Операторы обнаружили активность в рядах своих абонентов

   Автор статьи: Борис Горлин

В этом месяце, согласно официальной отчетности сотовых операторов, проникновение услуг связи в Санкт-Петербурге достигнет 100%. С одной стороны, это означает, что количество пользователей сотовой связи в городе эквивалентно его населению. С другой — и операторы, и аналитики признают, что реальное количество абонентов несколько ниже. В начале мая компания "Вымпелком" (торговая марка "Би Лайн") даже ввела новый учетный параметр — количество "активных абонентов", которых на 31 марта оказалось всего 88% от общей абонентской базы. О вводе аналогичной методики раздумывает, по данным "Ъ", и самый крупный российский оператор "Мобильные телесистемы".

Отечественный рынок мобильной связи последние 4 года демонстрирует феноменальный рост, а количество сотовых абонентов в России растет как на дрожжах. Согласно официальным данным сотовых компаний на конец апреля этого года, в стране насчитывается почти 90 млн абонентов, а проникновение услуг составило 61,5%. Для сравнения: еще в 2000 году количество пользователей сотовой связи в стране составляло всего 3,4 млн человек, при проникновении — 2,6%. Что касается Петербурга, то, по прогнозам аналитиков, уже в этом месяце проникновение услуг в городе составит 100% (98,1% на конец апреля). На московском рынке происходят и вовсе удивительные события. Аналитики сложили абонентские базы всех действующих в столице операторов, и получилось, что совокупное количество подписчиков больше населения города на 12%. Ключ к пониманию этого парадокса — в методах, с помощью которых операторы считают своих абонентов.

У каждой компании свой метод. "Мы считаем "абонентами" физических лиц или организации, негативный баланс на лицевых счетах которых не превышает 61 день, или 183 дня в случае пользования тарифными планами ДЖИНС, и которые совершили хотя бы одно тарифицируемое действие в течение указанного периода", — говорится в официальных документах МТС. Другими словами, абонент тарифного плана ДЖИНС может быть отключен от сети ввиду отрицательного баланса, и еще полгода после этого оператор будет считать его своим абонентом. С учетом того что на конец 2004 года тарифами ДЖИНС пользовалось 77% от всех российских абонентов компании, можно предположить, что "мертвых душ" в абонентской базе оператора немало. В "Вымпелкоме" "чистка" базы пользователей происходит похожим образом. "Пользователи, находящиеся на контрактной системе оплаты, отключаются от сети в случае неоплаты счетов в течение двух месяцев, а пользующиеся системой пре-пейд (оплата по карте) отключаются от сети через 6 месяцев после блокировки номера", — говорится в документах компании. Последних у оператора тоже достаточно — на конец 2004 года более 23 млн человек из 26,58 млн подписчиков.

Принятые двумя крупнейшими в России операторами сотовой связи правила игры позволяют им очень быстро наращивать свои абонентские базы. Достаточно заставить пользователя один раз активировать SIМ-карту, и можно полгода считать его своим. Поэтому весь прошлый год операторы в изобилии предлагали рынку различные маркетинговые акции, позволяющие бесплатно получить SIМ-карту. В ходу были и акции, в течение которых один пользователь мог получить сразу несколько SIМ-карт с положительным балансом. В итоге в прошлом году прирост новых абонентов в России составил ни много ни мало — 34 млн человек.

Акции "Вымпелкома" и МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), поэтому очевидно, что известие о феноменальном приросте их абонентских баз позитивно сказывается на стоимости ценных бумаг и, соответственно, росте стоимости самих компаний. Например, стоимость акций МТС год назад составляла около 25 USD, тогда как сегодня их цена около 34 USD. Стоимость бумаг "Вымпелкома" также поднялась за год с 29 USD до 34 USD. С одной стороны, рост капитализации компании нельзя назвать отрицательным событием для ее владельцев. С другой — собственник, не желающий продавать свой бизнес, вряд ли станет искусственно "раздувать" показатели. Другими интересантами феноменального роста абонентов являются топ-менеджеры сотовых операторов, которые, рапортуя о новых миллионах пользователей, вправе рассчитывать на различного рода бонусы от начальства. "Доля истины в этом, конечно, есть, менеджмент заинтересован в том, чтобы сказать "мы первые", - считает старший аналитик ФК "Уралсиб" Константин Чернышев. Впрочем, и в МТС, и в "Вымпелкоме" корреспондента "Ъ" заверили, что от числа абонентов вознаграждение топ-менеджмента никак не зависит. "Это все спекуляции. Подобный маркетинг — это элемент конкурентной борьбы. Чем больше будет привлечено абонентов, тем больше их останется", — считает начальник департамента по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.

Но, как бы там ни было, бесплатная раздача SIМ-карт подходит к концу. Проникновение в 200% будет выглядеть более чем сомнительно. А санкции к компаниям, чьи акции торгуются на NYSE, за предоставление недостоверных сведений применяются достаточно серьезные. Первый шаг к переходу на новую систему подсчета абонентов в начале мая сделал "Вымпелком". Компания ввела дополнительный параметр — количество "активных абонентов" или пользователей, которые принесли доход компании в течение трех последних месяцев. Оказалось, что "активных абонентов" в сети "Би Лайна" на 12% меньше, чем официальных.

По данным "Ъ", интерес к нововведению проявляют и в МТС. "Определенного решения, будем ли мы вводить такой параметр, пока нет. Но у нас нет и явных возражений", — говорит господин Нефедов. Действительно, время для того, чтобы подсократить абонентские базы сотовых компаний, сейчас весьма подходящее. Во-первых, проникновение на двух ключевых российских рынках уже превысило 100%, а с помощью ввода понятия "активного абонента" инвесторам будет продемонстрирован имеющийся у рынка "дополнительный" потенциал. Во-вторых, сократив свои базы, операторы заметно улучшат такой ключевой показатель, как ежемесячная выручка с одного абонента (ARPU), что также немаловажно для формирования положительного имиджа в глазах инвесторов. Когда же и количество "активных абонентов" сравняется с численностью населения Москвы и Петербурга, можно будет ввести новый термин — "суперактивный абонент", например, назвав таковым человека, который принес компании доход не за 3, а за 1 последний месяц.


© КоммерсантЪ

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх