Михаил Кобяцкий, учредитель ростовской компании "Мобайл": "Столичным франчайзорам сложно будет построить в регионах свои макдоналдсы"

   Автор статьи: Александра Ходонова

Апогей конкуренции на региональных рынках сотового ритейла достигнут. Местные торговцы трубками воюют с такими же местными за клиента, а с московскими ? за самостоятельность. О непростой судьбе регионального ритейлера, перспективах франчайзинга и проблемах освоения новых городов корреспондент "Сотовика" побеседовал с Михаилом Кобяцким, учредителем действующей в Южном федеральном округе компании "Мобайл".

- Как вы оцениваете современное состояние регионального сотового ритейла?

- Стадия роста в нашей отрасли подходит к логическому завершению. Наступил интересный период — слияний и поглощений, на рынке остаются крупные игроки с совершенными методиками ведения бизнеса. При этом конкуренция между ритейлерами в регионах с каждым месяцем продолжает усиливаться. Борьба за клиента федеральных игроков и региональных сетей смещается в областные и краевые города и районные центры. Сильно изменился и формат торговли. Прошлый год был знаменателен повсеместным переходом игроков от "салонов связи" к "салонам цифровых устройств". В результате "продавцы сотовых телефонов" постепенно превратились в поставщиков цифровой электроники (фотоаппараты, mp3-плееры, диктофоны, КПК), телефонов DECT, аксессуаров для телефонов. По нашим прогнозам, в этом году будет немало примеров поглощений, слияний и даже разорений, вплоть до ухода игроков из отрасли.

- Как вы только что сказали, многие игроки на рынке перешли к развитию сегмента цифровых устройств, а какому сегменту вы уделяете большее внимание?

- В последнее время особое внимание уделяем приему платежей и потребительскому кредитованию. Компания постоянно разрабатывает новые сопутствующие направления деятельности и услуги, которые можно предоставить нашим клиентам и повысить тем самым общую привлекательность и рентабельность сети.

- Конкуренция между ритейлерами в регионах усиливается, а тем временем столичные ритейлеры такие, например, как Divizion, Dixis выходят на региональный рынок путем франчайзинга. Многие ритейлеры считают франчайзинг наиболее дешевым и быстрым способом наращивания сети. Как думаете вы?

- Франчайзинг, конечно, дает преимущество для быстрых темпов расширения сети. Сотрудничество на местах позволяет снизить временные и финансовые затраты при освоении региональных рынков. С точки зрения покупающего франшизу, плюсы тоже есть: дополнительный маркетинговый бюджет, отгрузка товара на спецусловиях.

Минусы тоже очевидны. Я считаю, что столичным сотовым ритейлерам сложно будет построить "Макдоналдс". В большинстве своем франчайзинговые сети состоят из множества мелких и средних компаний, и работа франчайзора, как правило, осложняется отсутствием контроля и несоблюдением единых фирменных стандартов торговых процессов. Чем дальше от "центра", тем больше беспорядка, и рынку известны примеры, когда региональные сети мигрируют от одного франчайзингового оператора к другому.

- Какие примеры франчайзинговых схем на сотовом рынке вы считаете удачными?

- Можно выделить три самые крупные франчайзинговые программы: "Цифроград" ? один из первых и самых крупных франчайзинговых операторов. Стоит отметить их агрессивную (в хорошем смысле слова) политику развития, подкрепленную хорошей системой дистрибуции. Divizion ? схожая с "Цифроградом" по структуре система. И Dixis ? ритейлер, у которого франчайзинговая программа подкреплена огромным опытом собственной сети. Здесь четко отслеживаются фирменные стандарты, имидж сети и сегмент, на который они претендуют.

- Приемлемо ли для вас стать франчайзи?

- Позиция компании "Мобайл" достаточно принципиальна: управлять сетью, создавать ее единый стиль, просчитывать места для торговых точек самим. У нас сильный бренд и "наполеоновские" планы. Сеть уже насчитывает 72 салона. В планах до конца 2006 года довести количество до 300 салонов по ЮФО. Да, стать франчайзи ? это реально. Но на сегодняшний день еще не было предложений, которые бы нас заинтересовали.

- Какие проблемы чаще всего возникают при открытии новых магазинов в неосвоенных еще городах?

- При открытии 72 салонов все проблемы, с которыми можно столкнуться, тщательно изучены. Сейчас открытия для нашей компании ? это последовательные шаги, где на каждом этапе решается определенная задача. Главное ? слаженная работа команды открытия. Из наиболее распространенных проблем могу выделить: кадры ? проблема любой компании, и возьму на себя ответственность заявить, что это проблема страны в целом. Запущенное состояние областных городов и районных центров (особенно небольших, с населением до 40 тыс. человек). В основном это касается технического состояния объектов, где требуются колоссальные вложения для их доведения до наших корпоративных стандартов.

- Как считаете, есть ли прямая зависимость между количеством точек и объемом продаж телефонов?

- Есть, конечно. Если сеть представлена салонами в ключевых районах города, в самых проходимых местах, с площадью не менее 20-30 кв.м., то это один показатель продаж трубок в расчете на салон. Если это небольшие точки — от 5 кв.м. ? это совсем другой показатель. Можно открыть 50 абсолютно неэффективных салонов в городе-миллионнике или 20 сверхрентабельных и эффективных. Все зависит от города, принципов и стандартов построения сети той или иной компанией, финансовых возможностей и целей. В каждом регионе есть определенная емкость. При достижении максимального количества точек на душу населения продажи ритейлеров перестают расти и начинают "размазываться по тарелке" между игроками.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх