Дороги, которые нас выбирают

   Автор статьи: Андрей Маркеев

Под эгидой информационно-аналитического агентства TelecomDaily прошел круглый стол «Оснащение автомобильных трасс РФ услугами сотовой связи. Взаимодействие операторов», на котором присутствовали технические специалисты сотовых операторов, а также представители Минкомсвязи, Россвязьнадзора и других заинтересованных организаций.

Дороги, которые нас выбирают

На мероприятии были подняты проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем покрытия сотовой связи большей части российских автодорог.

Естественно, что присутствующие на круглом столе, вспомнили и поездку В.Путина по трассе Чита — Хабаровск («Амур»), состоявшуюся летом 2010 года. Именно после нее тогдашний председатель правительства РФ дал поручение соответствующим органам обеспечить покрытие данной трассы сотовой связью.

По словам вице-президента ОАО «Ростелеком» Наума Мардера, бывшего тогда заместителем Минкомсвязи и курировавшего данный проект, задача перед операторами стояла очень непростая. Во-первых, требовалось решить экономические вопросы. Всем было понятно, что прибыли от реализации проекта ожидать не приходится, и он носит исключительно социальный характер. В этих условиях половину средств, пошедших на строительство объектов энергообеспечения и инфраструктуры (подъездных дорог), субсидировало государство, а остальное в равных долях вложили сами операторы. При этом деньги энергетикам выделялись непосредственно из бюджета государства, а на строительство дорог дотационные платежи поступали непосредственно операторам после предоставления ими документов на соответствующие расходы.

Как заметил технический директор МТС Свирский Олег, операторы были в данном случае не конкурентами, а скорее братьями по несчастью. Их главной целью было сократить затраты и наиболее эффективно потратить средства. Тем не менее, общие инвестиции в проект, включая государственные дотации, превысили 4 миллиарда рублей.

Дороги, которые нас выбирают

Перед началом строительства операторам пришлось решить и ряд других проблем, включая организационные. Идею работы в режиме виртуальных операторов на сетях друг друга отвергли по организационным моментам. Так же не нашло поддержки и решение с организацией роуминга на разных участках трассы. В результате было решено каждому оператору определить персональный фронт работ с собственным финансированием. При этом каждый объект по окончании строительства оснащался оборудованием всех трех операторов, а транспортная сеть использовалась единая (с последней в значительной мере помог Ростелеком). Кроме того, было предложено разделить сферы ответственности — за энергообеспечение отвечали энергетики и железнодорожники, а операторы занимались возведением своих объектов.

Для полного покрытия всей трассы, длина которой составляет более 2000 километров, потребовалось установить 140 базовых станции, построить подъездные дороги протяженностью более 100 километров и провести около 500 километров линий энергоснабжения.

С последним, несмотря на государственное финансирование, все было очень непросто.

Мало того, что к отдельным базовым станциям вести линии питания пришлось издалека, так еще и потребовалось сделать многоступенчатое понижение напряжения от высоковольтных ЛЭП. А в отдельных случаях даже и такое дорогостоящее решение оказывалось недоступным и компаниям пришлось поставить более 20 дизель-генераторов. В некоторых местах, где проводное электроснабжение не очень устойчивое, генераторы было решено оставить для подстраховки на случай возникновения аварийных ситуаций.

Так же определенные проблемы были и при взаимодействии с РЖД, к линиям электропитания которой, операторы так же были вынуждены подключаться. Для работы с этой организацией у них отсутствовала какая-либо нормативно-правовая база.

Работа велась в сложных условиях и для подъезда к объектам связи приходилось прокладывать специальные дороги, в результате чего их стоимость многократно возрастала. Но, несмотря на все трудности, поставленная задача по обеспечению трассы «Амур» сотовой связью, была выполнена в установленные сроки.

Благодаря реализации данного проекта была значительно повышена безопасность движения по трассе. Да и жители отдельных населенных пунктов, расположенных вдоль дороги, впервые смогли воспользоваться услугами связи, в том числе и скоростным интернетом, так как на отдельных территориях по условиям лицензий сразу были установлены базовые станции 3G.

А самим операторам данный проект хоть и вылился, что называется в копеечку, позволил наработать ценный опыт межотраслевого и межоператорского взаимодействия при решении сложных задач. Он пришелся весьма кстати при реализации следующего масштабного проекта по осуществлению покрытия сотовой связью дорог федерального значения. Планируется, что в ходе этой программы до конца 2013 года Билайн, МегаФон, МТС и Ростелеком обеспечат непрерывной связью 9000 километров федеральных автотрасс, проходящих по 32 регионам России.

Тем не менее, часть проблем до сих пор осталась нерешенной. Как и прежде, операторы утопают в различных согласованиях, процедурах и многое при строительстве зависит не только от них, но и от смежных организаций, которые помимо всего прочего не всегда выдерживают установленные сроки.

В новом проекте несколько поменялись принципы финансирования. Так решение всех вопросов, связанных с энергообеспечением объектов, целиком и полностью ложится на плечи операторов, с последующими выплатами дотаций от государства. Такой подход потребовал принятия специального постановление по субсидированию. Правда, и его в последующем пришлось дополнять, чтобы учесть интересы всех сторон.

Чтобы в столь масштабном проекте не быть привязанными друг к другу, операторы ушли от единой координации — каждый волен выбирать по своему усмотрению, какой объект и в какое время запускать в работу. Так же пришлось отказаться и от идеи строительства единой транспортной сети, так у каждой из компаний в регионах имеются свои собственные развитые каналы.

Хотя данный проект для операторов в финансовым плане также является затратным, тем не менее, определенную пользу он им все же принесет.

Так, в некоторых случаях благодаря возведению новых объектов у операторов появится возможность в отдаленных точках отказаться от спутниковых каналов и перевести их на радиорелейные. Одновременно с этим улучшится региональное покрытие и появится качественный прием в малых населенных пунктах, тратиться на которые ранее операторы в силу нерентабельности считали нецелесообразным. При этом в некоторых новых населенных пунктах установленные базовые станции смогут приносить прибыль.

Для обеспечения непрерывного покрытия на федеральных трассах операторам в этот раз придется применять различные технические решения, так как в отдельных случаях им потребуется подсветить многокилометровые белые пятна, а где-то будет необходимо обеспечить связью всего несколько сот метров автодороги. Поэтому потребуется разворачиваться не только новое оборудование, но и модернизировать уже имеющееся.

Так производители предлагают для этих случаев более эффективные решения с меньшими потерями, большими мощностями в антенне и, соответственно, обеспечивающими лучшее покрытие.

Хотя данный проект по обеспечению федеральных трасс сотовой связью и носит масштабный характер, он все же не решает всех проблем. Большая часть дорог России по-прежнему останется вне зоны действия сотовых сетей и даже трассы федерального значения будут покрыты не полностью. Что уж говорить о качестве связи на региональных дорогах.

Конечно, хорошо, что государство в подобных случаях берет на себя часть расходов. Но если подобные проекты будут планироваться и в дальнейшем, то их потенциальным участникам надо заранее решить вопросы по межведомственному взаимодействию, например, с энергетическими компаниями, проблемы по землеотводу и разработать новые механизмы финансирования и взаиморасчетов.


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 18 февраля

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх