Владимир Хрупов, РТКомм.РУ: Опыт нашего бизнеса в регионах дает понять, что региональная политика должна быть очень деликатной

   Автор статьи: Сергей Астафуров

<p align="justify"><b>Корр: — Владимир Афанасьевич, вышло так, что именно в этот день 9 месяцев назад вы возглавили РТКОММ.</b></p>

Владимир Хрупов /В.Х./ — Действительно, 9 месяцев срок весьма символичный. За это время зарождается новая человеческая жизнь, вынашивается ребенок Только в моем случае эта красивая аналогия не очень подходит. Мне никто 9 месяцев для вынашивания не давал, рожать, извините, пришлось сходу. Тем не менее, на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что РТКОММ компания хорошая, сильная, крепко стоит на ногах. Особенно сильна управленческая команда на среднем уровне. Реализация намеченного на 2004 г плана развития компании идет успешно. План первого полугодия мы выполнили на 109 проц, несмотря на достаточно серьезные трудности, связанные, главным образом, с административной реформой.

Корр: — Какие же проблемы создала административная реформа для компании?

В.Х.: — Часть наших клиентов — бюджетополучатели. Административная реформа ликвидировала прежние министерства и ведомства и создала новые агентства и службы. Пока формальные процедуры не закончены их вроде как и нет. Соответственно для них не урегулирован вопрос бюджетного финансирования и расходования средств, но услуги то им мы продолжаем оказывать, не взирая на их текущий статус.

Корр: — Гос органы, наверное, составляют значительную часть ваших клиентов?

В.Х.: — На самом деле доля государственных структур в общем числе наших клиентов не так велика, как все почему-то думают. Она составляет всего лишь 7-10 проц. Сюда входят все государственные структуры, с которыми мы работаем, включая муниципальные образования. Изначально наш бизнес был создан по модели оператор для операторов.

C прошлого года мы начали работать с корпоративными и государственными клиентами. Эта работа более сложная в том смысле, что для таких клиентов требуется комплексное решение. Для оператора мы просто предоставляем соединение, налаживаем систему биллинга и работаем без проблем. С корпоративными и государственными заказчиками ситуация гораздо сложнее. В корпорациях, как правило, существуют разветвленные системы управления, вот, например, Русский алюминий — у него множество филиалов. Ему нужны хорошие качественные услуги, поэтому он долго выбирал и пришел, в конце концов, к нам. Но он заинтересован, чтобы проект был сделан под ключ. А что это значит? Это означает работу на территориях, где Русал ведет свой бизнес. Это испытания, доказательства заявленных характеристик, изменение методик и т.д. и т.п. — тяжелый труд.

Однако еще труднее с государственным заказчиком, потому что крупные госзаказчики требуют решения в формате 1:89. Прокуратура, Министерство РФ по налогам и сборам, Пенсионный фонд, все работают в 89 субъектах РФ. Вы понимаете, что одновременно реализовывать проект в 89 регионах страны, совсем непросто. Еще один специфический аспект заключается в том, что, к примеру, с оператором или корпоративным заказчиком всегда можно поторговаться — они понимают, что качественная услуга стоит денег. С государевыми службами торговаться не приходится — у них есть бюджет, им все и ограничивается. А при этом еще конкурсные процедуры и тендеры, без которых сегодня не обходится размещение ни одного государственного заказа. Подготовка к участию в тендере тоже непростое занятие.

Но и на этом проблемы не исчерпываются. В каких-то ведомствах уже инсталлированы какие-то системы и программные продукты и нередко госзаказчик требует при внедрении нового сохранения старого, а это зачастую не всегда возможно. И далеко не все государственные структуры готовы к внедрению и использованию современных инфокоммуникационных технологий и услуг. Но, тем не менее, позитивная динамика заметна, дело продвигается. Вот недавно Минфин активизировал деятельность в этом направлении, МНС уже практически полностью модернизировал свои системы.

Корр: — Развитие новых направлений и изменение структуры клиентской базы потребовало значительных изменений в структуре самой компании?

В.Х.: — Кардинальных изменений не потребовало. Мы провели некоторую оптимизацию структуры компании. В частности, создали новый департамент инноваций, где собрали сильную команду, которая занимается поиском и отработкой новых решений для передачи внедренческим структурам. Сейчас у нас работает 232 человека в шести департаментах. В Москве компания базируется на четырех площадках. Кроме представительского здания у нас есть еще одно, где располагаются наши технические департаменты, а также есть две площадки на Московских международных телефонных станциях — девятке и десятке. На девятке у нас находится центр управления сетью. Сейчас мы заключаем с ними новый долгосрочный договор. Еще есть две 100-проц дочки в Ростове и Новосибирске, там работает порядка 80 человек. Эти компании работают вместе с нами, на нас, ну, и мы на них естественно. Кроме того, у нас 142 узла передачи данных по всей России в 84 субъектах федерации. Их обслуживают специалисты, нанятые по договору. Как правило, эти узлы располагаются в местных Электросвязях или узлах Ростелекома.

Корр: — Как у РТКОММа построены отношения с оператором федеральной транзитной сети и межрегиональными компаниями связи?

В.Х.: — Сегодня на 95 проц мы базируемся на каналах Ростелекома, остальные каналы — это космическая связь от ГПКС. В этом году мы заключили договора о сотрудничестве с тремя межрегиональными компаниями, входящими в холдинг Связьинвест. Таким образом, на сегодняшний день у нас оформлены партнерские отношения с пятью МРК из семи. Пока соответствующие договора не заключены с Северо-Западным Телекомом /СЗТ/ и ЦентрТелекомом. С СЗТ мы успешно работаем и без специальных договорных отношений. В общих чертах наше сотрудничество с МРК можно описать следующим образом. Когда мы получаем заказ от корпоративных или государственных клиентов на реализацию проекта, предусматривающего работы в регионах, в первую очередь, мы приглашаем к участию в этом проекте местную Электросвязь. Как правило, они могут обеспечить все необходимые работы. В случае, я бы сказал в редком случае, когда по каким-то причинам у них такой возможности нет, мы ищем партнеров среди альтернативных операторов. Ну, и мы для Электросвязей главный, практически единственный партнер для обеспечения передачи IP-трафика.

Корр: — Вы предлагает МРК какие-то специальные тарифы на транзит IP-трафика?

В.Х.: — Естественно, мы предоставляем определенные скидки для МРК на услуги транзита, учитывая наши партнерские отношения, а также их участие в наших проектах. Но я бы не сказал, что разница в цене значительна. Нет какой-то четко определенной ставки дисконта, для разных компаний она разная, что продиктовано объективными обстоятельствами. В целом скидка не превышает порядка 10 проц. Мы же коммерческая компания.

Корр: — Ресурсов транзитной сети Ростелекома вполне хватает?

В.Х.: — В последнее время Ростелеком предпринял значительные усилия для расширения канальной емкости. Например, внедрено оборудование DWDM на магистрали Москва-Новосибирск, сейчас завершается внедрение на участке до Владивостока. Так что недостатка в канальной емкости мы не испытываем.

Корр: — Что представляют из себя ваши региональные узлы передачи данных?

В.Х.: — Наш узел передачи данных представляет собой несколько стоек с набором оборудования, включающего маршрутизаторы, системы сопряжения с магистральными каналами и сетью общего пользования. Узлы типовые, но мощность их различается в зависимости от реальных потребностей региона. Мы строим их по модульному принципу с возможностью наращивания ресурсов. Часть оборудования мы приобретаем в лизинг, используя условия, предлагаемые нашим мажоритарным акционером — ОАО РТК-Лизинг. Льготной ставки у нас нет. Лизинговая схема нам выгодна, поскольку мы быстро возвращаем затраты и начинаем работать на прибыль. В этом году на развитие мы заложили 10 млн долл. Узлы передачи данных мы планируем уже совсем скоро иметь в каждом субъекте федерации.

Корр: — Это принципиальный вопрос?

В.Х.: — Да, поскольку часто условием проводимых тендеров является требование к присутствию в каждом регионе.

Корр: — Существует мнение, что РТКОММ существенно увеличит объем доходов по итогам реализации мероприятий ФЦП Электронная Россия. Каково участие компании в программе и какие перспективы вы видите в связи с ее реализацией?

В.Х.: — Я бы всячески поддерживал такое мнение, оно придает нам вес, повышает имидж и солидность, но, говоря по правде, в реальности дело обстоит иначе. Электронная Россия — это тяжелый хлеб. По результатам выигранного тендера в прошлом году мы участвуем в проектах создания узлов подключения к компьютерным сетям таких организаций как ФГУП Почта России, Госатомнадзор РФ, Генпрокуратура России, региональные администрации и госучреждения Республики Чувашия, Министерство здравоохранения РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, ВГТРК, Минприроды РФ, Минобразования РФ и другие. В этом году к работам мы еще не привлекались. В перспективе программа даст увеличение числа клиентов, а следовательно, объема доходов операторов, но это только в будущем.

Корр: — В начале года РТКОММ заявлял планы расширения региональной экспансии, как движется этот процесс, вы планируете покупать региональные компании?

В.Х.: — Опыт нашего бизнеса в регионах дает понять, что региональная политика должна быть очень деликатной. Московским сапогом нельзя топтать регионы. Регионы сегодня другие, они сейчас стали самодостаточными. Грамотное сотрудничество с местными административными органами и бизнес-структурами даст гораздо больше позитивного эффекта. Когда я пришел в компанию первое, что я попросил объяснить мне — какая выгода от того, что мы получили 100 проц акций в региональных дочках? Ну, был у нас контрольный пакет, разве этого было недостаточно? Что изменилось с тем, что мы стали 100-проц владельцами? Мы как пускали всю прибыль этих компаний на их развитие, так и пускаем, и в ближайшие годы будем пускать. Все равно весь трафик, который они собирают, идет к нам. От того, что местные бизнесмены или операторы были бы там соучредителями, мы бы ничего не потеряли.

Корр: — Вы видите перспективные активы в регионах?

В.Х.: — Конечно. Если бы не коммерческие интересы, я мог бы назвать вам пару известных региональных операторов, с акционерами которых мы ведем переговоры. Для них сегодня продажа части акций вплоть до контрольного пакета такому крупному магистральному оператору, как РТКОММ тоже выгодна. Они понимают, что их бизнес может выжить и развиваться только за счет такого партнерства. Это становится особенно актуальным сейчас в преддверии принятия нормативных актов, устраняющих пробелы в регулировании сферы их деятельности. Предложений о продаже местных компаний мы получили уже достаточно.

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх