Семен Рабовский, генеральный директор ОАО "Комстар-Объединенные ТелеСистемы": "Наши перспективы мало отличаются от перспектив лидеров мирового рынка"

   Автор статьи: Екатерина Невская

Интервью генерального директора ОАО "Комстар-Объединенные ТелеСистемы" Семена Рабовского агентству экономической информации ПРАЙМ-ТАСС.

Корреспондент: Семен Владимирович, ОАО "Комстар-Объединенные ТелеСистемы" ("Комстар-ОТС") объявило недавно вторую оферту для акционеров ОАО "Московская городская телефонная сеть" (MGTS) (МГТС), том числе и для "Связьинвеста". "Комстар-ОТС" уже владеет 53,04% от уставного капитала МГТС. Расскажите, для чего компании нужна доля, которая находится сейчас в собственности "Связьинвеста"?

Семен Рабовский: Сейчас мы стоим на пути, который требует от нас поиска дополнительных источников роста и для "Комстар?ОТС", и для МГТС. Мы собираемся интегрировать сети, объединять маркетинговые усилия по продвижению услуг группы компаний, внести определенные изменения в организационную структуру за счет создания единого корпоративного центра. Хотя, по большому счету, указанные меры вряд ли вызовут несогласие у миноритарных акционеров МГТС, тем не менее, мы обязаны согласовывать все шаги в виде принятия сделок с заинтересованностью. В этом смысле выкуп доли "Связьинвеста" интересен, прежде всего, за счет возможности оптимизировать структуру управления группой компаний, повысить ее управляемость.

Корр: Как объявил "Комстар-ОТС" ранее, у компании снижается число абонентов, которые выходят в Интернет по технологии Dial-Up. С чем связана такая тенденция? Верна ли она для всей России или только для Москвы?

С.Р.: Снижение числа пользователей доступа к сети Интернет по технологии Dial-Up — вполне закономерное явление. Но пока эта тенденция характерна преимущественно для Москвы и Санкт-Петербурга, выступающих обычно центром инноваций. А по всей России в 80% случаев доминирует Dial-Up-доступ, поскольку уровень проникновения широкополосных услуг пока не превышает 3 проц.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, о планах компании по развитию бизнеса в Подмосковье.

С.Р.: Подмосковье характеризуется одновременно и высоким уровнем доходности (3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга), и недостаточным процентом телефонизации. Именно поэтому многие операторы связи устремились в Московскую область. В рамках стратегии региональной экспансии в Подмосковье "Комстар?ОТС" приобрел ряд местных телекоммуникационных компаний, строит свои сети. Для координирования работ в области с конца 2005 года начал функционировать наш Московский областной филиал. Благодаря строительству беспроводных радиорелейных сетей широкополосного доступа в Подмосковье решается проблема нехватки кабельной инфраструктуры в труднодоступных районах области и одновременного обеспечения доступа пользователей на абонентском участке к услугам телефонии, передачи данных, доступа в Интернет, организации VPN. Причем это актуально не только для корпоративного сегмента, но и для частных лиц, когда, путем установки одной базовой станции радиорелейной сети, услугами связи обеспечивается целый жилой дом. А близость к нашим основным техническим ресурсам в Москве ? дополнительный фактор развития соответствующего сервиса.

Корр.: Расскажите о планах региональной экспансии "Комстар-ОТС" и экспансии в СНГ.

С.Р.: Я не хотел бы конкретизировать объекты приобретений. Нам интересна любая возможность расширения бизнеса, в том числе и за рубежом.

Корр.: Может ли "Комстар-ОТС", как предполагают аналитики, принять участие в тендере на покупку госпакета акций АО "Киргизтелеком"?

С.Р.: Мы не исключаем такой возможности, однако решение об участии будет нами приниматься после объявления условий тендера. Как таковых предпочтений по странам СНГ, только исходя из субъективного восприятия страны, как вы понимаете, у нас нет. Мы придерживаемся комплексного анализа, включая политические риски.

Корр.: Федеральная служба по надзору в сфере связи России (Россвязьнадзор) включила "Комстар-ОТС" в список существенных операторов. Согласно правилам, оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан установить условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика в срок, не превышающий 90 дней с даты получения им уведомления о включении его в реестр. "Комстар-ОТС" уже направил свои условия в Россвязьнадзор?

С.Р.: Официально уведомление мы получили 10 марта этого года. Для исполнения законодательства мы должны были в течение 20 дней направить свое предложение в Россвязьнадзор, что и было сделано.

Корр.: Как "Комстар-ОТС" планирует развивать свою сеть Wi-Fi в Москве? Есть ли в планах развертывание подобной сети в других городах?

С.Р.: В 2005 году "Комстар?ОТС" реализовал планы по созданию 70-ти хот-спотов на территории Москвы. Основными заказчиками данных услуг стали гостиницы, бизнес- и торговые центры ("Пекин", "Международная", "Новотель", "Центр международной торговли", магазин "Икеа"), крупные предприятия ресторанного бизнеса. В Подмосковье подключен Международный жилой комплекс "Росинка" (Красногорский район), ведутся работы по созданию сети на всей территории технограда в Дубне. В текущем году "Комстар-ОТС" планирует установить в Москве более 100 новых хот-спотов. Помимо этого мы запустили опытные зоны Wi-Fi в Тольятти, Самаре, Саратове и Санкт-Петербурге.

Корр.: Как будет развиваться в этом году проект "Стрим ТВ"?

С.Р.: Уже в ближайшем будущем под брендом "Стрим" "Комстар?ОТС" начнет предоставление услуг Triple Play в регионах (Triple Play ? доступ по одному каналу ко всем видам стандартных и интерактивных услуг связи: высококачественной телефонии, высокоскоростному доступу в Интернет, цифровому телевидению высокой четкости, видео по запросу ? ПРАЙМ-ТАСС).

"Стрим" становится продуктовой линейкой федерального уровня, рассчитанной на массовую аудиторию. Для начала этот продукт будет запущен на сетях нашей дочерней компании "Тюменьнефтегазсвязь". В этом году мы намерены окончательно отделить "Стрим ТВ" от "Стрима" и продвигать его как самостоятельную услугу. Мы видим в этом реальную необходимость, поскольку сейчас для подключения "Стрим ТВ" требуется подключиться к "Стрим". Кроме того, наша дочерняя компании ЗАО "МТУ-Интел" продолжит разработки собственного контента для пакета "Стрим ТВ". А мы, как оператор связи, обеспечим агрегацию контента.

Корр.: Расскажите о своих планах по развертыванию сети WiMах ? где и когда она может быть развернута, сколько потребуется в это вложить?

С.Р.: Технологически близкие к WiMах решения уже производятся, а в Москве, Петербурге и других городах развернуты радиосети в диапазоне 5 ГГц. Это оборудование работает на частотах стандарта WiMах, с сопоставимыми скоростями, сопоставимой дальностью, но оно не приведено в соответствие со стандартом. Не думаю, что кто-нибудь оценит перспективы появления WiMах негативно. На примере многих других средств связи Россия давно доказала, что в этой части она "идет в ногу" с другими развитыми странами. То есть WiMAX появится, конечно, и даже (судя по рекламе) уже появляется, однако, как говорится, есть нюансы?

Они касаются и частотного ресурса, и возможностей оператора, и самой технологии, и наличия хоть какой-нибудь национальной концепции ее развития. Как и остальные участники рынка, мы ждем появления на рынке сертифицированного WiMах-Форумом оборудования данной технологии, обеспечивающего возможность работы в менее загруженных частотных диапазонах. А это, скорее всего, может произойти ориентировочно в середине 2006 года. В технологическом отношении у нас уже отработана сеть pre-WiMах.

Корр.: Какие у компании планы по расширению сети таксофонов и увеличению функциональности устройств?

С.Р.: Пока мы не планируем расширение сети таксофонов "Комстар-ОТС" или МГТС. Напротив, таксофонный парк в настоящее время уменьшен до 8 тыс. аппаратов. С развитием сотовой связи острая необходимость во внушительном парке таксофонов пропала. Количество таксофонов, расположенных в Москве, определяется экономической целесообразностью. Основной вектор развития этого направления — повышение эффективности использования таксофонов через повышение удобства абонентов и маркетинговые инициативы. В частности, с этой целью в апреле 2005 года таксофоны МГТС были переведены на посекундную тарификацию услуг, расширены способы оплаты (не только по телефонным картам МГТС и "Комстар-ОТС", но и по кредитным картам, а также по социальной карте москвича), обеспечена возможность бесплатных вызовов на телефоны некоторых организаций.

Корр.: Как Вы относитесь к планам АФК "Система" внедрить единый бренд для телекоммуникационных активов холдинга?

С.Р.: Мы заинтересованы в создании "сквозного" бренда с другими компаниями ОАО "Система Телеком". Новый бренд ? это в большей степени изменение визуального восприятия торговых марок группы компаний, и, по нашему мнению, призван обеспечить удобство идентификации компаний телекоммуникационной группы. Кроме того, концепция брэнда предполагает осуществление перехода от бизнес-модели, ориентированной на технологии, к бизнес-модели, ориентированной на пользователя.

Корр.: МГТС теперь дочернее предприятие "Комстар-ОТС". Какие задачи "Комстар-ОТС" ставит перед своей дочерней компанией в ближайшие3 года?

С.Р.: Мы продолжим реализацию программы развития дополнительных сервисов для частных абонентов сети МГТС. Само направление движения останется прежним ? к обеспечению частных абонентов не только услугами телефонной связи, но современными пакетными сервисами. Но при этом мы серьезно изменим принцип работы компании. Пакетные сети "Комстар-ОТС" и МГТС интегрируются в единую сеть. В этом году начинается строительство единой сети NGN "Комстар-ОТС" как опорного ядра для нужд всех наших компаний, и развитие инфраструктуры МГТС на базе единой NGN-сети "Комстар-ОТС".

Корр.: Какие, по Вашему мнению, прослеживались основные тенденции на рынке фиксированной связи в 2005 году. Что нас ждет в 2006 г? Как изменится рынок, к чему он будет стремиться?

С.Р.: Сегодня во всем мире отмечается тенденция постепенного снижения доходности традиционного телефонного бизнеса, перераспределения в структуре доходов операторов фиксированной связи в пользу контент-услуг, услуг высокоскоростного доступа, внедрение на базе широкополосного доступа комплекса услуг Triple Play. Наши перспективы мало отличаются от перспектив лидеров мирового рынка. К примеру, основным двигателем роста компании AT&T является сегодня единая сеть на основе интернет-технологии, через которую компания будет поставлять видеоинформацию, данные и голосовые сообщения. В развитых странах традиционная фиксированная телефонная связь постепенно отходит на второй план, и мы тоже должны быть к этому готовы. Доля VAS (value add services, дополнительные услуги) в структуре бизнеса крупных операторов связи (а позволить себе этим заниматься могут преимущественно крупные операторы связи) неуклонно растет. Поэтому наша компания увеличивает предложение в части неголосовых услуг (Интернет и передачи данных), которые последние 2 года обеспечивают основной рост доходов.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх