Дмитрий Костачев: К концу этого года цифровизация сети МГТС составит 30%

   Автор статьи: Ирина Глухова

В следующем году начнется новый этап генеральной реконструкции Московской городской телефонной сети (МГТС). В этом году объем нового строительства составил свыше 400 тысяч номеров. В 2006 году эта цифра превысит 500 тысяч. В последующие годы цифры также будут расти. Для этого МГТС потребуются серьезные инвестиции. Об источниках инвестиций в компании распространяться не любят, зато с вдохновением рассказывают о новых услугах, которые позволят сделать компанию более прибыльной.

Подробно о планах московского телефонного монополиста в интервью журналу "Стандарт" рассказал заместитель генерального директора МГТС Дмитрий Костачев.

- Дмитрий Сергеевич! МГТС проводит масштабную реконструкцию. На каком этапе сейчас она находится? Что предстоит сделать до конца года? Каковы планы на 2006-й?
Сегодня Московская городская телефонная сеть — это больше 4 млн абонентов. По уровню телефонизации Москва стоит в ряду ведущих столиц мира — более 50 телефонов на 100 жителей. Московский городской телефон сегодня есть практически в любом помещении. Объем сети гигантский — это одна из крупнейших в мире сетей, которая по своему охвату стоит в одном ряду с телефонными сетями таких мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж.

Однако, учитывая исторические особенности развития нашей страны, МГТС вошла в третье тысячелетие с достаточно тяжелым наследием — наша сеть осталась преимущественно аналоговой.
Средний возраст оборудования аналоговых станций составляет более 20 лет. Есть станции, которые эксплуатируются и более 40 лет, в то время как западные сети давно перешли на цифру. Поэтому еще в 2003 году была принята программа реконструкции сети, в соответствии с которой в 2012 году сеть должна стать полностью цифровой.

К концу этого года цифровизация сети МГТС составит 30%, то есть в Москве будет примерно 1 млн цифровых номеров. Мы полагаем, что в 2012 году, учитывая рост сети, у нас будет около 5 млн абонентов. Таким образом, простой расчет показывает, что мы должны ежегодно реконструировать более 0,5 млн номеров.
В этом году объем нового строительства составил свыше 400 тысяч номеров. Из них около 270 тысяч пошло на замену аналоговых и почти 130 тысяч — это введенные новые номера. В 2006 году эта цифра превысит 500 тысяч — из них на замену более 450 тысяч. В последующие годы эти цифры также будут расти.
Теперь поясню причины, почему мы активно модернизируем сеть. Понятно, что одна из них прозаическая — оборудование устарело физически, оно не может работать вечно. Станция, которой более 20 лет, неудобна в эксплуатации, к ней трудно достать комплектующие. Но есть и более важные причины. И первая из них — новые услуги, требуемые сегодня на рынке. Ведь аналоговая станция не может их предложить абоненту. Общемировая тенденция показывает, что объем традиционного телефонного трафика заметно снижается, люди стали больше говорить по сотовым телефонам и меньше по обычным. Чтобы сохранить доходность фиксированной связи, мы просто обязаны дать пользователям новые дополнительные услуги. Это, пожалуй, одна из важнейших задач, решаемых в рамках цифровизации сети.
Вторая — сокращение издержек. Если на аналоговой станции необходимо постоянное присутствие персонала, который проводит плановые ремонты, профилактические работы, техническое обслуживание, то современная техника ориентирована на безлюдную технологию, специалисты управляют сетью, находясь в центре обслуживания. Кроме того, если 10-тысячная аналоговая станция занимает целый этаж площадью около 1000 квадратных метров, то цифровое оборудование значительно компактнее, оно может быть установлено в небольшом помещении.

Еще одна цель, преследуемая в рамках цифровизации, — управляемость сети. С реконструкцией сеть становится более гибкой, что позволяет быстрее реагировать на запросы рынка, подключать новые объекты, при необходимости перебрасывать ресурсы.

- Если мы заговорили про новые услуги, помнится, МГТС обещала запустить совместные услуги с сотовыми операторами, такие, как возможность отправки SMS с домашнего телефона на сотовый. Можно ли ждать чего-то подобного?
Мы сделаем все, что обещали. В МГТС разработан план внедрения новых услуг. Часть из них уже проходит опытную отработку на Тушинском узле.
Одной из первых стал цифровой АОН. Хочу сразу заметить, что эту услугу нельзя сравнивать с существовавшей до сих пор разработкой российских умельцев. Я думаю, каждый знает "приставки", определяющие номер, которые начали продаваться с 1990-х годов. Однако мало кто знает, что принцип, по которому они работают, ориентирован на связь между станциями внутри сети, но никак не на абонентов. Определение номера этими устройствами происходит после имитации поднятия трубки на вашем телефоне, то есть станция фиксирует ответ на вызов. При введении повременки это означает, что оплата будет начисляться не только за время реального разговора, но и во время работы такого АОН.

АОН в цифровых станциях строится по другому принципу. Станция имеет возможность связаться с абонентским устройством в "предответном" состоянии, не создавая разговорного соединения, и в этом режиме выдать номер вызывающего абонента. Именно эту услугу мы сейчас и внедряем в цифровом сегменте сети.

В начале 2006 года мы планируем запустить возможность передачи SMS по фиксированной связи. Сейчас оборудование уже смонтировано, идет его отладка. К сожалению, пока эта услуга будет доступна только цифровым абонентам, поскольку возможность приема и отправки SMS также связана с цифровым АОН. SMS-сообщения на фиксированный номер можно будет посылать не только с домашнего телефона, но и через Интернет или, позвонив на номер нашей справочной службы, — это своего рода аналог пейджинга. Кроме того, я надеюсь, что мы сможем обеспечить и обмен сообщениями между нашими абонентами и абонентами сотовых операторов. Далее на очереди голосовая почта. Так одна за другой и будут выстраиваться новые услуги.

- А что делать абонентам, которые пока обслуживаются аналоговыми АТС?
Абонентам, цифровизация номеров которых будет продолжаться до 2012 года, будет предложена серия интеллектуальных услуг, которые уже сейчас доступны цифровым пользователям — переадресация звонка, конференц-связь и др. Просто функционировать они будут по другому принципу — с вами будет работать не аналоговая АТС, а специальное серверное оборудование. Но с точки зрения пользователя появится возможность реализовать похожую функциональность.

- Вы говорили про возможность взаимодействия с сотовыми сетями. Что, по-вашему, может принести тенденция к интеграции услуг мобильной и фиксированной связи абонентам и операторам?
Об интеграции услуг говорят много. Удобно, конечно, иметь один универсальный аппарат и не задумываться, куда тебе могут позвонить. Сейчас такие возможности появляются. Я думаю, технологически это будет реально уже совсем скоро. Но в этой плоскости есть и другая проблема — коммерческая: тарифы сотовых операторов хотя и снижаются, но пока еще остаются гораздо выше, чем в фиксированной связи. Поэтому надо будет найти такое решение, которое устроило бы и массового абонента, и операторов связи.

- Что в этом направлении делает МГТС?
Конвергенция основана на новом технологическом направлении, так называемых сетях нового поколения — NGN. Технология "горячая", она только выходит из стадии разработки на промышленные решения. Начиная со следующего года, мы также начинаем использовать NGN-технологию в своей сети. Надеемся, что с 2007 года полностью перейдем на пакетную коммутацию голоса и откажемся от цифровой коммутации каналов. Поэтому техническая инфраструктура сети в принципе будет готова к конвергенции.

- Несколько лет назад все говорили про повременку. Сегодня закон "О связи" обязывает операторов предлагать абонентам на выбор и фиксированную, и повременную плату одновременно. Каковы планы МГТС в этой связи?
У МГТС собственных планов в этом направлении быть не может. Мы являемся существенным оператором на рынке Москвы, а проще сказать — признаны монополистом. Вся наша деятельность в области оказания услуг связи и тарифов на массовом рынке регулируется государством. В России принят федеральный закон "О связи", ряд нормативных документов, постановлений и правил, где четко определено, что способ оплаты услуг местной телефонной связи выбирает абонент. Поэтому, если абонент хочет, он выбирает повременный тариф, тариф с фиксированной абонентской платой или комбинированный, где есть фиксированная составляющая плюс плата за превышение трафика. Мы как оператор обязаны эти возможности предоставить, и мы это сделаем. Технологически МГТС к этому подготовилась, соответствующие системы у нас установлены. Юридические лица уже платят по повременке. Абонентам — физическим лицам, желающим перейти на повременный тариф, такая возможность будет предоставлена.

- В этом году Мининформсвязи начало выдавать лицензии на предоставление услуг дальней связи альтернативным операторам. МГТС как-то готовится, чтобы обеспечить доступ своим абонентам в направлении альтернативных операторов?
С 1 января 2006 года вступает в силу целая серия нормативных документов, которая приводит в стройную систему саму иерархию построения сети связи. В единой структуре появился новый тип лицензий — на зоновую связь. Ранее лицензии выдавались лишь на местную, междугородную и международную (так называемую дальнюю связь). Лицензия на зоновую — нововведение. МГТС, кстати, на днях уже получила лицензию на зоновую связь. Теперь выстраивается такая система: местные операторы, имеющие лицензии на местную связь, обязаны стыковаться с зоновыми, которые, в свою очередь, должны передавать трафик операторам дальней связи. К настоящему времени Мининформсвязи уже выдало 10 лицензий на дальнюю связь. Теперь абонент сможет сам выбирать оператора, через которого будет звонить по межгороду. Мы, со своей стороны, эту возможность реализуем. В ближайшее время альтернативным операторам дальней связи будут выданы коды. Я полагаю, что в числе первых услугу начнут предоставлять "Ростелеком" и МТТ — их сети наиболее готовы к предоставлению услуг, а далее подоспеют и остальные. МГТС, соответственно, будет предоставлять абонентам право выбора: либо pre-selected, когда трафик перенаправляется на одного, выбранного абонентом, оператора, либо hot choice, когда абонент сам будет набирать префикс оператора дальней связи. Однако, если hot choice автоматически обеспечен всем абонентам, то для того чтобы использовать pre-selected, необходимо будет документально зафиксировать свой выбор у оператора.

- Несмотря на активное развитие сотовой связи, крест на фиксированной связи ставить нельзя. Каким вам представляется будущее проводной связи в России?
Я не хочу вдаваться в технические подробности. Поделюсь некоторыми общими соображениями по этому поводу. Принципиальное различие между беспроводной и проводной связью только в одном. Беспроводная связь — это всегда использование группой людей одного общего ресурса, по своей природе весьма ограниченного — радиочастотного спектра. Ведь если вам выделено 100 МГц, то все пользователи работают внутри этого ресурса и передать там можно только определенное количество информации. А что делать, если абоненты хотят получать большую скорость или чаще звонить, или число абонентов на данной территории быстро увеличивается?Единственный выход — использовать дополнительный частотный ресурс. А если свободного ресурса больше нет?

Фиксированная связь такого природного ограничения не имеет. Вам персонально выделяется линия, по которой вы можете получать столько информации, сколько вам нужно. Появился новый абонент, для него всегда может быть проложена новая линия. Фиксированная связь даже выиграет от того, что плотность потребителей в определенной зоне выше — стоимость строительства линейно-кабельных сооружений в расчете на абонента при этом снижается. Поэтому развитие высокоскоростных приложений, мультимедиа, triple play скорее всего будет опираться на фиксированные сети. Они действительно позволяют увеличивать поток потребляемой информации до гигантских величин, чего любая эфирная технология себе позволить не может.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх