Краном хорошо, а вертолетом – лучше!

   Автор статьи: Андрей Маркеев

Порой установка башни сотовой связи винтокрылой машиной обходится дешевле, чем наземной техникой.

Да, именно башнями называет эти ажурные красно-белые сооружения сотовой связи генеральный директор ЗАО «Строительство и Связь» Алексей Васильев. А вышки, говорит он, были в ГУЛАГе. За 12 лет его компанией для операторов большой тройки по всей стране было сооружено 1700 таких объектов.

На плечи специалистов ЗАО ложатся все работы по возведению подобных башен — начиная с нулевого цикла и заканчивая сдачей объекта с установленными антеннами заказчику.

На первом этапе по исходным данным, полученным от сотового оператора, подбираются три площадки, соответствующие заданным требованиям. После утверждения одного из предложенных вариантов наступает черед оформления документов под землеотвод площадью около полутора соток — именно столько требуется для установки опоры и сопутствующего ей оборудования. Параллельно с этим проводятся инженерно-геологические и геодезические проектные работы. От свойств грунта и местонахождения площадки зависят параметры фундамента. Так, на склоне они будут одними, а на скалистой основе — другими.

Мачты изготавливаются из цельнотянутой трубы (сталь марки 20). Для конструкций отбираются элементы с определенной степенью вязкости, чтобы обеспечить требуемую прочность.

После установки величина отклонения ненагруженной башни не должна превышать 1/1000 от ее высоты. Отклонение от вертикальной оси опоры с обвесом может быть чуть больше — 1/100. Ежегодно осуществляется замер осадки фундамента и вертикальность мачты. В случае ухода параметров за оговоренные границы, возможна установка прокладки из стали марки 3 под фланец нижней опоры.

При строительстве сотовых сетей, как правило, используют башни стандартной высоты: 30, 72 и 85 метров. Правда, при определении высотности имеются определенные разночтения. Так, оператор отсчитывает высоту 70-метровой башни от раскрыва антенн, установщики же — от верхнего среза молниеприемника, что добавляет еще 2 метра.

На такой мачте может быть установлено 5 параболических радиорелейных антенн диаметром 1,28 метра, 2 дополнительные антенны диаметром 0,6 метра на высоте 53 метра и 12 панельных антенн собственно самой базовой станции — по 6 на верхнем и нижнем ярусе оголовка.

Специалисты ЗАО «Строительство и Связь» также отвечают за разработку и установку молниезащиты, освещения, системы энергоснабжения и антенных фидеров.

Пять лет назад я уже присутствовал на вертолетном монтаже базовой станции Билайна в Талдомском районе Московской области. В этот раз мы также отправились на север — за несколько километров от поселка Вербилки.

Пока мы плутали по местности — монтаж башни уже начался — первые две секции высотой 24 метра были установлены автокраном. Вертолету предстояло поднять в воздух еще несколько секций и оголовок конструкции. Вес самой легкой секции составляет 3,5, самой тяжелой — 4,2, а всей башни — 22 тонны.











Под такое сооружение понадобился и соответствующий фундамент глубиной более двух метров и с троекратным запасом по прочности. Всего на его изготовление ушло около 40 кубометров высокопрочного бетона марки 300 (это не считая 5 тонн стальной арматуры).

Дополнительную прочность всей башне придает ее секционная конструкция, которая благодаря небольшим допускам в элементах как бы «дышит» при нагрузках.

В качестве воздушного крана используется старенький вертолет МИ-8, которому скоро стукнет 20 лет. На своей крейсерской скорости более 200 км/час эта крылатая машина, принадлежащая НПО «Взлет», в поисках работы мотается по всей стране. По словам летчиков, за все время ими было поставлено около 1400 сотовых башен. Наша же, для ЗАО «Строительство и Связь», генерального подрядчика Вымпелкома по строительству объектов сотовой связи, была юбилейной — 1700-й (с момента мероприятия уже поставлено еще 6 БС).





Надо отметить, вертолет этот не простой — в его хвостовой части имеется дополнительная кабина, с прозрачным стеклянным полом, в которой третий пилот с помощью подведенных 4-х тяг может управлять тангажом и прочими параметрами полета.








 
 
 

В центре салона имеется проем, через который закрепляются тросы.



 
 

Про массу секций мы уже говорили, поэтому, чтобы уменьшить подъемный вес, в вертолет перед каждым взлетом заправляют минимумом горючего.

Процесс подъема очередной секции выглядит со стороны довольно просто.

Вертолет подлетает к конструкции, рабочие на земле цепляют ее к тросам и аппарат взмывает в небеса. Зависнув над башней, первые два пилота из основной кабины отдают управление машиной третьему пилоту, который юстирует сквозь стеклянный пол положение прицепленной секции относительно стоящей на земле конструкции.

При совпадении элементов крепежа, рабочие, находящиеся наверху последней установленной секции, быстро прихватывают болтами вновь прибывший элемент и освобождают тросы вертолета, который улетает за новой порцией.

А теперь — весь процесс монтажа в картинках.












































 

Что было

Что стало

Он улетел, но обещал вернуться

Кончил дело — гуляй с башни!



 
 


Так уж совпало, что новую сотовую башню Билайна «мы» установили всего в паре километров от дачи моей знакомой, которая постоянно жаловалась на плохую связь и мобильный Интернет. Пришлось подарить ей на перспективу билайновский модем — надеюсь, скоро причин жаловаться у нее станет меньше.


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 28 сентября

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх