Валерий Яшин, Связьинвест: Очередь на телефон ликвидируем в ближайшем будущем / Дело

   Автор статьи:

<p align="justify">Российский телефонный холдинг "Связьинвест", являющийся мажоритарным акционером "Северо-Западного Телекома", поставил перед руководителями межрегиональной компании целый ряд важнейших задач. Управленцы, в частности, должны ликвидировать отставание СЗТ в динамике развития от других МРК. Кроме того, от них ожидают повышения капитализации объединенной компании и присоединение к предприятию акционерных обществ "Ленсвязь" и "Связь" республики Коми.

Решением этих задач, наряду с новым гендиректором СЗТ Сергеем Кузнецовым, будут заниматься новые "профессиональные, высокообразованные и энергичные" специалисты. Об этом, а также о некоторых итогах деятельности отрасли связи и о планах на 2004 год рассказывает Валерий Яшин, гендиректор "Связьинвеста".

- На 2003 год была запланирована продажа 25% акций минус 2 акции из госпакета акций "Связьинвеста". Почему аукцион не состоялся? И когда могут состояться торги?
- Этот вопрос относится к компетенции акционеров "Связьинвеста", и мне не хотелось бы отвечать за них. Могу лишь отметить, что запланированную на прошлый год продажу 25% акций минус 2 акции из госпакета акций холдинга до сих пор никто не отменял.

- Что, с Вашей точки зрения, предпочтительнее для отрасли - продажа единым лотом 25 % минус две акции или продажа 75% акций минус две акции?
- Это должны решать наши учредители — государство и консорциум Mustcom Ltd. Если такое решение будет принято, то, как мне видится, о нем будет официально объявлено, скорее всего, в апреле-мае.

- Планирует ли холдинг размещать на зарубежных рынках акции дочерних межрегиональных компаний (МРК) связи?
- Холдинг ведет планомерную работу по подготовке межрегиональных компаний связи к листингу на международных фондовых биржах. С этой целью "Связьинвест" совместно с международным консорциумом юридических фирм проводит предлистинговый анализ МРК на предмет их соответствия требования зарубежных фондовых бирж. По результатам данного исследования, планируется разработка плана мероприятий по прохождению листинга для каждой МРК на основе рекомендаций юристов. Необходимым условием успешного выхода на зарубежные фондовые рынки является доверие к объединенным компаниям связи со стороны инвесторов. Уже третий год одним из главных направлений деятельности холдинга является активное взаимодействие с инвестиционным сообществом. Но окончательное решение по IPO межрегиональных компаний связи будут принимать наши акционеры.

- А какой вид заимствований сейчас наиболее предпочтительный для МРК и почему?
- В настоящее время МРК осуществляют заимствование средств, главным образом, на внутреннем финансовом рынке. Что касается наиболее предпочтительного вида заимствований, то он определяется исходя из максимальной целесообразности, эффективности и удобства использования заемных средств. Виды заимствований могут быть различными: облигационные займы, кредитование различных форм и срочности, операции с векселями и т.п.

- В прошлом месяце состоялась "смена караула" в "Северо-Западном Телекоме": вместо Александра Сысоева пост гендиректора МРК занял Сергей Кузнецов. Чем была вызвана эта кадровая рокировка?
- Александр Сысоев полностью выполнил поставленную перед ним задачу — создал второго по величине российского оператора фиксированной связи. Но "Северо-Западный Телеком" находится в трудной ситуации. Регион характеризуется высочайшей конкуренцией в телекоммуникационной области, а консолидированный оператор никак не может реализовать полученные в результате объединения преимущества. В итоге СЗТ отстает в динамике развития от других компаний холдинга, уступая конкурентам свою долю регионального рынка местной и дальней связи.
Была поставлена задача в самые короткие сроки не только вывести предприятие из кризиса, но и занять лидирующие позиции по основным финансовым и производственным показателям.

Сергей Кузнецов зарекомендовал себя как высококлассный менеджер, способный с честью вывести управляемое им предприятие из кризисной ситуации. На наш взгляд, Сергей Кузнецов именно тот руководитель, который сегодня нужен СЗТ.

- Какие первостепенные задачи "Связьинвест", будучи мажоритарным акционером СЗТ, поставил перед г-ном Кузнецовым?
- Во-первых, повышение капитализации объединенной компании. А во-вторых, присоединение к СЗТ акционерных обществ "Ленсвязь" и "Связь" республики Коми.

- В какой стадии находится процесс реорганизации областной телефонной компании "Ленсвязь" и Комисвязи, которые доселе остаются "за бортом" МРК? Устраивают ли "Связьинвест" темпы этой реорганизации?
- Неучастие этих двух компаний привело к значительному снижению эффективности первого этапа интеграции в Северо-Западном регионе. Сейчас идет подготовительный процесс к присоединению АО "Ленсвязь" и АО "Связь" республики Коми к межрегиональной компании связи. В частности, проводится оценка компаний и определение коэффициентов конвертации акций, разрабатываются тексты Договоров о присоединении. Процесс реорганизации идет в соответствии с планом, одобренным компаниями, и, как ожидается, завершится в 4-м квартале 2004 года.

- С чем связано решение Совета директоров СЗТ о расширении властных полномочий нового гендиректора "Северо-Западного Телекома"? Будут ли делегированы "расширенные права" главам других МРК?
- Не думаю, что корректно говорить о расширении полномочий. Практически все изменения обусловлены необходимостью повышения оперативности принимаемых решений. Этого требуют задачи, стоящие перед гендиректором.

Большинство важных вопросов по-прежнему остаются в ведении "Связьинвеста". Например, кадровый: генеральный директор обязан согласовывать с нами назначения на все ключевые посты компании.
Так, например, на последнем заседании Совета директоров СЗТ были представлены новые топ-менеджеры компании. Пост 1-го зам. гендиректора компании занял Владимир Шумейко. Директором по стратегическому развитию и технической политике был назначен Олег Симанов. А зам. гендиректора по экономике и финансам стала Венера Хуснутдинова. Хочу подчеркнуть, что на предприятие пришли не только профессиональные, высокообразованные и энергичные, но и — что немаловажно — молодые специалисты. Самому старшему из них около 40 лет.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ход реорганизации остальных МРК.
- "Связьинвест" при активном участии специалистов МРК разработал комплексную программу реструктуризации бизнеса объединенных операторов. Этот "мастер-план" включает в себя мероприятия по 8 основным функциональным блокам и предполагает реализацию почти 60 проектов. Программа рассчитана на 3-5 лет, но ключевые интеграционные мероприятия предполагается провести в течение полутора лет. По нашей оценке, эффект от реализации программы для каждой МРК будет исчисляться десятками миллионов долларов.

Основной объем усилий по реализации программы реструктуризации приходится на МРК, но многие работы будут выполняться централизованно "Связьинвестом" для снижения затрат за счет экономии на масштабе, а также для разработки типовых решений.

На двух пилотных МРК завершен этап планирования реструктуризации. Проведен подробный анализ текущей ситуации, разработана будущая целевая архитектура МРК и на основе оценки разрыва между текущей и целевой архитектурой разработаны мастер-планы реструктуризации. Уже началась непосредственная реализация мероприятий по реструктуризации. Ее основные направления — усиление рыночной ориентированности МРК, технологическая модернизация, реформа системы управления, увеличение кадрового потенциала.

- В Петербурге вновь стала расти очередь на установку телефона. А как в других регионах страны? Сколько заявок на установку телефона остаются неудовлетворенными? И как "Связьинвест" собирается решать эту проблему?
- По сведениям, предоставленным "Северо-Западным Телекомом", в 2002 году количество неудовлетворенных заявок сократилось с 58.500 до 57.200. В прошлом году СЗТ ввел 71.700 новых номеров, из которых большая часть пошла на замену устаревшего оборудования, но, тем не менее, свыше 20.000 пришлось на новые телефонные линии для петербуржцев.

В этом году компании планируют ввести порядка 130.000 новых номеров, из которых почти 100.000 пойдут на замену устаревшего оборудования, а остальные 30.000 — придутся на новые телефонные линии для горожан.

Говоря об увеличении очереди на телефон в Северной столице, Вы, вероятно, ориентируетесь на текущие цифры, которые необъективны. Дело в том, что летом компании холдинга подводят промежуточные итоги строительства новых линий и информируют своих потенциальных абонентов о физической возможности установки номеров. Естественно, количество новых заявок на установку телефона резко увеличивается, и, как следствие, в третьем квартале отмечается рост очереди. Например, за июль-сентябрь 2003 года в филиал "Петербургская телефонная сеть" АО "Северо-Западный Телеком" поступило почти 9000 новых заявлений на установку телефона, большинство из которых, кстати, уже удовлетворено.

В других регионах количество очередников также постоянно снижается. Если в начале 2001 года в общем по холдингу насчитывалось 5,5 млн. неудовлетворенных заявок, то через год их было 5,3 млн., а в начале 2003-го — 4,6 млн. Добиться этого удалось за счет существенного увеличения объемов ввода номерной емкости. Если в 2001 году нами было введено в строй 1,9 млн. новых номеров, то в 2002-м этот показатель составил 2,6 млн. номеров. В 2003 году, по предварительным подсчетам, было введено 3,46 млн. номеров. В текущем году мы планируем ввести в строй около 4 млн. новых номеров. Очевидно, что при сохранении таких темпов телефонизации ликвидация многомиллионной очереди на установку телефона — дело самого ближайшего будущего.

- В какой стадии находится тарифная реформа? Как выполняется решение правительства, направленное на приведение тарифов на услуги связи в соответствие с их себестоимостью?
- В 2003 году "Связьинвест" и министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рамках тарифной реформы проводили работу по индексации тарифов на услуги телефонной связи, которая была направлена на выполнение постановления правительства РФ "О совершенствовании механизма госрегулирования тарифов на услуги связи".

По итогам этой работы, тарифы на услуги телефонной связи в среднем по компаниям холдинга выросли на 24%. При этом размер абонентской платы за услуги местной городской телефонной связи для населения достигли уровня себестоимости. В настоящее время тарифы на услуги местной телефонной связи унифицированы в рамках МРК и дифференцируются по двум категориям потребителей: населению и организациям.

Была также проведена работа по оптимизации тарифов на междугородную телефонную связь с некоторым их снижением на дальних зонах. С января тарифы на междугородную телефонную связь, в основном, стали едиными — в разрезе МРК — для всех категорий потребителей.

В области реформы тарифной политики мы намерены продолжать сотрудничество с госорганами по включению в тарифы инвестиционной составляющей (необходимой для модернизации существующих сетей связи), а также в части совершенствования нормативных документов и дальнейшей ребалансировки тарифов с целью ухода от перекрестного субсидирования.

© Юрий Брюквин, Дело

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх