Жан-Пьер Вандромм, Голден Телеком: "Чем больше конкурентов у нас появляется, тем больше шансов, что таковых не будет вовсе"

   Автор статьи: Сергей Мальцев

На рынок дальней связи собирается выйти третий оператор ? компания "Голден Телеком". Пока ей, правда, не удалось получить коды доступа. О причинах этой задержки, ситуации с сотовым бизнесом на Украине и широкополосном доступе "для всех" корреспондент "Сотовика" Сергей Мальцев побеседовал с главным управляющим компании "Голден Телеком" Жан-Пьером Вандроммом.


"Мы должны были получить коды 5 месяцев назад"

? "Голден Телеком" построил сеть и получил лицензию на предоставление услуг дальней связи. Когда произойдет торжественный запуск?

Ж-П. В.: Если бы я знал ответ на этот вопрос, то я был бы не главным управляющим телекоммуникационной компании, а предсказывал бы будущее на Старом Арбате. Мы должны были получить коды доступа 5 месяцев назад, когда сообщили об окончании строительства сети, но до сих пор этого не произошло. Все узлы нашей сети были сертифицированы.

Мы не жалуемся на "Россвязьнадзор": они выполняют свою работу, и выполняют ее правильно. Правда, как только мы все закончили, чудесным образом появился приказ регулятора ?20, в соответствии с которым мы должны заключить договоры со всеми межрегиональными компаниями (МРК), со всеми "существенными операторами". Получается, что прежде чем вы сможете конкурировать с компанией, она должна подписать с вами соглашение и согласовать тарифы. А как можно заключить договор с тем, кто в этом не заинтересован?.. Все последние годы мы составляли договоры согласно существовавшим требованиям. Но на данный момент я задаю себе один вопрос — а не выйдет ли какой-нибудь приказ ?43, ?63 или ?83, в котором будет сказано, что компании нужно будет сделать еще что-то дополнительно?

? Давайте представим, что вы получили коды 5 месяцев назад. Какими были бы ваши тарифы? Будут ли ваши расценки ниже, чем у конкурентов? Как будете привлекать пользователей дальней связи?

Ж-П. В.:Я предпочел бы не отвечать на этот вопрос сейчас. Зачем рассказывать будущим конкурентам наши расценки, каким образом мы выходим на рынок, как мы распространяем счета? Я думаю, мы будем выходить на новый рынок так же, как мы выходили и на предыдущие.

? Недавно вы заметили, что результата на рынке дальней связи добьются "Ростелеком", МТТ и "Голден Телеком". А что ждет оставшихся 17 претендентов?

Ж-П. В.:Только три компании построили сеть, только три знают, сколько это стоило. Поэтому, я думаю, только эти три компании могут составить бизнес-план, не основываясь на прогнозах, взятых с потолка.
Известно: если междугородние переговоры в сети не превышают 10% от общего числа минут, то оператор теряет деньги. Только три компании имеют эти 10% минут: "Ростелеком", "Голден Телеком" и МТТ. У всех остальных, я думаю, вряд ли наберется 2-3%. Как ни странно, чем больше конкурентов у нас появляется, тем больше шансов, что таковых не будет вовсе. Если к трём компаниям добавится еще одна, то может быть она и получит больше 10%, но еще 4-5 компаний не смогут получить такого процента. Чем больше их будет, тем быстрее они будут разоряться. Это можно назвать конкуренцией "вверх ногами".

? Как вы считаете, установленная МГТС сумма в 200 рублей за смену оператора является существенным препятствием развитию конкурентной борьбы на рынке дальней связи?

Ж-П. В.: Плата за первую смену оператора не взимается. Сегодня есть только один оператор с кодом, поэтому абонент может перейти из "Ростелекома" только в МТТ. А вот клиент, недовольный МТТ, должен будет заплатить 200 рублей, если он хочет вернуться в "Ростелеком". Насколько я знаю, нет ни одной другой страны, где клиенту нужно платить, чтобы сменить оператора. Я работал в 17 европейских странах, а в России встретил это впервые.

- Сколько же потратил "Голден Телеком" для выхода на рынок дальней связи?

Ж-П. В.: Если компания начинает с нуля, стоимость выхода составит около 30-40 MUSD, а операционные затраты ? 15-20 MUSD. Я не уверен в точности цифр, но мы потратили значительно меньше ? у нас уже существовало три четверти сети.

? Когда окупится проект?

Ж-П. В.: В течение срока, рамки которого можно определить как больше одного месяца, но меньше полугода.

"Когда моя команда проиграла футбольный матч, я плакал от злости"

? Каковы перспективы роста абонентской базы у "Голден Телеком"?

Ж-П. В.:Сегодня в России у нас 8% рынка дальней связи. При этом мы работаем только с корпоративными клиентами, которые составляют половину этого рынка. Если мы посмотрим на ту половину рынка, в которой мы вообще никогда не были представлены (то есть физические лица ? "Сотовик"), мы можем получить уже 16%. А если учесть, что мы работаем только с половиной населения страны, в перспективе мы можем получить 32% рынка. Мне кажется, это хороший результат и к нему нужно стремиться.

? Вы говорите о дальней связи, а как обстоит дело в других сегментах услуг? Например, в сегменте сотовой связи.

Ж-П. В.: Мы не занимаемся сотовой связью.

? В России нет, но на Украине...

Ж-П. В.: Давайте, сначала про Россию. В сегменте широкополосной передачи данных, (ШПД) который на 70-80% состоит из корпоративных клиентов, наша доля рынка составляет примерно 20-25%.

Наш мобильный бизнес на Украине невелик. Если вы не захватили 20% рынка, вы не сможете выжить.

У нас в Киеве очень плохое покрытие, про остальную территорию и говорить не приходится. Каковы наши шансы получить 20% мобильного рынка на Украине? Даже у "ВымпелКома", мне кажется, есть цель получить примерно 20%. Для этого в последующие 5 лет 60-70% от всех подключений должно приходиться на их сеть. Я не сомневаюсь, что такая маркетинговая машина как "ВымпелКом", в которую вложены сотни миллионов USD, добьется этого, но даже ей придется приложить серьезные усилия. У нас нет столь громкого имени, мы не маркетинговая организация, мы ? офис продаж. Шансы у нас нулевые.

? Спокойно ли вы относитесь к сокращению сотовой абонентской базы "Голден Телекома"?

Ж-П. В.:Удовлетворены ли мы тем, что проигрываем? Этот вопрос вы хотите задать? Знаете, я играю в футбол. Когда мне было 6 лет, и наша команда проиграла важный матч в сезоне, я плакал от злости. Конечно, я не доволен тем, что мы теряем клиентов на Украине, но больше я не плачу. Теперь я делаю совсем другие вещи, когда я зол.

Я был бы абсолютно недоволен ситуацией на Украине, если бы мы были просто мобильным оператором с худшим покрытием, который не тратит десятки миллионов USD на маркетинг. Если не удается быть лидером в одной области, я стану первым в другой. Цель получения нами лицензий на сотовую связь не заключается в том, чтобы стать пятым оператором на Украине ? мы потратили 5 MUSD на получение частот не для того, чтобы просто их выбросить на ветер. Ранее я уже приводил в пример British Telecom с ее интересной услугой BT Fusion. Я не говорю, что у "Голден Телеком" будет в точности BT Fusion, но что-то похожее.

? Алексей Резникович (Altimo) заявил, что он намерен объединить УРС, Astelit и "Голден Телеком". Насколько серьезными могут быть намерения Altimo, и что вы будете с этим делать?

Ж-П. В.: Во-первых, Алексей Резникович не является членом совета директоров "Голден Телеком". Во-вторых, я регулярно с ним встречаюсь, и он не упоминал при мне ничего подобного.
На самом деле, Altimo является акционером "Голден Телеком", точно так же как она является акционером "ВымпелКома" и Turkcell. Был бы я на его месте, я, наверное, пришел к выводу о том, что объединить "Голден Телеком", УРС и Astelit разумно.
Я бы даже предпринял еще один шаг вперед. Altimo, являясь крупным акционером "Киевстара", могла бы и его включить в "объединение". Я думаю, что Александр Изосимов обдумывает подобный ход.
Проблема заключается в следующем: то, что интересно одному акционеру, может не устраивать другого. Я легко могу предположить, что акционеры Turkcell имеют совсем другие планы, могу представить, что у акционера "Киевстара" совсем иные мысли по этому поводу. И, наверняка, акционеры "ВымпелКом" и "Голден Телеком" тоже имеют свое мнение. Управляющему компании приходится учитывать интересы всех акционеров.
Но, прежде всего, мы заботимся о выгоде самой компании. Иногда акционеры не понимают, что интересы компании могут отличаться от их интересов.

?У игроков рынка появилась возможность купить "Сахателеком" ? компанию, которая считается одной из первых по "цифровизации" и по количеству обслуживаемых номеров среди российских операторов. Аналитики считали, что основными претендентами на покупку могут стать "Голден Телеком" и "Комстар". Но в "Голден Телекоме" ответили, что монополисты компанию не интересуют.

Ж-П. В.: Я могу прямо заявить, что это не так.

? То есть эта сделка возможна?

Ж-П. В.: Приобретение "Сахателеком"? Нет. Любое приобретение, которое мы совершаем, должно что-то принести. Мы должны что-то получить за те деньги, которые заплатили. Представьте, у вас есть старая машина, которую вы хотели бы мне продать, и мне эта машина интересна. Но если вы просите в 5 раз больше ее реальной стоимости, что вы думаете, я сделаю?

? Не станете покупать.

Ж-П. В.: Именно! А если владелец проходил техосмотр несколько лет назад, купите ли вы такую машину?.. Причина, в общем-то, одна и та же.

? То есть, вы не делите интересные компании на монополистов и альтернативных операторов?

Ж-П. В.: Если "машина" хороша и цена устраивает, то нам это интересно!

"Вместо сверления отверстий в стенах "под Интернет", достаточно повесить маленькую коробочку на окно"

? Последнее время в Москве активно развивается рынок домашнего ШПД. Планируете ли масштабные инвестиции? Куда готовы идти с этими услугами кроме Москвы?

Ж-П. В.: Широкополосный доступ технически можно осуществлять четырьмя способами. Во-первых, можно использовать ADSL в тех редких случаях, когда местные руководители обладают широкими взглядами? Мы сейчас находимся в городе Казани с красивым Кремлем, где чиновники имеют широкие взгляды на жизнь. Здесь мы используем ADSL, поскольку имеем возможность устанавливать оборудование на узлах Казанской Городской Телефонной Сети (КГТС).

В других городах чиновники менее открыты, поэтому приходится рассматривать варианты с другими технологиями. Вторым вариантом предоставления услуг широкополосного доступа является прокладка оптоволоконного кабеля в дом. К примеру, так делает "Корбина Телеком".

Третий вариант ? вы покупаете домашние сети, которые практически делают то же, что и сети "Корбины". К сожалению, ожидания владельцев таких компаний завышены: они думают, что владеют "Мерседесом", а в реальности это "Жигули". Хороший цвет, хороший мотор, хорошие сиденья. Но все равно это "Жигули".

Ну и последний, четвертый, вариант ? радиодоступ Wi-Fi или WiMAX. Мы так и поступили в Москве. Мы строим Wi-Fi-сеть не для использования на улице, а как замену ADSL и оптоволокну. Вместо прокладки домашней сети в здании, сверления отверстий в стенах, достаточно приобрести маленькую коробочку, повесить ее на окно и подключить к компьютеру. В итоге ? вместо 128 Кбит/с получается 4-5 Мбит/с. И даже до 54 Мбит/с.

Технологию Wi-Fi мы выбрали из-за политики МГТС, из-за отсутствия инициатив со стороны министерства. В Ивано-Франковске мы купили компанию, у которой подведена "медь" к трети зданий. Там мы развиваем ADSL. В Екатеринбурге мы купили домашнюю сеть, которая имеет доступ к 20 тыс. квартир. То есть мы инвестируем в ШПД, используя самые разные возможности. Любой из 4-х вариантов мы готовы использовать при условии, что это эффективно с точки зрения затрат.

? Вы можете назвать приблизительные сроки открытия Wi-Fi сети в Москве? В этом году или в следующем? Сейчас идет ее проверка Россвязьнадзором?

Ж-П. В.: Даже имея на руках все разрешения, запускать сеть в полную коммерческую эксплуатацию надо будучи полностью уверенным в ее характеристиках: покрытии, техподдержке клиентов и т.д.
Поэтому мы уже длительное время работаем в тестовом режиме. Пока клиенты могут пользоваться Интернетом бесплатно. После подключения можно работать 30 минут бесплатно, потом нужно снова подключаться и через полчаса снова. Следующим шагом будет необходимость каждый раз регистрироваться ? вводить пароль и логин. В результате мы получаем хорошую обратную связь. У вас есть в доме ШПД?

? Я подключен через домашнюю сеть.

Ж-П. В.: Если вы хотите пользоваться сетью "Голден Телеком", у вас есть возможность подключиться, отправив заявку: "У меня есть 5 друзей, которые тоже хотели бы стать клиентами. Инсталлируйте хот-спот около моей двери". Если наберется достаточное количество людей, почему бы не построить эту точку у вас? Мы поставим хот-споты около каждого дома и войдем в квартиры через Wi-Fi.

? Какие планы у "Голден Телеком" по странам СНГ?

Ж-П. В.: На карте России очень много "белых пятен". Мы только что пришли в Казань. Это шестой по счету город по объему местного телекоммуникационного рынка страны. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород и затем Казань. Поэтому в России очень много работы, которую необходимо сделать. Если и в других странах условия будут для нас подходящими ? мы будем развивать сотрудничество и с ними.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх