В "Яндексе" ищут контрафакт

   Автор статьи: Павел Ъ-Белавин, Роман Ъ-Рожков

Ритейлеры хотят привлечь поисковик к ответственности.

Крупнейшие ритейлеры обвинили "Яндекс" в продвижении товаров, ввезенных в страну без согласия правообладателей. По мнению розничных сетей, поисковик должен нести ответственность за контрафактную продукцию, которая продается через сервис "Яндекс.Маркет". Интернет-компания претензии не признает и готова в суде защищать свою деловую репутацию.

Информационные посредники должны нести ответственность за нарушение прав потребителей при продаже товара в сети, заявил вчера на заседании Ассоциации компаний розничной торговли России (АКОРТ) член президиума этой организации и президент сети "М.Видео" Александр Тынкован. "Биржей серого товара" он, в частности, назвал сервис "Яндекс.Маркет". "Яндекс", по его мнению, стал "мегарегулятором рынка" и "основным бенефициаром создавшейся системы": поисковик и его сервисы, зарабатывая на рекламе, формируют до 80% трафика отдельных магазинов, которые могут торговать контрафактом.

В АКОРТ входят крупнейшие российские ритейлеры, среди которых, например, "Эльдорадо", Media Markt, "Евросеть", Enter, X5 Retail Group. Заявление господина Тынкована отражает консолидированную позицию АКОРТ, подтвердил исполнительный директор ассоциации Андрей Карпов. "Это часть проблемы параллельного импорта, которую мы поднимаем постоянно,- пояснил он.- Информационный посредник фактически продвигает продажу товара, ввезенного сомнительным путем без разрешения правообладателя, и, по нашему мнению, должен нести за это ответственность". По словам господина Карпова, в "Яндекс" направлялись претензии правообладателей товара, не разрешавших его продажу через представленные в "Яндекс.Маркете" магазины, но интернет-компания отказывалась исключать таких продавцов без решения суда. Глава Минпромторга Денис Мантуров, присутствовавший на заседании АКОРТ, пообещал рассмотреть предложения ассоциации.

Параллельным импортом называют товары, ввезенные в Россию и введенные в оборот без согласия правообладателя. Официальные дилеры и правообладатели брендов могут через суд добиться запрета на продажу или даже конфискации такого товара. Постепенно легализовать такой импорт в России к 2018 году обещал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В "Яндексе" подчеркнули, что заявление, прозвучавшее на заседании АКОРТ, "требует серьезного анализа на предмет судебной защиты деловой репутации". "При размещении товарных предложений магазинов "Яндекс.Маркет" строго соблюдает требования законодательства о рекламе. Мы удивлены обвинениям о продаже контрафакта в адрес агрегатора рекламных объявлений, которым, по сути, и является "Маркет"",- заявили в компании. По состоянию на вчерашний день "Яндекс.Маркет" предлагал поиск по почти 61,8 млн предложений от 15 тыс. магазинов.

У ритейлеров давно накопились вопросы к "Яндексу", утверждают представители двух сетей. Они рассказывают, что некоторое время назад "Яндекс" внес в очередной релиз своего браузера возможность включить дополнение, демонстрирующее лучшую цену в "Яндекс.Маркете" на товар, который просматривает пользователь, или топ-5 магазинов, в которых он доступен. В список рекомендаций часто попадают "серые" магазины, сетует собеседник "Ъ". Из-за этого компании теряют клиентов: когда пользователь заходит на сайт ритейлера, он сразу видит более низкие цены в сторонних магазинах. Так, стоимость самой популярной в "Яндекс.Маркете" на вчерашний день модели мобильного телефона — Apple iPhone 5S 16Gb — в магазинах, подключенных к сервису, начиналась с 22,7 тыс. руб., а в среднем составляла 25,9 тыс. руб. Для сравнения: на российском сайте Apple Store или в "М.Видео" эта же модель стоит 29,99 тыс. руб., в "Связном" или "Евросети" — 28,49 тыс. руб.

"Яндекс" вряд ли можно привлечь к ответственности за нарушение прав потребителей, поскольку сам он ничем не торгует, согласны в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). Претензии ритейлеров — вполне ожидаемая борьба старой офлайн-розницы с новой онлайн-торговлей, уверен представитель Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Никому, кроме нескольких торговцев, не выгодно поддерживать экономическую блокаду страны при помощи борьбы с параллельным импортом, считает он, а вопросы гарантии решаются вне зависимости от наличия монополии на ввоз любым продавцом самостоятельно через независимые сервис-центры.


© ИД "КоммерсантЪ"

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх