Владимир Шульга, Народный мобильный телефон:"Процесс внедрения MVNO в России пошел и его не остановить"

   Автор статьи:

<p align="justify">Полгода назад на рынке появилась компания, которая решилась пробить министерские коридоры и ускорить принятие хоть каких-либо документов по виртуальным операторам. Это компания — "Народный мобильный телефон". Об истории создания компании, задачах, которые ей предстоит решить, в интервью порталу ComNews.ru рассказал генеральный директор ООО "Народный мобильный телефон" Владимир Шульга.</p>

Генеральный директор ООО "Народный мобильный телефон" Владимир Шульга

- Расскажите, пожалуйста, об истории создания компании "Народный мобильный телефон".
Полгода назад я работал техническим директором в Ассоциации операторов GSM. Наряду с другими вопросами я занимался проектом, который был инициирован Департаментом транспорта и связи Правительства Москвы. Этот департамент, выполняя поручение правительства Москвы, давно хотел решить наболевшую социальную проблему — обеспечить телефонной связью социально слабо защищенные категории населения (участников ВОВ, инвалидов войны и труда и др.). За эту проблему брались достаточно известные телекоммуникационные компании, мне бы не хотелось их называть, но в полном объеме задача так и не была решена. И департамент попросил Ассоциацию операторов GSM дать какие-то предложения на этот счет. У нас была идея создать специализированную компанию в секторе мобильной связи, которая бы занялась решением этой проблемы. Но для такой компании требовался частотный ресурс, а в Москве, Московском регионе он давно уже исчерпан. И проект пришлось закрыть.

К этому времени на Западе стали активно развиваться так называемые виртуальные операторы (операторы MVNO). И вот при обсуждении с коллегами старой проблемы мы пришли к заключению, что можно создать компанию, которая бы не требовала частотного ресурса, и в то же время могла бы решать наряду с другими вопросами и вопросы обеспечения телефонной связью социально слабо защищенных категорий населения Москвы. Мы вышли с этими предложениями в Департамент транспорта и связи и получили первичное одобрение такого проекта. То есть фактически компания была создана при изначальной поддержке правительства Москвы. Тогда же было придумано и название "Народный мобильный телефон", так как предполагалось, что компания будет предоставлять услуги, доступные в том числе малообеспеченным слоям населения. Однако мы понимали, что проект должен быть коммерческим. И с Департаментом транспорта и связи Правительства Москвы было согласовано, что по льготным тарифам нашей компанией будет обслуживаться не более 10% от числа будущих абонентов. Так появилась наша компания. И мы стали развивать эту идею, потому что она не только помогает решить определенную социальную проблему, но и очень полезна для российского рынка услуг подвижной связи.

- С какими трудностями Вы столкнулись на своем пути?
Самой большой проблемой стал выбор партнеров среди операторов. Потому что виртуальные операторы должны базироваться на сети действующих операторов сетей подвижной связи, уже имеющих частотный ресурс и предоставляющих услуги. Виртуальная сеть подвижной связи использует даже не радиочастотный ресурс, а радиоинфраструктуру действующих операторов. Мы должны были договориться с будущими партнерами, потому что в России пока не существует закона, который бы обязывал базовых операторов подключать операторов виртуальных. Кстати сказать, во многих европейских государствах, в частности, во Франции, в Испании, уже приняты законодательные акты на этот счет. Потому что такая политика повышает конкуренцию на данном рынке и способствует развитию новых услуг. Наши первые переговоры с крупнейшими операторами — с "большой тройкой" — показали, что операторские компании считают пока, что такая модель для них невыгодна, что им не нужны лишние конкуренты. Однако, если рассуждать с государственной точки зрения, любое повышение конкуренции способствует снижению стоимости услуг и развитию рынка. Мы провели большую работу с операторами. И хотя мы не везде получили положительный результат, но зародили сомнения у руководства этих компаний. И мне приятно отметить, что сейчас уже нет такого неприятия идеи внедрения MVNO в России, как это было раньше. Если же ссылаться на западный опыт, то он показывает, что оператор, который предоставляет услуги для оператора MVNO, может за короткое время не только увеличить абонентскую базу, но и увеличить свою прибыль до 10%. В некоторых странах на сегодняшний момент виртуальные операторы занимают до 20-25% рынка. Такая компания, как, например, британская Virgin Mobile, имеет более 6 млн абонентов. Это серьезные цифры.

- Вам удалось уже договориться с какими-нибудь операторами?
На сегодняшний день мы заключили протоколы о намерениях с двумя компаниями в московском регионе. Одна из них работает со стандартом IMT-MC-450. Это "Московская сотовая связь", оператор сети "СкайЛинк". Вторая компания работает в стандарте GSM. Этого оператора мы пока не оглашаем. Преимущество виртуальных сетей как раз в том, что они могут работать не с одним базовым оператором, а с несколькими, даже разных стандартов. На первом этапе будем создавать свою сеть на базе как минимум двух операторов, имеющих сети подвижной связи разных стандартов (GSM и IMT-MC-450).

- Собираетесь ли Вы получать лицензию на операторскую деятельность?
Заявку в Мининформсвязи России на лицензию, дающую право предоставлять услуги мобильной связи, мы подали еще в сентябре. Она до сих пор рассматривается. В ближайшее время мы надеемся получить разрешение Мининформсвязи России на создание опытной зоны виртуальной сети. В рамках опытной зоны будут решаться различные системно-сетевые вопросы по MVNO. Это важный этап перед получением лицензии. К созданию опытной зоны сети MVNO подключились и другие компании — в частности, Tele2, "НИИР — Платежные системы". Обоснованием проекта опытной зоны занимается ЛОНИИС в рамках НИР, организованной по проблеме MVNO Ассоциацией сетей подвижной связи третьего поколения (3G). Мы выполняем в этом проекте две роли — и заказчика, и исполнителя. Потому что только так сейчас возможно быстро достичь результата.

Недавно "Народный мобильный телефон" вступил в Ассоциацию 3G. Это единственная из всех существующих ассоциаций подвижной связи, которая уже второй год официально занимается проблемой виртуальных операторов. И Ассоциация 3G также поддержала нашу работу. В конце прошлого года в адрес министра Леонида Реймана направлено письмо президента Ассоциации 3G Александра Крупнова с просьбой о поддержке этого направления, в частности, создания опытной зоны. На первом этапе опытная зона будет работать на действующих сетях стандартов GSM и IMT-MC, а потом и на базе сетей третьего поколения. Пока лицензии на 3G еще не выданы, мы сможем накопить опыт на действующих сетях, а потом перенести его уже на сети подвижной связи нового поколения.

- Коммерческую эксплуатацию Вы связываете именно с сетями третьего поколения?
Я считаю, что создание виртуальных операторов полезно и для действующих сетей существующих стандартов. Посмотрите, сейчас ведь происходит постепенная монополизация услуг подвижной связи. Три ведущих оператора — МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом" - занимают 90% рынка. Они заняты в основном подключением новых абонентов, то есть предоставлением обычной голосовой услуги как можно большему числу абонентов. Им не до того, чтобы внедрять новые услуги. Посмотрите, как идет, например, внедрение GPRS. Начиналось все очень бурно. А процент услуг, которые предоставляются сейчас на базе GPRS, крайне низкий. Это объясняется тем, что операторские компании очень загружены работой по освоению новой территории. Продвижением новых услуг должны заниматься совсем другие компании, для которых это — основной бизнес. MVNO — это мотор, двигатель новых услуг для любого стандарта. Причем у нас стихийно уже появляются такие компании. Это и "Центральный телеграф", и "Матрикс", и компания "Корбина", которая, хотя и не соответствует полностью бизнес-модели MVNO, очень близка по принципу построения своей сети к MVNO. Таким образом, процесс внедрения MVNO в России уже пошел и его не остановить. Но его можно сделать цивилизованным. Надо решить все проблемы на правовой основе — выдать лицензии операторским компаниям, которые хотят заниматься этим бизнесом. И это будет очень полезно, в первую очередь, с точки зрения демонополизации рынка услуг подвижной связи и продвижения новых услуг на этот рынок.

- Насколько принципиально развитие новых услуг в рамках 3G?
Мировой опыт показывает, что 3G будет существовать только на новых услугах, на новом контенте. Хотя и есть сведения о том, что голосовая услуга будет дешевле на сетях 3G, но ради этого новые сети внедрять не стали бы. Руководство Ассоциации 3G прекрасно понимает — 3G будет жизнеспособно только тогда, когда мы сможем привлечь большое количество контент-провайдеров для разработки и внедрения новых услуг на сетях 3G. В Японии сейчас более 40 тыс. компаний производят контент для сетей подвижной связи. У нас таких компаний чуть больше 150. Существующая бизнес-модель не дает возможности развернуться компаниям-поставщикам контента. На Западе традиционные операторы постепенно уходят от предоставления услуг. Уже сейчас есть компании, которые занимаются только обслуживанием сети, имеющей базовые станции. Они создают базовую сеть радиодоступа для компаний MVNO, не ограничивая их в количестве. Рынок сам отрегулирует — 100 их нужно или 10. Частотный ресурс чисто технически ограничивает сейчас количество операторов. Теперь у нас появляется счастливая возможность не ограничивать количество операторов на рынке услуг подвижной связи.

- Вносите ли Вы какие-то предложения в соответствующие органы по поводу разработки законодательных документов, которые бы регулировали деятельность виртуальных операторов?
Я считаю, что существующая законодательная база на 99% подходит для решения вопроса с MVNO и выдачи лицензий для этих компаний. Просто в лицензии должны быть сформулированы особые условия — указано, что компания не располагает собственным частотным ресурсом, а использует сеть базового оператора.

- А что думают по этому поводу в Мининформсвязи?
В министерстве есть два мнения. Одно из них близко к моей позиции — на виртуальных операторов типа MVNO при их подключении к базовой сети действующих операторов подвижной связи и другим операторам сети связи общего пользования можно распространить отраслевые нормативные документы, которые уже существуют для операторов подвижной и фиксированной связи. Возможно, надо будет внести небольшие коррективы в эти документы, в частности, документ по присоединению сетей фиксированной связи распространить и на сети подвижной связи. Вторая позиция — более жесткая. У нас сейчас существует закон, по которому частотный ресурс не должен передаваться другой компании. И если MVNO использует частотный ресурс базового оператора, то мы имеем дело с противозаконной передачей частотного ресурса MVNO. Я в корне с этим не согласен. Потому что в данном случае нет аренды частотного ресурса, есть использование радиоинфраструктуры базового оператора, а точнее даже — производится оплата трафика, генерируемого абонентами MVNO. Можно привести такую аналогию. Операторы, владеющие радиорелейными линиями и имеющие соответствующие частотные разрешения, сдают в аренду другим операторам определенную часть трафика (цифровые каналы). При этом никто не видит здесь никаких нарушений, связанных с передачей в аренду частотного спектра. Другой пример — уже из области мобильной связи. Региональный оператор подвижной связи, не имеющий своего частотного ресурса в Москве, спокойно пользуется услугами партнеров по роумингу — московских операторов, имеющих такой ресурс, и его абоненты подключаются к сети московских операторов без всяких юридических проблем. Никому и в голову не приходит идея обвинить московских операторов в том, что они передают в аренду свой частотный ресурс региональному оператору при осуществлении технологической операции роуминга. Однако в случае с MVNO реализуется очень похожая технология использования радиоинфраструктуры базового оператора. Возможно только, что необходимо будет учитывать дополнительных абонентов MVNO при оплате базовым оператором услуг радиочастотной службы по эксплуатации частотного ресурса. В остальном же проблема кажется мне надуманной.

- А как решается этот вопрос на Западе?
На Западе совсем другая традиция выдачи лицензий. Мобильным операторам фактически выдается лицензия на владение частотным ресурсом, а не на услуги. У нас традиционно выдают лицензии на предоставление услуг. На фиксированную, мобильную, другие виды услуг связи. И если следовать российской традиции, то виртуальные операторы должны получать такие лицензии. Даже те из них, кто не владеет сетевой инфраструктурой. Но другой вопрос, что виртуальному оператору, и это уж точно, не нужно будет иметь разрешение на частотный ресурс.

- Ваши планы связаны только с московским регионом?
Нет, мы подали заявку на лицензию на всю Россию. Особенность MVNO заключается в том, что территория предоставления услуг фактически зависит от лицензионной зоны базового оператора. Поэтому нет смысла ограничивать деятельность, к примеру, Московской областью. Это оправдано даже в техническом смысле. Если же говорить о коммерческой части, то мы заинтересованы в том, чтобы создать филиалы компании хотя бы в субъектах Федерации, в которых мы будем устанавливать свои центры коммутации.

- Когда Вы планируете приступить к коммерческой деятельности?
Нам хотелось бы к концу этого года уже иметь несколько тысяч абонентов.

- Каким именно виртуальным оператором будет "Народный мобильный телефон"? Собираетесь ли строить собственную сетевую инфраструктуру?
Наша компания будет иметь полную сетевую инфраструктуру за исключением подсистем базовых станций. "Народный мобильный телефон" будет осуществлять услуги роуминга, включая международный роуминг, иметь свой код сети и т. д.

- Собираетесь ли Вы претендовать на лицензию 3G?
Нет. Наш бизнес — создание виртуальной сети и предоставление услуг на базе этой сети. Но в то же время, учитывая, что такая бизнес-модель не ограничена какими-то конкретными стандартами, мы надеемся, что в дальнейшем будем оказывать услуги третьего поколения, заключив соглашение с соответствующим базовым оператором.

Биография
Шульга Владимир Григорьевич родился 17 июля 1945 г. В 1970 г. окончил Московский энергетический институт по специальности "инженер-электрик". Имеет стаж работы в телекоммуникационной области более 30 лет, в том числе более 20 лет научного стажа в Центральном научно-исследовательском институте связи.

С 1981 по 2004 г. занимал руководящие должности в организациях и предприятиях отрасли связи, в том числе начальника лаборатории в ЦНИИС, генерального директора в "Метрополитен Комьюникейшен Компании", начальника Управления электросвязи в Главгоссвязьнадзоре России, технического директора в Ассоциации российских операторов сетей GSM. В настоящее время является генеральным директором компании "Народный мобильный телефон".

Имеет более 20 патентов в области связи и разработки электронных схем, более 50 опубликованных работ в специализированных изданиях отрасли связи, является соавтором популярной книги "Введение в электросвязь".
Имеет звания "Изобретатель СССР" и "Мастер связи", является членом Международной академии наук информатизации, информационных процессов и технологий.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх