Александр Малис, "Вымпелком": "Кризис нам на руку"

   Автор статьи:

Директор по развитию широкополосного доступа "ВымпелКома" Александр Малис рассказал корреспонденту РБК daily, почему крупные бренды только выиграют от текущей ситуации, как "ВымпелКом" намерен бороться на региональных рынках с МРК и почему сейчас выгоднее не покупать активы, а завоевывать рынок самостоятельно.

В условиях финансового кризиса многие игроки рынка широкополосного доступа (ШПД) в Интернет корректируют планы по региональной экспансии и используют любые возможности сократить затраты.

— Как скажется кризисная ситуация на рынке ШПД-услуг в целом и вашей компании в частности?

— Развиваясь вне кризисной ситуации, многие компании не сильно заботились об эффективности. О каких-то расходах можно было вовсе не думать — затраты возвращались быстро за счет бурно развивающегося рынка. В сегменте ШПД до кризиса появилось много компаний, которые вкладывали средства в собственное развитие не для получения наибольшей операционной прибыли, а для наращивания абонентской базы. Когда наступает непростая ситуация — подобная той, которую мы видим сейчас, — неэффективные компании сходят с дистанции. "ВымпелКому" это на руку: мы рассчитываем, что кризис позволит нам расти, в том числе и за счет освобождающейся части рынка.

— То есть, на ваш взгляд, в ближайшее время может начаться консолидация рынка в руках крупных игроков?

— В зависимости от региона в среднем небольшие провайдеры занимают сейчас 30—50% рынка. Думаю, в результате кризиса этот сегмент уменьшится как минимум вдвое и такие компании будут занимать от 10 до 20% рынка в зависимости от города. Фактически 15—30% рынка окажется неохваченным. Крупным брендам есть где развернуться.

— По мнению ряда отраслевых аналитиков, активы в регионах начали стремительно дешеветь. Рассматриваете ли вы возможность покупки компаний, работающих в сегменте ШПД?

— Никаких конкретных договоренностей пока нет, но мы присматриваемся к разным игрокам и к рынку в целом. Скажу одно: в регионах сейчас выгоднее не покупать компании, а "завоевывать" абонентов.

— С кем из крупных игроков придется бороться за абонентов в регионах?

— На сегодняшний день основными нашими конкурентами являются МРК "Связьинвеста". "Комстар", хотя и присутствует на региональном рынке, пока не особенно заметен.

— За счет чего вы намерены конкурировать с МРК?

— В первую очередь за счет дешевого трафика: во многих городах цены на Интернет неоправдано завышены. Месяц безлимитки при подключении к МРК, например, стоит около 1,5—2 тыс. руб., в то время как у нас пользователи премиального тарифа платят 650 руб. в месяц. И это не 164 килобайта, а 8 мегабит в секунду. В ряде регионов, где мы уже объявили о выходе на рынок, цены на Интернет в среднем упали на 20%.

— Будут ли тарифы "Билайна" едиными для всех регионов?

— Сегодня можно говорить о единой тарифной политике компании. Подход к формированию тарифной линейки и классы тарифов (эконом, премиум) будут одинаковыми, а вот "пакеты" — разные, в зависимости от технических возможностей в каждом конкретном регионе.

— По докризисным прогнозам некоторых аналитиков, рынок ШПД в России мог достичь насыщения уже в период 2011—2015 годов. Как кризис скорректирует эти прогнозы, по вашему мнению?

— Даже если кризис затянется на год-два, рынок ШПД не перестанет расти. Слишком большой отложенный спрос. Однако понятно, что темпы роста снизятся. В Москве ШПД-рынок уже насыщен, и мы наблюдаем ситуацию, когда компании здесь действительно борются за абонентов. Однако мы не наблюдаем снижения подключений новых абонентов к нашим услугам. Темпы не снизились, но стабилизировались. То же самое будет и на региональном рынке.

— А каким образом сам "ВымпелКом" планирует преодолевать кризис — будет ли компания корректировать свои планы по экспансии в регионах?

— Вне кризисной ситуации развитие ШПД в регионах шло высокими темпами. Но мы понимаем, что если кризис будет углубляться, то спрос на ПК в небольших городах снизится. И чтобы получить как можно более быстрый и больший возврат от инвестиций, нужно сосредоточиться на более крупных населенных пунктах. Мы будем строиться в тех городах, где проникновение ПК достигает как минимум 30%, — в основном это населенные пункты, где высота домов достигает в среднем пять этажей и выше.

— Какова структура абонентской базы "ВымпелКома" по физиче­ским и юридическим лицам? Как вы намерены изменить это соотношение, планируете ли активное развитие на рынке корпоративных клиентов?

— В данный момент мы ориентируемся прежде всего на массовый рынок. Однако услуги корпоративным пользователям составляют заметную часть доходов. В каждом доме к нашим сетям в среднем подключается 16—17 частных клиентов, которые приносят компании по 17 долл. в месяц. В каждом втором доме — один корпоративный клиент, который платит 150 долл. в месяц.

— Какова судьба бренда "Корбина"?

— Мы считаем, что потребителю удобнее общаться с одним брендом. Поэтому услуги ШПД для частных пользователей мы будем продвигать под брендом "Билайн", что уже сегодня делаем в нескольких городах страны, а все пользователи "Корбины" и в будущем сохранят текущие условия обслуживания.

— Рассматриваете ли вы возможность развития других сопутствующих бизнесов, например услуги Wi-Fi в регионах?

— Пока никаких глобальных планов на этот счет нет. Мы понимаем, что Wi-Fi должен быть у тех, кто пользуется беспроводным Интернетом дома. Что касается развития сетей "на улице", то, на наш взгляд, сегодня, когда в регионах появляется 3G, это нецелесообразно.

— Какова стратегия компании в области услуг IPTV?

— IPTV — пока стопроцентно столичный рынок. В регионах мы будем развивать IPTV медленнее, так как это дорогостоящий проект, которому требуется определенный уровень спроса. Нужно оценить состояние рынка и понять, когда выводить эту услугу на региональный рынок. Изначально мы планировали вывод в коммерческую эксплуатацию полноценной версии весной следующего года. В начале 2009 года мы сможем уточнить, когда будем это делать.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх