Леонид Рейман: "Вопрос о 3G-лицензиях -- скорее технический, чем правовой"

   Автор статьи:

Интервью с министром информационных технологий и связи РФ Леонидом Дододжоновичем Рейманом.

МТ: Уважаемый Леонид Дододжонович, первый вопрос, естественно, касается происшедшей административной реформы. Как отразилась реструктуризация на той деятельности, которую вело министерство по связи и информатизации?

Леонид Рейман: Министерство информационных технологий и связи РФ, так же как и другие ведомства следует логике административной реформы. А именно, принципу разделения функций органов исполнительной власти на устанавливающие, регулирующие, и ответственных за их применение.

Если же говорить о приоритетах деятельности министерства, т. е. правоустанавливающей функции, то мы намерены уделять серьезное внимание поддержке сектора IT-технологий как наиболее перспективного сегмента российской экономики.

МТ: Как сказалась административная реформа на процессе реализации Закона "О связи"?

Л. Р.: Нами разработан целый ряд проектов постановлений Правительства, которые необходимо принять для реализации положений и норм нового закона. Мы вынесли эти документы на рассмотрение правительства, но из-за реформы самого правительства их рассмотрение задержалось, в результате чего приостановлен ряд процедур, таких как выдача лицензий, разрешений на ввоз оборудования. Уверен, что эта ситуация разрешится в самое ближайшее время.

МТ: Отразилась ли реформа на технологии подготовки нормативных актов, необходимых для практической реализации Закона "О связи"?

Л. Р.: Минсвязи РФ разработало пакет необходимых постановлений правительства согласно утвержденному Правительством план-графику. Мы подготовили их еще в прошлом году, но из-за проводимой реформы и естественного в таких случаях периода "простоя" их рассмотрение задержалось. Уверен, что уже в ближайшее время ситуация нормализуется, поскольку мы делаем все возможное для возвращения к прежнему рабочему режиму.

МТ: Какие вопросы будут затронуты в "Правилах оказания услуг сотовой подвижной связи", которые планируется принять в этом году?

Л. Р.: Правила будут регулировать порядок оказания всех услуг связи. Основная их особенность -- направленность на защиту прав потребителей услуг связи. Так, абонент сможет выбирать систему оплаты местных телефонных соединений: либо абонентскую плату, либо повременную оплату.

Следующее -- это гарантированная защита прав пользователя услуг связи от несанкционированного доступа к его линии связи. С нового года любой гражданин также получит право сохранить свой номер телефона при переезде на новую квартиру, конечно же, если у оператора имеются для этого технические возможности. Операторам связи запрещается использовать в базах информационно-справочного обслуживания сведения о своих абонентах без их письменного согласия.

Считаю, что переоформлять договора операторов с абонентами не целесообразно. С 1 января операторам придется привести отдельные положения своих типовых договоров в соответствии с новым законом. Что же касается ранее заключенных договоров с абонентами, операторы будут составлять дополнительные соглашения в соответствии с условиями закона "О связи".

МТ: Как Вы говорили осенью прошлого года, можно ожидать, что лицензии на предоставление услуг связи 3-го поколения будут выданы в начале 2004 г. На пресс-конференции после заседания Коллегии министерства Вы заявили, что "в России пока не сложились условия для развития услуг 3-го поколения" (Русский фокус. 8--14 марта 2004 г.). Какова позиция министерства информационных технологий и связи РФ по этому вопросу сейчас?

Л. Р.: Вопрос о 3G-лицензиях -- скорее технический, чем правовой. Мы готовы выдавать лицензии, но операторы не готовы внедрять эти услуги. Пока сети 3-го поколения работали в тестовом режиме, все было в порядке. Когда же инфраструктура сетей 3G была построена, выяснилось, что качество связи, и в первую очередь, скорость передачи информации оставляет желать лучшего. Продать такую услугу клиенту будет сложно. По крайней мере, на данном этапе.

МТ: Каковы перспективы в целом развития сотовой подвижной связи в России? Каковы пути развития проектов IMT-MC-450? Что может дать освоение диапазона 2100 МГц?

Л. Р.: Сети в диапазоне 450 МГц уже работают в ряде российских регионов. Технологии IMT-MC позволяют предоставлять услуги, которые невозможно предоставить в стандартах поколения 2 и 2+. Например, скоростной доступ в Интернет. В целом же, в силу технологических особенностей стандарта, сети IMT-MC пока являются нишевыми проектами, нацеленными на ряд категорий потребителей, которым необходимы качественные сетевые технологии.

Что касается высоких диапазонов, начиная с 2ГГц, то в перспективе в них могут быть назначены частоты для использования в гражданских целях, прежде всего для сетей сотовой подвижной связи -- это предусмотрено европейским Регламентом распределения частот в Регионе 1, к которому относится и Россия.

МТ: Сейчас много внимания уделяется вопросу построения в России транкинговых сетей, в частности проекту ТЕТРАРУС. Какова позиция Министерства по этому вопросу?

Л. Р.: Министерство информационных технологий и связи РФ поддерживает создание единой цифровой сети профессиональной подвижной радиосвязи стандарта ТЕТРА в нашей стране. Необходимость создания такой сети в интересах различных организаций и предприятий сегодня стала очевидной для всех пользователей средств профессиональной связи. Унификация стандартов радиообмена призвана, в том числе, обеспечить экономию средств федерального бюджета.

К тому же, все теоретические споры о выборе стандарта подвижной радиосвязи уже остались в прошлом. Считаю, что сегодня необходимо идти дальше, решать на практике организационные и технические вопросы построения единой федеральной сети стандарта ТЕТРА.

МТ: Как может отразиться на телекоммуникационной отрасли России ее грядущее вступление в ВТО? Существуют ли в этой связи реальные планы защиты интересов отечественных производителей оборудования и операторов?

Л. Р.: Вступление в ВТО -- необходимый шаг для экономики нашей страны. Не думаю, что в этом заключается какая-то серьезная проблема. Сегодня главное требование ВТО к России в области связи -- демонополизация дальней связи. Раньше, когда услуги местной связи были убыточными, мы субсидировали их за счет доходов, полученных от реализации услуг дальней связи. Сегодня в большинстве регионов России абонентская плата за фиксированную связь еще не вышла на уровень рентабельности, и мы активно работаем над ее повышением. Требуемый уровень абонентской платы -- 8 долл. в месяц, сейчас он составляет 4 долл.

Потеснят ли западные компании отечественные? Не думаю. И в сфере фиксированной связи, и в мобильной связи у нас выросли достаточно серьезные игроки, которые за просто так выигрышные позиции не сдадут.

C разрешения журнала "Мобильные телекоммуникации" ( 2004, ? 5).


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх