Конец копеечных тарифов
После достаточно долгого периода демпинговых цен мобильная связь в регионе снова начала дорожать. Видимо, сотовые компании пришли к выводу, что с копеечными тарифами им не выжить.
Операторы мобильной связи по-прежнему стремятся заинтересовать абонентов низкими ценами на внутрисетевые звонки, позволяют им бесплатно общаться внутри сети в ночное время. Но, согласитесь, далеко не все ваши собеседники подключены к одному и тому же оператору или ведут ночной образ жизни. Поэтому наиболее важным ценовым показателем остается цена звонков в другие мобильные сети ? у многих абонентов именно они занимают существенную часть в общем объеме использованного эфирного времени.
За пару последних лет минимальная цена минуты звонка с мобильного на мобильный в тарифах разных операторов снизилась с 5 руб. до 30 коп. Тон в этом ценовом соревновании задавали в основном компании "МТС" и "ТЕЛЕ2". Впрочем, подвинуться в цене на эфирное время (пусть и не столь значительно) пришлось и "Билайну" с "МегаФоном".
В начале 2005 года этой жесткой игре на понижение пришел конец. Первым из нее вышли "МТС", отменив свои 30-копеечные звонки на все мобильники. Сегодня звонки в другие сети в популярных рrераid-тарифах "Джинс" стоят 2,3 и 1,5 руб. (в зависимости от типа тарификации).
В ближайшие дни планирует поднять цену и компания "ТЕЛЕ2". Она позиционирует свои тарифы как самые дешевые, но все же не хочет сильно отличаться от конкурентов. Новые тарифы "ТЕЛЕ2" "Мечта" и "Баланс", которые будут запущены в ближайшее время, предполагают существенные скидки на внутрисетевые разговоры длительностью более одной минуты, однако звонки на остальные мобильники региона также заметно подорожают ? до уровня 1,6 и 2 руб.
"Билайн" недавно выступил с новым тарифом "Простые вещи". Минута любого местного вызова (в том числе и внутрисетевого) стоит здесь 4,8 руб., и только выговорив три минуты в день, абонент получает льготные 60 коп. за минуту. Экономия получается не очень наглядная, разве что для отъявленных болтунов.
На общем фоне даже популярный тариф "Лайт-2005" оператора "МегаФон", ранее казавшийся достаточно дорогим (2 руб. на все мобильные региона), сегодня выглядит вполне привлекательно.
Такое поведение сотовых операторов вполне закономерно. На начальном этапе развития сети инвесторы, вкладывающие деньги в проект, требуют от компании быстрых темпов роста абонентской базы. Сделать это трудно, особенно если оператор только начинает работать в регионе, где уже вовсю орудуют многочисленные конкуренты. Отсюда супернизкие цены, льготные подключения и т. д. Потом инвесторов начинают больше интересовать другие показатели: прибыль, от размеров которой зависит скорость возврата инвестиций, средний доход с одного абонента (ARPU). Здесь нужны совсем другие инструменты, поэтому на смену откровенному демпингу приходят более сбалансированные ценовые предложения. А горькую пилюлю обычно подслащивают разнообразными маркетинговыми акциями, позволяющими абоненту немного сэкономить. В качестве примера можно вспомнить агрессивный вход на ростовский рынок компании "МегаФон", обвалившей цены на связь, а сегодня уже не относящейся к категории дешевых операторов.
За последние год-полтора ростовский рынок сотовой связи заметно изменился. И хотя проникновение услуги здесь не столь велико, как в Москве (разные эксперты оценивают его в 40?60% против столичных 99%), массовое привлечение новых абонентов сегодня мало что дает в плане увеличения прибыли. Большинство тех, кто способен тратить на сотовую связь в месяц от 10 USD и выше, уже являются абонентами различных операторов. Остальные пользуются мобильником нерегулярно или, завлекаемые очередной халявой, легко переходят от одного оператора к другому. Операторы потворствуют таким абонентам, отменяя сроки действия карт оплаты. При этом приходится повышать финансовую нагрузку на более разговорчивых.
Впрочем, повышение цен имеет положительные стороны не только для операторов, но и для их клиентов. Часть из них начинает общаться более экономно, что снижает общую нагрузку на сеть, не снижая выручки оператора. Другие согласны тратить больше при условии хорошего качества связи. В итоге у операторов появляется больше возможностей для дальнейшего развития сети и улучшения сервиса.
? При копеечных ценах на связь ни один оператор долго прожить не сможет, ? отмечает Игорь Литвак, заместитель генерального директора компании "ТЕЛЕ2-Ростов". ? Когда операторы это осознали, цены пошли вверх. Ростовская область ? регион преимущественно сельскохозяйственный, здесь население рассредоточено по всей территории. Чтобы охватить ее сотовой связью, операторам необходимы существенные вложения в развитие сетей. Нужно также реагировать на изменения рынка, вводить новые услуги, а это тоже требует инвестиций. Копеечные тарифы всего этого делать не позволяют. Они кажутся абонентам очень выгодными, но являются таковыми лишь на первый взгляд.
Действительно, супердешевые звонки, бесплатные раздачи SIМ-карт, подарочные пакеты эфирного времени и т. д. ? все это отличные инструменты для решения краткосрочных задач. Для работы на перспективу они не подходят. Сегодня от абонентов различных сетей исходят многочисленные нарекания по поводу качества связи и сервиса операторов. Возможно, работа без демпинга позволит им повысить уровень своих услуг.
© Город N