АОПа! Кто не спрятался я не виноват 

   Автор статьи: Дарина Купченко

<p align="justify">Системы позиционирования, недавно считавшиеся прерогативой военно-следственных органов, становятся доступными простым горожанам. Преимущества их очевидны: уверенность за близких и дорогих людей, возможность определить собственное местоположение на незнакомой местности, возможность найти необходимый адрес и т.д.

Помимо спутниковых систем навигации, например, таких монстров, как американская GPS, состоящая из 24 спутников, или отечественная ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), существуют системы, которые способны определить местонахождение абонента во время сеанса связи в сотовых сетях. Позиционируя абонента, сети стандарта GSM могут предоставлять точные координаты только в радиусе одной соты. В свою очередь, системы операторов стандарта CDMA "ведут" абонента несколькими базовыми станциями сразу.

Этой весной, а точнее 15 марта, запустить новый сервис определения местоположения абонента в Москве собирается сотовый оператор Мегафон, для чего приобрел систему точного позиционирования абонентов производства шведских компаний Ericsson и Mobilaris.

Сервис под названием АОП, как пояснили в компании, позволяет владельцам мобильных телефонов определять с точностью до ста метров координаты других абонентов своей сети. На данный момент АОП доступен только абонентам ЛАЙТ, то есть pre-paid абонентам МегаФона. С 15 марта им будет рассылаться SMS-сообщение с предложением воспользоваться данной услугой. Но, что интересно, абоненты смогут разве что отказаться от услуги, поскольку по умолчанию АОП будет им подключен. Стоимость такой услуги 5 р. за один запрос.

С целью сохранить добрую волю пользователя, предусмотрены четыре варианта работы с АОП. Первый абсолютная прозрачность для всех и вся. Второй абонент получает сообщение о том, кто запрашивал его координаты. Третий местоположение определяется только с согласия абонента. И четвертый отказ от услуги, причем, пребывая в закрытом положении, определить чье-либо местонахождения не представится возможным. Играть так играть, — сказал Леонид Денисов, генеральный директор сети МегаФон Москва.

Действует АОП таким образом владелец телефона отправляет SMS с номером искомого абонента и ему через некоторое время приходит (в зависимости от режима, в котором тот находится) информация, типа 7926ххххххх nahoditsya ryadom s Savvinskaya nab / M. Savvinskiy per. 12.00 15.04.2004. Поскольку, по словам Романа Проколова, советника генерального директора МегаФон-Москва, большинство телефонов абонентов не поддерживают кириллицу, информация будет приходить в виде транслитерации.

Ранее МегаФон-Москва уже анонсировал нечто подобное под названием Забота о ближних — услуга была рассчитана на молодые семьи, которые хотят быть уверенными в местоположении своих чад или пожилых родителей. Но, после того как студенты и школьники проявили активный интерес к услуге не столько как объекты запросов, но, например, чтобы собрать находящихся неподалеку друзей на вечеринку, а также бизнесмены, желающие проконтролировать, например, свой личный транспорт, Заботу о ближнем на время отложили. Хотя там, по всей видимости, должны были быть довольно интересные варианты использования. Как, например, ограничение списка телефонов, с которых бы мог поступать запрос, или установка территориального ограничения, при нарушении которого запрашивающему абоненту приходит уведомление (очень эффективно для родителей, контролирующих посещение их детьми учебного заведения).

МегаФон прогнозирует, что по популярности АОП сравнится с АОН и станет хитом 2004 года. Однако же аналитики Сотовика в этом сомневаются, поскольку АОН в МегаФоне все же предоставляется бесплатно, а новая услуга оплачивается вне зависимости от того, какую информацию в ответ на свой запрос получит абонент.

Другие московские GSM-опеpатоpы, "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом", также собираются внедрить похожие услуги. В частности, компания МТС в прошлом году пpиобpела платформу производства Locus Portal, на базе которой планирует выйти на рынок не с единичной услугой на основе определения местоположения, а с целым спектром взаимосвязанных сервисов. Точность услуг на основе определения местоположения напрямую зависит от качества сети оператора, от качества планирования его радиоподсистемы, — отметил Андрей Брагинский, директор по внешним связям ОАО МТС.

В свою очередь Би Лайн, технически подготовленный к предоставлению подобной услуги, уже собирает информацию о том, как сделать услугу определения местоположения абонента другим абонентом более привлекательной. В ближайшее время мы также планируем запустить услуги АОП, но не будем ограничиваться сервисом FriendFinder, — говорит Артем Минаев, специалист пресс-службы Би Лайн GSM, — а сделаем более широкий ассортимент, нежели у нашего конкурента. Основное беспокойство на сегодняшний день вызывает то, что большое количество пользователей сотовой связи негативно воспринимает появление вполне доступного способа следить за ними. В частности в Европе дети просто отключали телефоны, когда родители пытались установить за ними контроль.

О том, как подобное позиционирование соотносится с положением о правах человека, Сотовик попросил рассказать специалиста Адвокатского бюро "Щеглов и Партнеры" Александру Томорскую. Данные вопросы, понятно, не урегулированы действующим законодательством, — рассказывает Александра. — По нашему мнению, если на подключение к этой услуге требуется согласие абонента, то права человека не будут нарушены.

Другое дело, если информация, предоставленная оператором, послужит недобрым целям. Тем более, что по умолчанию телефон абонента не только подключен к данной услуге, но и установлен на второй режим, то есть препятствовать ответу на запрос абонент не сможет, а сможет лишь узнать, кому его местонахождение понадобилось. Вопрос Сотовика о том, кто будет нести ответственность, если услугой воспользуются злоумышленники, как призналась Александра, вызвал дискуссию среди сотрудников Адвокатского бюро. Однако большинство их них, по ее словам, возлагает ответственность за доступ к информации злоумышленников на оператора. Роман Проколов так, однако, не считает, поскольку от подобных случаев не застрахован никто. В самом деле, как обвинить таксиста, который перевозил террориста с бомбой!

Так или иначе, успех данной услуги будет целиком зависеть от того, как реализован контент. Чтобы сломать психологический барьер вроде а чего это он будет знать, где я нахожусь?, услуга должна быть максимально дружелюбна к пользователю. Во всяком случае, большой респект МегаФону за то, что они не побоялись сделать это первыми, ведь, если АОП будет иметь успех, его примеру сразу последуют остальные участники Большой Тройки.


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх