Игорь Торгов, Yota: «Потребителю все равно, как называется технология, важно, какое новое качество она привносит в его жизнь»

   Автор статьи:

Компании «Скартел», продвигающей Интернет по технологии мобильного WiMAX под брендом Yota, удалось привлечь 80 тыс. абонентов еще до запуска своей сети в коммерческую эксплуатацию, и она не собирается останавливаться на достигнутом. В интервью корреспонденту РБК вице-президент Yota ИГОРЬ ТОРГОВ рассказал о сложностях в развертывании сети в Санкт-Петербурге, о конкуренции на рынке мобильного Интернета и новых технологиях, которые уже наступают на пятки WiMAX.

- Как быстро Yota удается разворачивать сеть в Петербурге? С какими сложностями приходится сталкиваться?

- В тестовом режиме мы начали работать с осени прошлого года, продавая наши устрой­ства и бесплатно предоставляя услуги по доступу в Интернет. С 1 июня перешли на полную коммерческую эксплуатацию. В свое время мы несколько оптимистично оценили скорость строительства транспортной сети и подключения базовых станций. Самих станций у компании достаточно, и устанавливать их можно быстро. Но для предоставления высокой скорости нашим абонентам требуется также производительная транспортная сеть, и ее строитель­ство является основным сдерживающим фактором в плане обеспечения покрытия. Сейчас мы активно строим эту сеть, в основном с использованием оптоволокна. Формального покры­тия всего города мы собираемся добиться где-то в середине лета. Затем будем наращивать количество базовых станций, чтобы обеспечить необходимую емкость сети для растущей абонентской базы. Принцип добавления новых базовых станций после достижения полного покрытия города будет прост — если мы видим увеличение концентрации абонентов и, как следствие, перегруженность секторов или базовых станций в тех или иных районах города, то именно там и будем их добавлять. Дополнительно к этому будем активно заниматься улучшением покрытия внутри зданий — крупных деловых и торговых центров, где невозможно в ряде мест обеспечить покрытие за счет «внешних» базовых станций или требуется обеспечить большую емкость для значительного количества, например, корпоративных абонентов, которая распределяется неравномерно в зависимости от районов города.

- Сколько сейчас у Yota подписчиков в Петербурге и Москве? Какими темпами происходит прирост новых абонентов?

- На момент начала коммерческой эксплуатации у нас было порядка 80 тыс. абонентов, из которых 1500 — корпоративных. Порядка 57 тыс. абонентов приходилось на Москву, 23 тыс. — на Петербург. Средний темп подключения на конец мая составлял 1300 новых абонентов в день. Свежих данных за июнь пока нет, поскольку сейчас мы перерегистрируем всех абонентов в связи с коммерче­ским запуском. Мы надеемся, что темпы подключения новых абонентов падать не будут.

- Вы пробовали оценить свою долю на рынке скоростного Интернета?

- Тут надо понимать, с чем сравнивать. Аналитика в основном охватывает рынок ШПД, и отдельных данных по количе­ству пользователей сетей 3G, а также абонентов SkyLink, с которыми нас более уместно сравнивать, нет. Если же отталкиваться от ШПД, то нашу долю просто подсчитать. Так, согласно отчету MForum, в Москве на конец первого квартала было 2,93 млн, а в Петербурге — 858 тыс. пользователей. Соответственно, наша доля в Москве на конец мая составляла 1,9%, в Петербурге — 2,7%.

- Сколько средств уже инвестировано в развитие сети в Петербурге и Москве? Какие инвестиции запланированы на этот год?

- За 2008 год объем инвестиций составил 300 млн долл. В этом году наш основной акционер выделил еще 170 млн долл. У нас есть большие планы по региональной экспансии. Наши офисы уже открыты в Уфе, Сочи и Краснодаре. Строительство в Уфе началось еще в конце 2008 года, а 4 июня мы объявили о старте программы «Yota-чемпион», которую можно считать началом тестовой эксплуатации сети. Мы раздали 500 модемов, и сейчас наши абоненты выполняют тестовые задания. Конкретных сроков запуска сети в тестовую эксплуатацию в Краснодаре и Сочи у нас нет, но мы надеемся, что это произойдет осенью этого года. В проработке также бизнес-планы по другим крупнейшим российским городам, но пока мы не готовы их озвучить. Очевидно, мы приступим к их освоению в 2010 году.

- Каковы первые итоги продаж HTC MAX 4G? Как распределяются продажи другого оборудования?

- Продажи HTC MAX соответствуют нашим ожиданиям. При том уровне розничной цены, который мы можем установить, трудно ожидать высокого объема. Не секрет, что продажи коммуникаторов в диапазоне от 25 тыс. до 30 тыс. руб. очень сильно просели. Тем не менее на 31 мая у нас было 18 тыс. пользователей HTC MAX, а число продаж этого телефона еще больше — порядка 22 тыс. штук, так как аппарат покупают и в других городах, без подключения к нашей сети. Подавляющую долю в продажах занимают наши модемы. Из 80 тыс. абонентов на них приходится 57 тыс., оставшиеся пользуются ноутбуками со встроенным модулем Mobile WiMAX. Мы прогнозируем, что ситуация будет меняться, так как сейчас мы активно выводим на рынок новые ноутбуки и уже анонсировали 31-ю модель. Сейчас у нас есть договоренности с шестью основными производителями — Acer, Asus, Lenovo, MSI, Toshiba, Samsung, которые совокупно контролируют порядка 75% всего рынка ноутбуков.

- А как развивается сотрудничество с производителями мобильных телефонов?

- Осенью этого года совме­стно с Samsung мы представим телефон в среднем ценовом диапазоне, который будет разработан в концепции GSM + WiMAX. Это аппарат с экраном 2,1 дюйма, кнопочный. С его помощью мы будем предоставлять как нашу базовую услугу выхода в Интернет, так и Voice over IP (VoIP) — услугу голосовой связи через Интернет. Пока сложно прогнозировать объем продаж этого телефона. В зависимости от экономиче­ской ситуации он может быть от 100 тыс. до 300 тыс. телефонов в год. Мы планируем работать и с другими производителями телефонов. Переговоры уже ведутся, называть наших партнеров я пока не могу.

- Каких еще новых услуг, кроме IP-телефонии, ждать от Yota в ближайшее время?

- Сейчас наш портфель включает базовую услугу интернет-доступа, сервис «Yota Музыка», в рамках которого с 20 июня мы запустим функцию скачивания композиций. Для пользователей HTC MAX также есть услуга «Yota ТВ», которая предполагает доступ более чем к 20 каналам и сервис «Yota Видео Демо», в рамках которого мы, пока бесплатно, предоставляем возможность просмотра видеофильмов. Услуги IP-телефонии мы начнем предоставлять через Интернет уже в середине лета.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх