Абоненты создают "колхозы" - операторы не против. Часть 2
Кто есть кто
Всего на рынке услуг по подключению к корпоративным тарифам работает 6-7 фирм. В среднем в одной "корпорации" состоит около 1000 абонентов. Названия их весьма условны, поскольку на поверку всегда оказывается, что "колхоз" и юридическое лицо — фирма, с которой абонент заключает контракт — носят совсем разные имена. Поэтому будем называть корпорации условно ? так, как они предпочитают называть себя сами.
Один из самых старых и серьезных игроков на этом рынке ? организация с названием Gold Number. Она подключает к корпоративным тарифам всех столичных операторов, имеет собственный офис и штат, состоящий из нескольких менеджеров. К сожалению, как только "Сотовик" заинтересовался "колхозами", сайт компании закрылся на реконструкцию. Сейчас он открыт вновь, но информацию о подключении к корпоративным тарифам как корова языком слизнула. Однако, по свидетельству других участников рынка корпоративных подключений, в корпорацию Gold Number входит около полутора тысяч пользователей.
В "корпорацию" "Эфолинк" (e4link), специализирующуюся исключительно на корпоративном "Билайне", входит около 500 абонентов. Эта "корпорация" работаете чуть менее полутора лет, а на вопрос, почему так мало абонентов, организаторы отвечают: "Мы делаем ставку не на количество номеров, а на качество их обслуживания". Этот "колхоз", как и многие другие, вырос не из плана коммерческого гения, а "сам собой" на базе группы абонентов небольшой компании. "Это нельзя назвать серьезным и крупным бизнесом, — поделился с "Сотовиком" Максим Винниченко, представитель отдела продаж "Эфолинк". ? Есть определенная прибыль, но есть и издержки. Часть доходов мы получаем как отчисление процента от платежей, которые наши абоненты вносят наличными, часть ? за счет специальных скидок и бонусных программ оператора".
Один из основателей MTS Corp. рассказал, как появилась их "корпорация", в рядах которой состоят сейчас около 1200 абонентов. "Колхоз" появился около полутора-двух лет назад из "корпорации", принадлежавшей одной небольшой фирме. Сотрудники подключали к корпоративному тарифу своих знакомых и друзей, а когда увидели, что большое число абонентов и большой трафик приносят значительную выгоду всем абонентам корпорации, решили пригласить людей и со стороны. Начали с развешивания объявлений в Интернете и подключения других небольших фирм, потом создали собственную страничку в Интернете, где к сотрудничеству приглашались и частные лица, позже ? профессиональный сайт и расширили "корпоративный" бизнес продажей "золотых" номеров всех операторов.
"Вся организация была создана группкой энтузиастов. Нельзя назвать это серьезным бизнесом ? у каждого организатора есть какое-то свое дело, своя работа. Больших денег мы не делаем, — рассказал Михаил, один из создателей MTS Corp. — Доход "корпорации" получается только за счет подключений, но за вычетом расходов на подключение (6 USD стоит SIM-карта, перевод номера — 12 USD), курьера, остается совсем немного денег. Некоторые, раскрученные компании сильно задирают цену на подключение и способны "снимать" приблизительно по 20 USD с нового абонента".
Один забавный проект, называющийся "Корпорация связи", не имеет собственного сайта. Единственное, что известно о них, -- что работает эта компания от имени ООО "ТОРО Л", зарегистрированного в Люберцах. Какую-либо информацию о числе абонентов или условиях подключения в этом "колхозе" сообщать отказались. И вообще они так старательно скрывают адреса и явки, но при этом старательно заваливают спамом почтовые ящики, что особого доверия не вызывают.
Другой фигурант "дела" живет по адресу www.supernomer.ru. Организатор этого корпоративного сообщества Евгений, рассказал, что компания работает только с тарифами МТС и обслуживает около1400 абонентов.
Еще один "колхоз", созданный, правда, с помощью оператора связи "МегаФон", представляет собой MLM-компанию (Multi-Level Marketing — многоуровневый, или сетевой, маркетинг). "Корпорация свободного общения", как она теперь называется, переименовавшись из Global Connection, работает на территории пяти федеральных округов. По информации, вывешенной на сайте, в рядах этой многоуровневой корпорации состоит 79 711 человек, и которых лишь 10 000 ? жители московского региона.
Что почем
Объявления "корпораций" обещают, что подключение к ним поможет сократить расходы на сотовую связь, как минимум на треть, и они не далеки от истины — в корпоративных тарифах стоимость вызовов несколько ниже, чем в обычных предоплатных. Также в них действуют постоянные скидки для крупных клиентов и бесплатно подключены различные приложения, как, например, голосовая почта, переадресация, ожидание и удержание вызова и др.
Сравнение "колхозных" прайс-листов с предложениями, вывешенными на сайтах операторов, показывает, что тарифы, предлагаемые компаниями, не отличаются от официальных предложений операторов. "Наши тарифы абсолютно идентичны, — подтверждает мои наблюдения Максим Винниченко, один из сотрудников "Эфолинк". ? Однако крупным клиентам, которые держат большое количество номеров, мы можем делать какие-то специальные скидки".
Сумма залога, стоимость звонков ? все абсолютно одинаковое. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: как "колхозы" зарабатывают деньги? Выяснилось, что, например, "Корпорация связи" берет за подключение к корпоративному тарифу любого оператора 10 USD, не считая необходимых гарантийных взносов и платы за переоформление номера.
"Калькуляция наших доходов довольно проста, — рассказали "Сотовику" в MTS Corp. — В среднем, одно подключение стоит около 1000 руб., из которых 6 USD мы платим за SIM-карту, примерно 300 руб. отдаем курьеру, и часть этих денег составляет обязательный залог".
Super Nomer подключает абонентов к корпоративным тарифом примерно за 70-50 USD. Как правило, половина этой суммы перечисляется на счет абоненту, а половина берется за сам факт подключения. Перевод на корпоративный тариф с сохранением своего номера стоит от 35 до 75 USD в зависимости от выбранного тарифного плана, при этом на счет абонента ничего не переводится.
В "Корпорации связи", как удалось выяснить "Сотовику", за подключение к "Джинс Команда" берут 10 USD, плюс12 USD за перевод номера с прежнего тарифа, и еще 25 USD оператор берет в качестве авансового платежа.
MLM-проект "МегаФона" "Корпорация свободного общения", стартовавший в 2004 году, зарабатывает деньги как все MLM-компании. "МегаФон" продает организатору этого проекта — "Клубу защиты прав потребителей" — номера, подключенные к специальному корпоративному тарифу, а реселлеры КЗПП распространяют их внутри своих групп клиентов. Подключения к сотовой пирамиде стоит от 600 до 1200 руб., в зависимости от тарифного плана, при этом 300 руб. оказывается на лицевом счете абонента. Стоимость перевода номера фиксированная ? 750 руб. Каждый участник "Корпорации" получает 5 USD за привлеченного клиента и 3 USD за то, что его клиент привлек новичка. Лидеры групп получают еще и некий процент от "выговоренных" группой денег.
Директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов считает, что корпоративные "колхозы" скорее не коммерческие организации, зарабатывающие деньги таким нехитрым способом, а группы энтузиастов, готовых помочь другим абонентам говорить дешевле и пользоваться скидками. "Организаторы "колхозов" получают возможность пользоваться удобными для себя тарифами. Они заинтересованы в расширении своей "корпорации", потому что это сулит им еще большие скидки бонусы. Как правило, это не сильно загруженные на работе люди ? системные администраторы, секретари ? те, у кого есть возможность поговорить по телефону, при случае встретиться с человеком и взять у него документы для переоформления номера", — рассказал г-н Нефедов после знакомства с сайтом "Корпоративный МТС" — колхоза, приторговывающего, однако, и "золотыми" номерами всех операторов.
Подключение к корпоративному тарифу в "колхозе" происходит практически так же, как и у дилеров ? представителю организации, подключающей к корпорации, требуется ксерокопия паспорта и аванс (в зависимости от выбранного тарифного плана). Если абонент решился переоформить номер, подключенный по обычному предоплатному тарифу, ему придется написать доверенность на организацию, подключающую к корпоративному тарифу, — фактически переоформить номер с физического на юридическое лицо. Остальные заботы: поход в офис, оформление документов и получение SIM-карты ? берет на себя "колхоз". Новоиспеченному абоненту остается только забрать SIM-карту в офисе "корпорации" или оплатить доставку ее курьером. На этом отношения клиента с "колхозом" практически прекращаются. Корпоративный абонент платит за телефон так же, как и другие: в супермаркетах, салонах связи, через банкоматы и в офисах обслуживания; подключать услуги или отказываться от них член "корпорации" может в абонентских службах оператора.
Для каждого абонента "колхоза" заводится отдельный лицевой счет. При авансовой системе оплаты (в случае подключения к МТС и "МегаФону") когда у абонента заканчиваются деньги на счету, блокируется только его номер, а остальные участники продолжают пользоваться связью без ограничений. В тарифных планах с кредитной системой оплаты (у "ВымпелКома") так же блокируется только номер абонента, не оплатившего счет. Когда на одного абонента оформлено несколько номеров, по истечении недели блокируются все номера, записанные на неплательщика.
© СОТОВИК