Кирилл Петров, i-Free: Jamango - новое слово на рынке дополнительных услуг

   Автор статьи: Наталья Хайтина

<p align="justify">i-Free — одна из лидирующих компаний на рынке провайдеров контент-услуг для сетей мобильной связи. Как и несколько других крупных контент-провайдеров, создана в Петербурге. Недавно i-Free запустила общефедеральный SMS-сервис <a href="http://www.sotovik.ru/news/releases/pr_2318.html">Jamango</a>, который доступен почти 60 млн абонентов. Jamango — новое слово на рынке дополнительных услуг для владельцев мобильников. Различные услуги не просто собраны под одним зонтичным брэндом, а представляют собой единую коммуникационную среду пользователей.</p>

- Откуда взялось название проекта Jamango?

- Проект Jamango представляет собой виртуальный тропический остров, на котором встречаются, знакомятся и общаются молодые люди. С самого начала было понятно, что название должно ассоциироваться с тропиками, экзотикой, морем и островами. Мы перебрали много идей, как назвать остров. В качестве вариантов рассматривались i-Land или Freeland. Внимательно изучив карту Полинезии и Микронезии, мы придумали слово Jamango, которое чем-то похоже на названия некоторых островов в этой части земного шара. Были и другие варианты. Мы провели много опросов и фокус-групп, на которых тестировались разные варианты. Одновременно учитывалась юридическая чистота слов — важно было иметь возможность зарегистрировать торговую марку. В результате остановились на Jamango, как на оптимальном во всех смыслах варианте.

- Какой регион был для проекта пилотным? Можно ли что-то сказать о результатах тестирования сервиса?

- С 15 сентября по 15 ноября проект тестировался в Нижнем Новгороде. В этом городе очень высокое проникновение сотовой связи, работает сразу несколько сотовых операторов — МТС, БиЛайн, Мегафон, Теле2 и НСС. Была проведена концентрированная рекламная кампания на местном телевидении, радио, в печатных СМИ, дополняемая наружной рекламой и BTL-акциями. За два месяца пользователями услуги стали более 20.000 человек, активность абонентов оказалось весьма высокой. Одновременно были выявлены отдельные недостатки первой версии продукта, так что по результатам мы доработали и усовершенствовали услугу. По итогам "пилота" было проведено 10 фокус-групп с жителями Нижнего — пользователями услуги разного возраста и пола. После чего мы разработали окончательную версию продукта и подготовили новый план рекламной кампании, актуальный в ходе федерального запуска услуги.

- Собираетесь ли вы продвигать этот проект в Украине?

- С 18 ноября проект запущен по всей России, одновременно готовится его запуск в Украине.

- Какова была сумма инвестиций в проект?

- Общие инвестиции в разработку и первую стадию продвижения проекта достигли 1 MUSD. Существенная часть бюджета пошла на исследования, разработки, первый этап продвижения услуги.

- Ваша компания проанонсировала использование на дальнейших этапах проекта технологий J2ME и Brew. Что они принесут пользователям?

- Java-технология позволит пользователям GSM-сетей использовать полный функционал услуги — даст им красочный интерфейс, доступный непосредственно с мобильного телефона, возможность загрузки анимации, музыки и фотоизображений. Brew — технология активно используемая для разработки приложений в сетях 3G, в частности, в сетях стандарта CDMA2000. В России этот стандарт поддерживает оператор "Скай Линк". По мере развития возможностей сети этого оператора, а также функциональности мобильных терминалов, мы планируем максимально реализовать все возможности сетей 3G — вплоть до потокового аудио и видео, доступного в реализации EV-DO данного стандарта.

- Почему цена на SMS-сообщения в рамках проекта Jamango у БиЛайна в два раза выше, чем в сетях других операторов?

- Одним из важнейших выводов, сделанных нами на основе анализа спроса и результатов пилотного проекта, стал вывод о необходимости сохранения максимально низких тарифов на данную услугу. Дело в том, что при пользовании этой системой абоненту необходимо отправлять целую последовательность SMS-сообщений, а не одно, как в случае с загрузкой картинок и мелодий. В среднем одна сессия абонента предполагает отправку 15-20 сообщений. Мы решили сделать цену на одно сообщение чуть выше стоимости обычного SMS-сообщения в сетях, а именно 8 центов. К сожалению, нам не удалось предложить подобную стоимость абонентам БиЛайн GSM (цена услуги для них составляет 15 центов) из-за особенностей партнерской программы БиЛайн GSM. При цене в 8 центов в этой сети нам пришлось бы терять несколько центов на каждом SMS-сообщении. Пока попытки договориться с БиЛайн GSM о новой политике в отношении подобных тарифов не привели к успеху ни с нашей стороны, ни со стороны других контент-провайдеров. С нашей точки зрения, совершенно очевидна необходимость разделять услуги, которые предполагают одну транзакцию со стороны абонента и приносят прибыль за счет маржи (рингтоны и картинки), и услуги, предполагающие отправку сразу нескольких сообщений (игровую сессию), приносящие прибыль за счет количества отправляемых сообщений. Мы не прекращаем переговоры с БиЛайн GSM по этому вопросу, и надеемся, что в скором времени нам все же удастся предложить абонентам этой сети более выгодные условия.

- Насколько в России сформировался рынок провайдеров контентных услуг для мобильных сетей? Основные игроки уже определились? Или присутствует возможность прихода на рынок новых крупных игроков?

- С нашей точки зрения, рынок контент-провайдинга в России уже является достаточно зрелым. Вряд ли его состав претерпит серьезные изменения в ближайшее время. Вполне вероятно, что следующий год станет годом слияний и поглощений между игроками на этом рынке. Сегодня доходность таких традиционных услуг, как загрузка картинок и мелодий, существенно снизилась, многие игроки работают в убыток, в расчете на получение стратегического преимущества в будущем на привлекательном рынке мобильных услуг. Новым игрокам практически невозможно выйти на рынок и зарабатывать на нем, если у них нет каких-либо эксклюзивных маркетинговых каналов продвижения, либо существенного финансирования. С нашей сточки зрения, минимальный входной билет в отрасль для нового, независимого игрока исчисляется десятками миллионов долларов, причем как минимум год компания должна быть готова не получать прибылей. Учитывая высокую динамику и нестабильность отрасли, неясность дальнейших путей ее развития, подобные инвестиции являются крайне рискованными, и большинству инвесторов их выгоднее направить в более стабильные отрасли. Тем не менее, существующие игроки уже достаточно хорошо изучили правила игры и, скорее всего, останутся на рынке. Единственным залогом их успеха могут стать верные стратегические решения, правильный выбор новых направлений для инвестиций и инновации.

- Какие услуги являются сейчас наиболее востребованными?

- Одними из наиболее востребованных на рынке остаются услуги по загрузке мелодий и картинок для мобильных телефонов. Постепенно развивается направление загрузки игр для мобильников. Весьма перспективным представляется направление разработки мобильных приложений на Java, так как успешные разработчики практически не связаны географическими границами и могут продавать свои приложения компаниям и абонентам во всем мире. В 2004 г. стремительно набрало обороты направление интерактивных медиа-проектов, особенно телевизионного интерактива. Для телеканалов оказалась весьма привлекательной возможность получения обратной связи от телезрителей посредством мобильных технологий. В целом, пока российский рынок мобильных услуг не демонстрирует каких-либо уникальных отличий от европейских рынков, например, немецкого — все новые услуги появляются и на нашем, и на западных рынках практически одновременно.

- В каких телевизионных интерактивных проектах вы принимаете участие?

- i-Free сегодня занимает одну из лидирующих позиций в сегменте мобильных интерактивных проектов — недавно мы начали совместный проект с Первым каналом в рамках реалити-шоу "Последний герой", уже достаточно давно работаем c MTV — телезрителям известны наши совместные проекты "SMS-битва" и "Тотальное шоу". Этим наши телевизионные проекты не ограничиваются, в ближайшее время запускается целый ряд новых проектов с разными телеканалами. Одним из преимуществ i-Free является гибкая партнерская программа для медиа-компаний и телеканалов, а также ряд технологий — мощная интерактивная система разработки и контроля за ходом голосований, викторин и т.п., доступная нашим партнерам, в рамках которой любой, даже самый сложный интерактивный проект можно собрать, словно из конструктора, за считанные минуты. Другим важным преимуществом является наша платформа динамического интерактива, которую мы бесплатно устанавливаем в телевизионных компаниях. С ее помощью непосредственно в эфирный тракт можно транслировать любые интерактивные игры, накладывать на телепередачи в реальном времени интерактивные сервисы — будь то чаты, голосования, розыгрыши или игры. Это позволяет телевизионным каналам без каких-либо дополнительных вложений получать дополнительные доходы от телезрителей, обеспечивать обратную связь и повышать лояльность телезрителей, увеличивая текущий рейтинг. На данном направлении мы столкнулись с таким высоким спросом, что пока не можем полностью его удовлетворить, поэтому активно развиваем соответствующие подразделения в компании.

- Используется ли интерактив в рамках проекта Jamango?

- Максимально широко. Мы придумали необычную маркетинговую концепцию для продвижения услуги. Дело в том, что на острове живут различные персонажи, каждый из которых имеет свой характер, свои интересы, находится в определенных отношениях с окружающими. Все они вовлечены в самые разные истории, могут любить и враждовать, дружить и пакостничать. Но самое интересное, что все жители Jamango — каждый абонент, который попал на остров — становятся участниками событий, вовлекаются во все истории и сюжеты, а значит, могут повлиять на их исход. То, что происходит на острове, абоненты могут увидеть в комиксах и мультфильмах, которые еженедельно выходят на всех основных развлекательных телеканалах и в нескольких печатных изданиях. Нам бы хотелось, чтобы все, кто попал на остров Jamango, почувствовали себя жителями яркого мира, участниками увлекательной игры, в которой они смогли бы найти себе много новых друзей, интересных собеседников и самые захватывающие приключения.

- Много ли сейчас пиратства на рынке мобильного контента? Предпринимаете ли вы какие-то меры по борьбе?

- Пиратство есть. Мы вместе с другими компаниями контент-провайдерами, а также совместно с музыкальными издательствами и другими правообладателями боремся с этим явлением. За последнее время было закрыто несколько пиратских сайтов. Продавать же нелицензированный контент через premium rate SMS сегодня почти невозможно — за этим внимательно следят правообладатели, и одного их письма достаточно, чтобы сотовый оператор отключил компанию-нарушителя.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх