Борис Антонюк: Москва и Санкт-Петербург по уровню проникновению сотовых телефонов сегодня находятся на уровне самых развитых европейских стран

   Автор статьи: Марина Королева

<p align="justify">М. Королева ? Наш гость, которого мы ожидали, Борис Антонюк, замминистра по информационным технологиям и связи. Борис Дмитриевич, здравствуйте.

М. Королева ? Ваши вопросы Борису Антонюку, но за вопросами у нас обычно дело не встанет, так что здесь вопросов будет много, я думаю, особенно в том, что касается связи, телефона, цен на телефон и услуги сотовой связи, все это можно адресовать сюда. Но я, если можно, начну с сообщения, как ни странно, из Нью-Йорка, Борис Дмитриевич, дело в том, что там революция в средствах связи повлекла такие глубокие изменения в жизни американского общества, каких раньше не было. В дополнение к кобуре с пистолетом или кортику на поясе у военного моряка США появляется теперь сотовый телефон. И это теперь предусматривают поправки к уставу ВМФ о форме одежды, эти поправки были приняты в нынешнем месяце. Как вы думаете, нас скоро такое ожидает в состоянии общества, чтобы даже приходилось принимать поправки к уставу военному, в том числе?

Б. Антонюк ? Наверное, такая ситуация возможна и в нашей стране в случае, если военнослужащие будут обязаны носить мобильные телефоны для выполнения своих служебных обязанностей. Но, на самом деле, на сегодняшний день я думаю, что ведь смотрите, сегодня в Америке у нас количество мобильных телефонов сравнялось практически с количеством жителей. В некоторых странах мира количество мобильных телефонов больше, чем количество жителей.

М. Королева ? Т.е. у каждого не по одному телефону?

Б. Антонюк ? Например, в Москве и Подмосковье при количестве жителей 14 млн., у нас 12 млн. мобильных телефонов.

М. Королева ? Т.е. мы, собственно говоря, догоняем Америку хоть в чем-то?

Б. Антонюк ? Фактически сегодня да, Москва и Санкт-Петербург по уровню проникновению сотовых телефонов сегодня находятся на уровне самых развитых европейских стран, по стране ситуация немножко другая, конечно, но темпы прироста мобильной связи и количества телефонных аппаратов ежегодно удваиваются. Несмотря на прогнозы, что темпы будут замедляться, в этом году темпы опять превысят 100%.

М. Королева ? Теперь только хотелось понять, хорошо это или плохо, потому что задуматься есть, над чем, Россия ? страна большая, Москва ? это, в общем, собственно говоря, не вся Россия. И у нас кроме того, что есть Москва, где мы фактически приближаемся, действительно, по количеству сотовых трубок к числу жителей, есть, скажем, такие удаленные уголки, медвежьи уголки, деревни, где ни о каком телефоне вообще не слышали, где его просто нет. Может быть, собственно говоря, не сосредотачиваться так уж на развитии сотовой связи, а подумать России о другом, о том, как телефонизировать эти самые медвежьи углы?

Б. Антонюк ? На самом деле, это две разноплановые задачи, я думаю, что развивать один вид услуг связи за счет другого, наверное, неправильно. Сегодня количество мобильных абонентов растет практически из-за того, что на эту услугу есть спрос и не только в Москве. Я привел цифры по Москве, 12 млн., и Петербург, порядка 4 млн., но в целом в стране 65 млн. телефонов мобильных. Что касается поселений, в которых сегодня совсем нет связи, это действительно так, их порядка 46-47 тыс., принятый в прошлом году закон о связи как раз предусматривает введение понятия универсального обслуживания, по которому гарантируется право каждого гражданина на доступ к телефонной сети.

М. Королева ? А что это такое, универсальное обслуживание?

Б. Антонюк ? Механизм универсального обслуживания вообще придуман не нами, он придуман еще в США в прошлом веке. Заключается он в следующем, что все операторы, работающие на рынке, платят определенный процент от своих доходов в резерв универсального обслуживания, и средства из этого резерва направляются именно на решение социальной функции государства. В том числе в нашем законе прописано, что мы должны в ближайшее время в каждом поселении установить один таксофон, который позволит обеспечить, причем таксофон с двусторонней связью, туда можно будет и дозвониться, и этот таксофон будет иметь выход как на местную, так и не междугороднюю и международную связь. Т.е. фактически знаменитые боевики и фильмы с Джеймсом Бондом, когда он из автомата звонит к себе в Лондон.

М. Королева ? Буквально из чистого поля.

Б. Антонюк ? Из чистого поля, да, совсем не за горами и в нашей стране.

М. Королева ? Я напомню, что у нас в эфире Борис Антонюк, замминистра по информационным технологиям и связи. Вы по-прежнему можете присылать ваши вопросы на эфирный пейджер. Беседу мы продолжим примерно через минуту после кратких новостей.

М. Королева ? Мы продолжаем разговор с Борисом Дмитриевичем Антонюком, замминистра по информационным технологиям и связи. Вы можете присылать ваши вопросы Борису Антонюку, до 14:30 он у нас в прямом эфире. Борис Дмитриевич, мы с вами говорили о таком виде услуги, как универсальная услуга, т.е. получается, судя по вашим словам, что те, кто, собственно говоря, в Москве, например, имеет возможность пользоваться сотовым телефоном, они платят косвенным образом за то, что в какой-то деревне будет установлен таксофон, так я вас поняла?

Б. Антонюк ? Фактически да.

М. Королева ? Т.е. это перераспределение денег таким образом, в социальную стоимость, в социальную сферу?

Б. Антонюк ? Да, и оно не противоречит ни законодательству России, не противоречит мировой практике. Это такая же норма записана в европейской резолюции, так что мы фактически наконец в стране ввели норму, принятую в международной практике, где часть рынка участвуют в решении социальных программ, потому что у нас до сих пор фактически перекрестное субсидирование в связи существует, но только для предприятий электросвязи. Электросвязи оплачивают убыточную сельскую связь, тем самым не развивая связь вообще. А сотовые операторы в этом не участвуют, на них нет социальной нагрузки. И фактически механизм универсального обслуживания ? это перераспределение социальной нагрузки на весь рынок, а не только на его часть, которая, кстати, сегодня всего 30% доходов составляет.

М. Королева ? Вы знаете, я помню, что какое-то время назад были как раз разговоры, если снова говорить о деревне, о связи там, о телефонизации этих сельских районов, насколько вообще там логично устанавливать такую обычную проводную связь, тянуть туда телефонные сети или все-таки решить проблему по-другому, т.е. обеспечить, скажем, жителей деревень просто мобильными телефонами сотовыми?

Б. Антонюк ? Понимаете, проблема решается экономическими путями, в данном случае, если в деревне живет 10-15 человек, то устанавливать там сотовую базовую станцию, развивать инфраструктуру на эту деревню, неэкономично. Поэтому гораздо выгоднее в таких населенных пунктах поставить таксофон, скажем, спутниковой связи, с тем, чтобы у населения был доступ к этой услуге. Если мы говорим о населенных пунктах 500-1000 тыс. человек, наверное, это можно, но для начала нужно их хотя бы обеспечить какой-то связью. Поэтому мы и решаем эту проблему, более того, в законе предусмотрено, что в каждом поселении свыше 500 человек должен быть один пункт коллективного доступа к услугам Интернет и передачи данных.

М. Королева ? Насколько это сейчас выполняется? Потому что звучит красиво, насколько сейчас в реальности это воплощается?

Б. Антонюк ? Закон только был принят в прошлом году, на сегодняшний день подготовлены проекты постановлений правительства, это целый пакет документов из пяти постановлений правительства, которые позволят официально запустить этот механизм в нашей стране и приступить к началу реализации установки таксофонов в деревнях со следующего года.

М. Королева ? Вы упомянули закон о связи, который был принят в прошлом году. В последнее время появляются сообщения о некой инициативной группе сенаторов в верхней палате парламента, которая пытается изменить принятый закон о связи. Насколько вообще этот закон сейчас отвечает жизни, реалиям, насколько он вас устраивает, и если там нужно что-то менять, то что?

Б. Антонюк ? Понимаете, очень сложно менять закон, который только принят, реализация которого только началась. Хочу сказать, что предыдущий закон о связи был принят в 1995 году., т.е. он работал фактически 10 лет. Я думаю, что чаще, чем раз в 10 лет вряд ли есть необходимость менять основные положения законодательства, регулирования в области связи. То, что закон будет дополняться, потому что впервые закон о связи стал законом прямого действия, там прописаны очень многие процедуры, прописаны настолько четко, что не требуется принятия подзаконных актов. Но, к сожалению, не все можно было прописать. Например, тот же вопрос универсального обслуживания необходимо тестировать на рынке и затем его же вписывать в закон как отдельную главу. То же самое касается вопросов лицензирования, например, правил присоединения, взаимодействия операторов, правил оказания услуг, подвижной связи, фиксированной связи, телеграфной и т.д.

М. Королева ? Я напомню, что у нас в прямом эфире Борис Антонюк, замминистра связи и информационных технологий. У нас, Борис Дмитриевич, очень много вопросов конкретных, жизненных, от москвичей, прежде всего, но не только. Что касается спаренных телефонов, Лиля, например, пишет ? у нас спаренные телефоны, это очень неудобно, из года в год мы не можем добиться нормального телефона, скажите, когда нам поменяют спаренный телефон? Или для этого надо менять целиком подстанцию?

Б. Антонюк ? На самом деле, спаренные телефоны у нас ? это наследство советского периода, когда, действительно, телефонов не хватало.

М. Королева ? Так же, как и коммунальные квартиры, видимо.

Б. Антонюк ? Как и коммунальные квартиры, да, проблема в том, что фактически когда идет реконструкция сегодня АТС и замена аналогового на цифровое оборудование, спаренных телефонов уже не ставят. Для того, чтобы распарить телефоны на старых аналоговых станциях, требуются колоссальные средства, но самая большая проблема на сегодняшний день в том, что не хватает еще и номерной емкости.

М. Королева ? Т.е. номеров не хватает?

Б. Антонюк ? Не хватает номеров, да, не хватает кабельных сооружений, потому что фактически спаренный телефон сегодня работает по одной витой паре. Для того, чтобы распарить, нужно два провода проложить или две пары. И это связано с затратами, которые сегодня просто оператор не в состоянии одномоментно сделать. Когда программа МГТС по замене спаренных телефонов сегодня есть.

М. Королева ? Да, вы упомянули еще то, что при этом меняются аналоговые станции на цифровые. Если отвечать на вопрос нашей слушательницы Лили, когда, доколе, она спрашивает, можно ли определить какие-то все-таки временные рамки? Скажем, три года, пять лет, десять лет, есть ли пределы ожидания?

Б. Антонюк ? Я хочу сказать, что самой большой проблемой в Москве, как и во всей стране, была очередь на телефоны. Поэтому сегодня первая, первостепенная задача МГТС ? удовлетворение очередников, т.е. у вас есть спаренный, понятно, неудобно, но есть люди, у которых нет телефона. В этом году очередь сократилась до 50-70 тыс., т.е. уровень естественного прироста. Поэтому говорить конкретно в том месте, где живет Лиля, наверное, мне сложно, просто не знаю технических возможностей там, но по планам МГТС они в течение ближайших 4-5 лет планируют эту проблему решить.

М. Королева ? Вы говорите дорого, требуются колоссальные средства, а у наших слушателей, например, со своей стороны, другое мнение. Валерий пишет, что тарифы на услуги телефонной связи не соответствуют нашему уровню жизни, они очень высокие, с чем это связано?

Б. Антонюк ? Здесь нужно разделить вопрос на два, потому что на сегодняшний день государство регулирует тариф, абонентскую плату и стоимость междугородних разговоров только для операторов подвижной фиксированной связи, которые входят в реестр монополистов. Т.е. это бывшие электросвязи, это те компании, которые входят в ?Связьинвест?. И там тарифы сегодня, абонентская плата сегодня ? 170 руб., это с НДС. Т.е. фактически 150 руб. ? стоимость абонплаты при том, что себестоимость эксплуатации одной линии составляет порядка 200.

М. Королева ? Значит ли это, что телефонная связь у нас, такая стационарная, будет по-прежнему дорожать? Что ожидать просто нашим слушателям?

Б. Антонюк ? Да, она будет дорожать, я думаю, что она должна быть доведена до экономически обоснованных, до покрытия экономически обоснованных затрат, в том числе с учетом развития и распаривания телефонов, то, о чем говорил предыдущий слушатель.

М. Королева ? Это сколько, Борис Дмитриевич? Какие цифры?

Б. Антонюк ? Это цифры порядка, эквивалент, 8-10 USD в месяц должна быть абонплата для того, чтобы возможно.

М. Королева ? Т.е. примерно 300 руб.?

Б. Антонюк ? 300 руб., порядка 280-300 руб., да. Но если, вторая часть вопроса, наверное, речь идет о дорогой сотовой связи, но если взять сегодня средний тариф сотовой связи, это где-то 11 USD, эквивалент 11 у.е.

М. Королева ? В месяц?

Б. Антонюк ? В месяц, это то, что платят абоненты, 65 млн. жителей нашей страны в среднем платят 11-12 USD за эту связь. Значит, на нее есть спрос.

М. Королева ? Здесь есть, Борис Дмитриевич, некоторые вопросы, связанные с телефонными номерами. Вы говорили о нехватке номеров, как-то бродят слухи по Москве, в частности, о том, что скоро номера в Москве будут многозначными. Я уже не упомню цифру, 10 или 11-значными.

Б. Антонюк ? Да, правда.

М. Королева ? Правда ли это, когда это будет, опять-таки, с чем это связано? Потому что, конечно, люди, которые привыкли к 7-значным номерам, я представляю, как это неудобно, запомнить эти телефоны уж будет совсем невозможно. И когда это будет?

Б. Антонюк ? На самом деле, этот процесс уже начался в связи с тем, что в Москве не хватает катастрофически номерной емкости. В прошлом году в Москве был открыт новый код, 499, в дополнение к 095, это код Москвы для междугородней связи. Поэтому естественно, что с введением дополнительной номерной емкости в новом коде нужно будет набирать полностью номер абонента, значит, 10-значный с кодом. Но стоимость разговора будет такая же, как и в местной связи, т.е. звонок из Москвы, из кода 095 в код 499 будет столько же стоить, сколько и в одном коде.

М. Королева ? Здесь есть вопрос такой, оригинальный, не опасаетесь ли вы, что установленные в сельской местности таксофоны будут разобраны на металлолом, задает вопрос Вера? Допустим, это какая-то крайняя ситуация, но не секрет, что, действительно, таксофоны и в Москве в том числе, становились просто предметом вандализма. В связи с этим, стоит ли устанавливать, скажем, таксофоны в той же Москве или все-таки совершенно отказаться от их установки? И тут был еще один вопрос, когда, с другой стороны, в Москве таксофоны станут двусторонними, т.е. когда можно будет позвонить и на них тоже?

Б. Антонюк ? Я думаю, что это фактически функция оператора, технически такая возможность сегодня существует, я думаю, что все операторы ждут постановления правительства в рамках закона о связи о принципах взаимодействия операторов и присоединения сетей, когда взаиморасчеты между операторами будут полностью прозрачными, когда за входящие и исходящие звонки будет установлена плата между операторами.

М. Королева ? Понятно. Еще вопрос, связанный, наверное, с нами, т.е. с радиостанциями, Борис задает вопрос, немножко он туманно сформулирован, но все-таки попробую, будет ли сохраняться государственное радиовещание, особенно в городах, проводное вещание? Борис, видимо, имеет в виду радиовещание, которое идет, действительно, радиоточки, которые установлены в квартирах многих.

Б. Антонюк ? На самом деле, радиосеть сегодня переживает не лучшие времена, у нас за последние несколько лет радиосеть сократилась до 24 млн. точек против 65, которые были в советское время. Это та же проблема, как и с проводной связью, она очень экономически неэффективная, фактически находится на дотации компаний, которые их содержат. Это электросвязи, опять-таки. Во многих деревнях такая проводная связь за счет компаний же электросвязи заменяется на эфирные радиоприемники, компании дешевле купить приемник абоненту.

М. Королева ? Т.е. правильно ли я вас понимаю, что это бесперспективная такая услуга, которая отомрет?

Б. Антонюк ? Она может отмереть, если только на этой сети не появятся дополнительные услуги. Сегодня в некоторых городах уже по этим сетям передаются данные, обеспечивается доступ в Интернет. Если дополнительными услугами удастся ее поддержать, то тогда она сохранится.

М. Королева ? Ну что же, Борис Антонюк, замминистра связи и информационных технологий, был у нас в прямом эфире. К сожалению, мы не успели поговорить об Интернете, о многих вещах. Борис Дмитриевич, приходите к нам еще, будете отвечать на вопросы слушателей, много вопросов, приходите.

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх