 3.

Демонстрация PlayStation Now выполнялась в 720p-качестве, хотя разрешение может варьироваться. Качество картинки хорошее, но иногда заметны артефакты и постэффекты сжатия видеопотока. Задержка с ответом геймплея удивительно низка — игра идет плавно, но еще предстоит оценить те тайтлы, которые требуют повышенной точности действий.

В дополнение к трансляции игр через сервис PlayStation Now анонсирована телевизионная служба, включающая IP-телевещание, видео по запросу, обмен рекомендациями с друзьями и даже цифровой видеомагнитофон.

PlayStation Now вряд ли ждет провал, который случился с аналогичной службой OnLive, исповедовавшей схожие с Gaikai технологии. Эта компания допустила ряд стратегических ошибок. Во-первых, перед собственным запуском в июне 2010 года на три года она арендовала 8 тыс. серверов и сопутствующие сетевые ресурсы, однако в среднем в каждый конкретный момент к услугам OnLive обращались не более 2 тыс. человек, что сделало бизнес неприбыльным, так как инфраструктура простаивала, но исправно требовала денег. Sony всегда может привлечь незадействованные вычислительные кластеры PlayStation Now для иных целей, ибо задачи, стоящие перед японской корпорацией, обширны.

Во-вторых, что куда важнее, OnLive не смогла договориться с ведущими игровыми издателями в лицах Electronic Arts и Activision, а также провалила партнерство с Bethesda, создавшей очень популярные Oblivion и Skyrim, и Valve, стоящей за Half-Life, Left 4 Dead, Team Fortress и Portal. В распоряжении Sony находятся где-то восемь сотен игрушек для PlayStation 3 — потребитель всегда сможет выбрать.

В любом случае будущее принадлежит сервисам типа PlayStation Now. Мало того что облачные вычисления продолжают обретать популярность, особенно в корпоративной среде, но и игровая отрасль будет рада избавиться от проблемы пиратства. Производителям оборудования не придется мучительно размышлять, как расширять базу игроков, заставляя их купить мощные и дорогостоящие компьютеры. Любители игр смогут наслаждаться самыми последними их версиями и обновлениями.

Конечно, как всё будет, покажет только время. Ну а пока даже Microsoft присматривается к использованию облаков в играх, хотя относительно полноценной их потоковой трансляции высказывается со скепсисом, полагая, что проблем не избежать, если не будет идеальных сетевых условий. Консоль Xbox One умеет передавать дистанционным Microsoft-серверам расчет игровых сцен, не чувствительных к задержкам времени или динамизму. В любой игровой вселенной немало декоративных сцен, которые не требуют собственного обновления в каждом кадре и не особо сильно реагируют на происходящее вокруг. Такими, к примеру, выступают солнечные лучи, просачивающиеся сквозь лесной массив, или туман, накрывающий поле битвы. Подобные элементы вполне могут быть отданы для вычисления облачным серверам, тогда как сама приставка занимается куда более насущным вопросом обслуживания реализма геймплея.

Тем временем Sony на дату конца 2013 года продала 4,2 млн экземпляров PlayStation 4 — успехи Microsoft и ее Xbox One заключены в реализации 3 млн с гаком консолей.

 

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх