Валерий Бугаенко: "Расслабляться операторам не стоит"

   Автор статьи:

До 1 января следующего года нескольким сотням российских телекоммуникационных операторов предстоит сдать сложный экзамен в Россвязьнадзоре: с нового года серьезно меняются лицензионные требования. О том, насколько трудными будут эти экзамены, с главой Россвязьнадзора Валерием Бугаенко побеседовал корреспондент "Ъ-Телекома" Егор Лохмачев.

? Насколько, по вашей информации, операторы готовы к выполнению новых лицензионных требований?
На сегодня назвать абсолютные цифры сложно. Судя по обращениям в центральный аппарат и территориальные управления Россвязьнадзора, многие операторы заняты подготовкой к работе в рамках нового законодательства. В то же время, основываясь на данных проводимого мониторинга сетей, пока мы оцениваем степень готовности как недостаточную. Именно поэтому мы заранее предприняли усилия по доведению до участников рынка информации о необходимости заблаговременной подготовки к изменениям, вводимым новыми нормативными актами. Мы говорим об этом на всех конференциях, проводим встречи с операторами в регионах, опубликовали информационное письмо, в котором обратились к операторам с рекомендацией проанализировать свои лицензии и состояние своих сетей, их готовность к работе в новых условиях.
Начиная с марта 2005 года, когда было принято постановление правительства "Об утверждении перечня услуг связи, вносимых в лицензии", мы выдали около 4,5 тыс. лицензий ? их условия после 1 января меняться не будут.

? Активно ли операторы обращаются в Россвязьнадзор для внесения изменений в лицензии?
До недавнего времени в месяц в среднем мы рассматривали около 100 подобных заявлений. Большая часть из них касается изменения сроков начала оказания услуг связи по лицензиям, выданным до вступления в силу нового закона "О связи". Примерно 20% из них касаются непосредственно изменения лицензионных условий, в том числе в части приведения отдельных их пунктов к виду, предусмотренному постановлением правительства "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий". С момента публикации информационного письма прошло еще не так много времени, однако судя по количеству обращений в наши территориальные органы, можно ожидать значительного увеличения числа заявлений.
Из 14 тыс. лицензий, выданных до 1 января 2004 года, мы ожидаем примерно 1,5 тыс. заявлений на внесение изменений. Понятно, что это цифра оценочная и сейчас сказать точно, сколько таких заявлений будет, невозможно. Мы к этой работе готовы. По каждому заявлению решение будет приниматься строго в установленные законом сроки.

? По экспертным оценкам, больше всего лицензий необходимо переоформить "Связьинвесту". Насколько масштабную модернизацию сети для этого необходимо провести холдингу?
Есть и другие крупные операторы, у которых лицензий не меньше. Внести изменения в пять лицензий или десять ? разницы большой нет. Масштабность модернизации зависит не от количества лицензий, а от состояния сети ? исходного и требуемого. Основание для модернизации не только изменение правового поля ? есть и множество чисто рыночных оснований. В этом отношении "Связьинвесту" действительно предстоит большая работа, в силу того что его операторским компаниям в наследство достались старые сети и на этих сетях модернизация предстоит более масштабная, нежели на сетях небольших или более современных.
Говоря же о необходимости соблюдения требований законодательства, следует говорить не столько о модернизации сетей, сколько о проведении отдельных мероприятий технического характера. И здесь необходимо обратить внимание на два основных вопроса ? повременный учет трафика и требование по организации точек присоединения.

? Представители ряда операторских компаний сделали заявления о том, что не успевают к 1 января подготовиться к выполнению новых обязательных требований. Как вы планируете выявлять неготовые компании и что их ждет в случае нарушений?
Россвязьнадзор, как и ранее, будет осуществлять проверки деятельности операторов на плановой основе. Служба имеет достаточно сил и средств для осуществления контроля состояния сети связи общего пользования, в том числе на основе анализа топологии и схем пропуска трафика по сети. Такой контроль проводится постоянно. В его ходе могут быть выявлены и нарушения вступающих в силу новых нормативных правовых актов. В случае если такие факты будут выявляться, возможно говорить и о проведении внеплановых проверок.
Так что расслабляться операторам не стоит. Ответственность за любое нарушение обязательных требований установлена законом "О связи" и Кодексом об административных правонарушениях. Все нарушители получат предписание об устранении нарушений ? если оно не будет выполнено, то санкции возможны самые жесткие, вплоть до начала процедуры аннулирования лицензии.

? Некоторые участники рынка говорят, что подготовиться и выполнить новые лицензионные требования им не позволяет отсутствие нормативных документов. Готовы ли вы считать такую аргументацию уважительной причиной для некоторой отсрочки ? по крайней мере тем операторам, которых эти нормативные документы касаются непосредственно?
Это явно неуважительная причина. Прежде всего, вся нормативная база еще на стадии проектов была опубликована, затем прошла все этапы согласования и на данный момент утверждена правительством. Причем с момента утверждения уже прошло достаточно времени. Например, правила присоединения приняты в конце марта, правила оказания услуг связи ? в мае, требования к порядку пропуска трафика ? в начале августа. 19 октября принято постановление, устанавливающее порядок государственного регулирования на тарифы по пропуску трафика и присоединению для операторов, занимающих существенное положение. Собственно говоря, федеральный закон "О связи" и перечисленные постановления дают совершенно полную картину. Поэтому говорить о том, что отсутствуют какие-то нормативные документы, совершенно неправильно.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх