Начался процесс объединения широкополосных беспроводных сетей Wi-Fi

На днях сотовый оператор T-Mobile объявил о введении услуги роуминга в сетях Wi-Fi. Она позволяет клиентам американского филиала оператора бесплатно пользоваться услугами высокоскоростного доступа в Интернет более чем в 11 500 точках по всему земному шару: Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Голландии, Японии, Чехии, Сингапуре, Малайзии и Австралии. Также на прошлой неделе в Петербурге была запущена сеть Wi-Fi, которая, по заверениям построившей ее компании Unitline, обеспечивает полное покрытие города. Летом 2004 года подобная сеть появилась в Выборге, а в дальнейшем сети на основе технологии Wi-Fi стартуют и в других городах 45 регионов страны, где Unitline владеет лицензией на работу.

Беспроводные сети уже перестают быть диковиной, имиджевой услугой, их внедрение подразумевает наличие бизнес-плана по возврату инвестиций и извлечению прибыли от эксплуатации. Интересно, что в отличие от проводных сетей Wi-Fi крайне тяжело вогнать в пространственные рамки. В этом они куда ближе обычным сотовым сетям. Так, например, довольно неоднозначно применение беспроводных технологий в гостиницах, где оказание услуг привязывается к конкретному номеру и соответственно включается в счет. Это легко реализуется при проводном подключении или при доступе в Интернет с использованием телевизора в качестве монитора (триединая услуга, о которой мы ранее писали). Однако применение беспроводных сетей вынуждает прибегать к менее удобным способам оплаты при помощи карт, которые нужно предварительно приобрести в отеле, что не очень удобно для постояльцев. Более удачно в коммерческом плане беспроводные сети используются в больших бизнес-центрах. Как правило, там можно организовать подписку на услуги для постоянного круга клиентов или при помощи все тех же предоплаченных карт обеспечить посетителям доступ в Интернет. Аэропорты также строят беспроводные сети, правда, оплата подключения (в среднем в Европе 3 часа доступа в Интернет стоят 10 евро) осуществляется по-разному: либо при помощи предоплаченных карточек, либо путем оплаты по кредитным картам. Интересным вариантом организации доступа в закрытом помещении является работа с Интернетом в ресторанах. Это позволяет, превратив ресторан в своеобразное интернет-кафе, привлечь определенный, достаточно обеспеченный класс потребителей: обладателей ноутбуков и КПК со встроенными адаптерами беспроводной связи. Предполагается, что, выбирая место для деловой встречи, они предпочтут ресторан, в "меню" которого входит беспроводное подключение. Таким образом, засиживаясь в ресторане, посетители тратят больше денег и компенсируют бесплатный интернет-трафик.

Впрочем, все перечисленные способы организации коммерческого доступа в Интернет относятся к разрозненным сетям, между операторами которых нет никакого взаимодействия. Безусловно, операторы беспроводных сетей, занимающие монопольное положение в бизнес-центрах, вполне довольны своими доходами. Однако у большинства сетей они бы несомненно выросли, если бы была налажена система оплаты их услуг. По мнению специалистов, в настоящий момент российский рынок беспроводного доступа находится в самом начале своего развития: множество операторов пытается захватить наиболее выгодные с коммерческой точки зрения территории (а точнее, здания). Следующий этап должен сопровождаться организацией межсетевого взаимодействия (роуминга). Этот процесс уже идет в Европе и США, тогда как наша страна традиционно отстает на год-полтора. Затем должно последовать строительство национальных Wi-Fi-сетей и поглощение мелких операторов большими. Несложно заметить, что беспроводные сети попадают в область интересов сотовых операторов, ведь для них нет большой разницы, что именно продавать абонентам: голосовой трафик или данные. В этом случае им значительно проще организовать покрытие больших территорий (городов, районов), поскольку у них уже оборудованы места для базовых станций мобильной связи. К примеру, в настоящее время компания Alcatel готовится поставлять базовые станции, которые можно использовать в том числе и для организации высокоскоростного Wi-Fi-доступа. Они уже могут использоваться в сетях 3G при наличии специального программного обеспечения, и вполне логично, что они будут поддерживать и другие протоколы беспроводной передачи данных. В городах, где базовые станции сотовых операторов расположены достаточно близко друг от друга, они в полной мере подходят для организации и Wi-Fi-доступа. В открытой местности выходом из ситуации может стать широкое внедрение технологии Wi-Max, при которой возможна передача данных на расстояние до 30 километров.

Возникновение подобной инфраструктуры открывает возможность для организации совершенно новых услуг, например беспроводной IP-телефонии. И в итоге мы в очередной раз убеждаемся в том, что голос есть просто один из видов данных, которые передаются по сетям наравне с видеофайлами. При этом такой телефон сочетает в себе положительные стороны мобильного (сохранение номера при перемещениях между офисом и домом или городами, странами) и стационарного телефонов: оплата за услуги взимается без ограничения трафика (flat-rate). Правда, все эти преимущества проявляются только в "домашней" сети оператора, поскольку позволяют ему контролировать тарифы. В дальнейшем эта тенденция будет лишь нарастать с выпуском разнообразных устройств, в том числе мобильных телефонов, сочетающих в себе GSM- и Wi-Fi-модули и способных работать в той сети, которая доступна в данный момент.

Материал взят с разрешения редакции журнала "Итоги"


© Итоги

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх