Вот такая загугулина

   Автор статьи:

Потери крупнейшей интернет-компании мира в случае ухода с китайского рынка будут невелики. Google вчера объявила о прекращении цензуры трафика в Китае, пусть даже ценой закрытия бизнеса в этой стране.

Мы решили, что больше не хотим продолжать цензурировать результаты поиска на Google.cn, поэтому в ближайшие недели будем обсуждать с правительством Китая принципы, на которых мы могли бы, если это вообще возможно, предоставлять услуги поиска без фильтрации результатов в соответствии с законодательством, — написал в официальном блоге Google Дэвид Драммонд, директор по корпоративному развитию и главный юрист компании. — Мы понимаем, что это может привести к закрытию Google.cn и, возможно, наших офисов в Китае«.

В декабре Google выявила хакерскую атаку из Китая на свою корпоративную инфраструктуру, а также более чем на 20 международных компаний из разных отраслей. Целью было получение доступа к аккаунтам электронной почты Gmail китайских правозащитников, уверены в Google; в двух случаях это удалось, но доступа к текстам писем хакеры не получили. Компания также обнаружила, что китайские хакеры регулярно пытались получить доступ к Gmail-аккаунтам пользователей в США, Европе и Китае, выступающих за права человека в Китае.

Решение цензурировать результаты поиска при выходе на китайский рынок далось нелегко, особенно для сооснователя компании Сергея Брина. «Меня это тем более тревожит, что я родился в Советском Союзе», — рассказывал он «Ведомостям». Google.com на китайском языке работает с 2000 г., и там контент не фильтруется. И все же компания сочла, что предоставление пусть и ограниченной информации принесет пользу, и в 2006 г. запустила Google.cn. Если на нем не показываются некоторые сайты, компания отмечает это, не указывая сайтов, подчеркивал Брин: «Некоторых сайтов здесь нет, потому что ваше правительство это запрещает». Так же стал поступать и Baidu, главный китайский поисковик, отметил он.

Доля Baidu на рынке онлайн-рекламы в IV квартале, по данным пекинской Analysys International, составила 58,4%, у Google — 35,6%. Google не раскрывает, сколько зарабатывает в Китае. Аналитик Collins Stewart Сандип Аггарваль оценивает ее годовую выручку в Китае в $200 млн — менее 1% общего дохода. С 2006 г. она выросла в 10 раз, число пользователей интернета в Китае — с 100 млн до 338 млн.

Выручка Google в Китае «совсем незначительна», сказал Драммонд в интервью CNBC, добавив, что вопрос заработка не был главным при решении начать работу в Китае.

Акции Google вчера к 21.30 МСК упали на 1,3%, а АДР Baidu выросли на 13,3%.

Гендиректор Microsoft Стив Боллмер назвал это «проблемой Google», ведь хакерские атаки совершаются «на каждую крупную организацию». Он отказался сказать, перестанет ли Microsoft цензурировать результаты своего поисковика Bing в Китае.

Американские власти поддержали Google.

Ситуация с Google «вызывает у нас серьезное беспокойство», — заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон: «Мы ждем от КНР объяснений».

Само присутствие Google стимулирует местные интернет-компании к инновациям и с ее уходом такой стимул пропадет, сожалеет Лу Бован, управляющий партнер China IntelliConsulting.

Вчера китайцы приносили цветы к офисам Google в Пекине и Шанхае. «Они отказались променять принципы на прибыль», — считает известный блоггер и борец за свободу слова Вэнь Юнчао.

Не все поддержали Google. Многие китайцы на интернет-форумах не верят, что транснациональная компания может отказаться от китайского рынка. Некоторые западные компании прекратили бизнес в Китае после расстрела демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Но тогда этот рынок еще не был столь крупным и многообещающим.

Уход Google из Китая и действия ее властей могут породить опасную тенденцию, когда политические границы, сильно размывшиеся в результате глобализации, появятся в виртуальном пространстве, опасается Джон Полфри, профессор Гарвардской школы права. Давление на Google, от которой китайские власти в 2009 г. неоднократно требовали ужесточить фильтрацию результатов поиска, может иметь и экономическую подоплеку — попытку защитить местных конкурентов компании, сказал топ-менеджер китайского подразделения Google: «Мы рассматриваем эти требования как еще один торговый барьер». В 2009 г. Китай ввел протекционистские меры против более 100 торговых партнеров.

 


© Ведомости

Новости за день

новости за 14 января

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх