Новый iPad: радость игроков

   Автор статьи: Дмитрий Романовский

В ходе презентации нового iPad Apple заявила, что если чип A5 был вдвое быстрее Nvidia Tegra 3 по части видеографической производительности, то A5X — уже вчетверо.

Обзор нового iPad
Видеографическая мощь нового iPad сравнима с таковой на игровых консолях.

Посмотрим, так ли это на самом деле, взяв для сравнения Android-планшет ASUS Eee Pad Transformer Prime, о котором «Сотовик» подробно рассказывал в обзорном материале и останавливался на обновленной до Ice Cream Sandwich его «прошивке».

Для начала следует разобраться с тем, как устроены отвечающие за видеографику компоненты однокристальных систем Apple A5X и Nvidia Tegra 3 — Imagination Technologies PowerVR SGX543MP4 и Nvidia GeForce ULP.

В состав Nvidia Tegra 3 включен графический процессор, который компания называет GeForce ULP (Ultra Low Power). Он располагает стандартной раздельной архитектурой, когда за работу пиксельных и вершинных шейдеров (отдельных графических подпрограмм) отвечают разные части оборудования — арифметико-логические устройства; в Nvidia их нарекли ядрами. В Tegra 3 собрано восемь ядер для шейдеров пикселей и четыре ядра для шейдеров вершин — всего двенадцать. Каждое ядро в состоянии выполнить одну инструкцию (умножение плюс сложение) за такт, соответственно, все двенадцать ядер выдают двенадцать инструкций за такт. На 200-МГц тактовой частоте видеографическая производительность GeForce ULP составляет 4,8 гигафлопс, ее подъем до 300 МГц увеличивает мощность до 7,2 гигафлопс. Между тем вендорам не запрещено останавливаться на искомых частотах, поэтому Transformer Prime выдает 12 гигафлопс — возможно, речь идет о линейной прибавке частоты до 500 МГц.

Обзор нового iPad
Только вдумайтесь: Apple, не будучи поставщиком видеографических решений, разработала более мощный чип, чем Nvidia, основной бизнес которой связан именно с видеографикой.

«Система на кристалле» Apple A5X снабжена графическим процессором Imagination Technologies PowerVR SGX543MP4, представляющим собой два объединенных процессора PowerVR SGX543MP2 (взяты из A5), каждый из которых несет восемь арифметико-логических устройства, здесь называемых универсальными масштабируемыми шейдерными обработчиками (USSE2). Эти вычислительные модули общим числом шестнадцать построены по универсальной архитектуре, то есть могут обрабатывать равно как код пиксельных, так и вершинных шейдеров. Преимущества такого подхода очевидны: при пиковых нагрузках с обилием кода пикселей и вершин производительность будет выше, ведь не нужно, как в случае с Tegra 3, заботиться о желательном балансе 2:1 — A5X всё равно. Каждый USSE2-модуль способен выполнить четыре инструкции за такт, всего PowerVR SGX543MP2 справляется с 32-мя инструкциями за такт, а PowerVR SGX543MP4 — уже с 64-мя. При частоте в 200 МГц мы имеем дело с производительностью на уровне 25,6 гигафлопс, увеличение частоты до 300 МГц обеспечит 38,4 гигафлопс. Однако в A5X ее значение выставлено в промежуточных 250 МГц, что рождает 32 гигафлопс.

Таким образом, PowerVR SGX543MP4 на самой низкой тактовой частоте обеспечивает скорость, более чем вдвое превышающую таковую у Tegra 3 даже на самой высокой ее частоте. Опять же у A5X в наличии более широкая пропускная способность памяти.

Обзор нового iPad

Вместо миниатюризации A5X-кристалла Apple пошла путем максимального извлечения производительности из нынешнего 40-нм техпроцесса.

Большинство мобильных однокристальных систем оборудованы одно- или двухканальным контроллером оперативной LPDDR2-памяти. В отличие от десктопов и ноутбуков, в которых каждый DDR2/DDR3-канал обращается к 64-разрядному интерфейсу, в мобильном мире речь заходит о 32-разрядной ширине канала передачи данных. Nvidia и Qualcomm используют одноканальные интерфейсы (впрочем, Snapdragon S4 последней уже перешла на двухканальность), Apple, Samsung и Texas Instruments эксплуатируют двухканальную связь.

Обзор нового iPad

A5X располагает 128-разрядным интерфейсом памяти — вдвое шире, чем предлагают ближайшие конкуренты, что ставит кристалл вровень с современными x86-процессорами и серийными видеокартами.

Apple совершила невероятное: ее кристалл A5X получил целых четыре 32-разрядных контроллера памяти — это стало возможным благодаря очень крупному по площади чипу, большой внешний периметр которого позволил подключить четыре канала, параллельно вытаскивающих данные из микросхемы. Следует понимать, что это справедливо только для видеографики — сам вычислительный процессор A5X, общаясь с оперативной памятью, пользуется, как и прежде, двухканальным интерфейсом.

Сразу можно предположить, что новый iPad покажет удвоенную видеографическую производительность по отношению к iPad 2 — ну а конкуренты, понятно, останутся далеко позади.

Обзор нового iPad Обзор нового iPad Обзор нового iPad
Синтетические тесты GLBenchmark отражают лишь теоретическое превосходство нового iPad, но и оно свидетельствует о многом.

Низкоуровневые тесты GLBenchmark обнаруживают важную особенность: в разрешении 1024x768 новый iPad вдвое опережает iPad 2, однако если затрагивается вся полезная 2048x1536-площадь экрана Retina Display, производительность падает настолько серьезно, что вряд ли следует надеяться на появление обилия графически высоконагруженных игр с поддержкой такого суперразрешения.

Бенчмарк GLBenchmark предлагает пару тестов — Pro и Egypt, предназначенных для оценки работоспособности в настоящих трехмерную игрушках. Однако даже Egypt, самый нагрузочный тест, находится далеко от того, на что похожи современные игры для iOS и Android. Проверку можно запускать двумя способами: в окружении собственного разрешения экрана с включенной вертикальной синхронизацией (она ограничивает частоту кадров до максимальных 60 в секунду) и за пределами дисплея в разрешении 1280x720 без вертикальной синхронизации. Именно последний вариант помогает сравнивать видеографику устройств.

Обзор нового iPad Обзор нового iPad
Гадать не пришлось: A5X выбивает 140 и 251 кадров/с, тогда как Tegra 3 достигает 68 и 81 кадров/с. Как видим, двух-трехкратная разница в видеографической производительности между прямыми конкурентами лежит на стороне нового iPad.

Ужас в другом: если iPad легко обходит Transformer Prime, который оснащен 1280x800-экраном, что будет, когда появится Transformer Pad Infinity с 1920x1200-дисплеем, но на той же Tegra 3 — без дополнительной видеографической силы или широкого интерфейса памяти однозначно не обойтись.

По правде говоря, оценка производительности относится к исключительно субъективной задаче, поскольку нет универсального для iOS и Android бенчмарка, который замерял бы частоту кадров в настоящих игрушках так, как это делает Fraps на Windows. Хотя благодаря тому, что для обеих платформ существуют одинаковые игровые тайтлы, можно попытаться сравнить их на iPad и Transformer Prime — хотя бы внешне. К примеру, гонки Riptide GP и шутер Shadowgun, конечно же, выглядят четче и сочнее на экране Apple-планшета, зато на Android-девайсе игрушки хвастаются дополнительными визуальными эффектами и элементами — возможно, потому что в своих iOS-реализациях они еще не оптимизированы под видеографику A5X, да и Nvidia на их создание намеренно выделила дополнительные ресурсы. Так что всё относительно.

Сравнение нового iPad и Transformer Prime в одинаковых играх.

И хотя многие игрушки на iOS и Android замечательно подходят к сенсорному экранному управлению, некоторые из них было бы уместнее привязать к традиционным игровым контроллерам, например геймпаду. Android еще с Honeycomb-редакции предложил поддержку таковых: контроллер Logitech Wireless Gamepad F710 идет с крохотным USB-ресивером, который подключается к Transformer Prime. Определенно с усложнением игровых миров подобное появится и для iPad.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что новый iPad изрядно сократил дистанцию между собой и игровыми консолями, и на это есть немало основательных причин. Во-первых, его легко подключить по беспроводному AirPlay-каналу к HD-телевизору, плюс обязательно будут выпущены удобные Bluetooth-контроллеры. Во-вторых, понятно, что видеографическая производительность Apple-планшета всё еще категорически уступает тем же Xbox 360, PlayStation 3 или Wii, но трехмерные игрушки для iPad уже показывают небывалую силу. В-третьих, пусть в App Store навалом всякой ерунды, однако и хороших тайтлов там достаточно — Dead Space, Rage HD, Call of Duty: Black Ops Zombies и Infinity Blade 2, соответственно не за горами рождение настоящих эквивалентов консольных Mass Effect 3 и Assassin’s Creed III.

Обзор нового iPad
Чудесное превращение iPad в настоящую игровую консоль состоится в недалеком будущем.

В-четвертых, ценовая доступность iPad-игрушек, стоимость которых не превышает 10 долларов, делает iOS-экосистему привлекательным местом для разработчиков и издателей. В-шестых, iPad продается более чем замечательно, непрестанно привлекая новых почитателей. В-седьмых, облачная игровая служба OnLive дает возможность насладиться на iPad самыми продвинутыми игрушками. Наконец, iPad легко «отвязать» от телевизора, продолжив игру в поездке, чего с консолью сделать невозможно.

Грядущая Infinity Blade: Dungeons докажет воочию, что новый iPad несравненно интереснее с игровой точки зрения, нежели любой Android-планшет.

Рекомендуем ознакомиться с глубоким обзором нового iPad, который подготовил «Сотовик» в материале «Обзор нового iPad: подробности, анализ, выводы», дабы убедиться, что третьему Apple-планшету равных нет.


© СОТОВИК

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх