Ж.-П. Вандромм, Golden Telecom: "На месте Telenor я бы продолжал работать здесь"

   Автор статьи: Тимофей Дзядко

В этом году оператор бизнес-связи Golden Telecom выходит на массовый рынок. Вчера компания начала оказывать услуги междугородной и международной (дальней) связи на всей территории России, а первого февраля будет запущена услуга широкополосного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi в Москве. Об этих проектах, а также о покупке 51% акций "Корбины Телеком" и планах на будущее корреспонденту РБК daily рассказал главный управляющий Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм.

- Сеть Golden Telecom была готова еще год назад. Почему вы получили коды только в конце декабря 2006 года?

- Действительно, сеть была готова год назад — мы установили 11 коммутаторов, 88 точек присоединения и построили сеть, которая их объединила. К тому же мы должны были подписать соглашения с компаниями, входящими в МРК, во всех 88 регионах. Такие соглашения были подписаны пару месяцев назад. После этого сеть была сдана на проверку Россвязьнадзора. Такова процедура.

- Но ведь у МТТ это получилось почти на год быстрее?

- Я думаю, этот вопрос стоит адресовать МТТ. Почему они оказались настолько эффективней, чем Golden? Почему быстрее заключили договоры по присоединению в 88 регионах с МРК?

- В течение прошлого года у Golden возникало множество проблем из-за отсутствия права на оказание услуг дальней связи: на это часто обращали внимание некоторые депутаты.

- В 2006 году Россвязьнадзор проверял несколько раз Golden во многих городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и других. По требованиям местных управлений Россвязьнадзора было возбуждено несколько дел. Во всех делах Golden Telecom выиграл.

- Как на Golden скажется опоздание с выходом на рынок дальней связи?

- Мы ожидали этого. Если бы это случилось раньше, то стало бы приятным сюрпризом для нас. Наши предположения основывались на опыте других европейских стран.

- "Ростелеком" по-прежнему среди акционеров GT. Не видите ли вы в этом конфликт интересов?

- "Ростелеком" — исторически акционер GT. И из-за этого у нас не возникает никаких проблем, потому что они не участвуют в принятии решений. Только на собраниях акционеров они могут голосовать против каких-то решений, но остается почти 90% акционеров, которые эти решения могут поддержать. В этом случае нет большой разницы, является "Ростелеком" акционером GT или нет. Соответственно, сейчас для них доля в GT — просто финансовые инвестиции.

- Вы не считаете, что переплатили за "Корбину Телеком"?

- Может, это звучит странно, но если бы мы покупали компанию год назад, то мы бы заплатили такую же сумму: ведь за это время капитализация Golden выросла практически в два раза.

- Но почему вы решили приобрести "Корбину" только в конце 2006 года?

- Обычно мы не комментируем такие детали. Но в данном случае я сделаю исключение. Год назад мы участвовали в переговорах по продаже "Корбины" и были уверены, что мы — единственный серьезный претендент. Я не ожидал, что нас обойдут Александр Мамут и Виктор Вексельберг: тогда наше предложение оказалось немного меньше. К тому же стоит отметить, что сейчас "Корбина" — совершенно другая компания по сравнению с тем, что было год назад. Тогда они подключили только около 2 тыс. зданий, сейчас — 20 тыс. зданий. Г-даМамут и Вексельберг уже инвестировали в компанию около 70 MUSD

- Как вы оцениваете планы "Корбины" по завоеванию 30% московского рынка интернет-услуг, на котором обостряется конкуренция?

- Я думаю, они вполне реалистичны. Они могут получить 30% или даже большую долю именно потому, что это сопряжено с определенными трудностями. Если бы это было легко, то все бы работали на этом рынке. Они протягивают оптоволокно к каждому зданию, поэтому могут легко предложить каждому клиенту 10 Мб, что примерно в сто раз больше, чем сейчас предлагает "Стрим". И даже максимальная скорость, на которую будет способен "Стрим", в десять раз меньше того, что доступно "Корбине". Если бы вы могли купить BMW по цене "Жигули", что бы вы предпочли?

- Но преимущество "Стрима", по крайней мере, в том, что благодаря сети МГТС он уже присутствует практически в каждой московской квартире.

- "Корбина" уже имеет доступ к 2,3-2,5 млн. квартир в Москве, а всего в столице около 3,5 млн. квартир. Причем 500 тыс. из них находятся в домах, которые будут сноситься в ближайшие три-четыре года. Поэтому через три-четыре месяца "Корбина" будет занимать такие же позиции, как "Стрим".

- Планируете ли вы какие-то дополнительные инвестиции в строительство сети "Корбины"?

- В Москве — нет. К тому времени, когда нам перейдет контроль над компанией, проект в Москве будет практически завершен.

- Как вы будете использовать сеть "Корбины", кроме оказания услуг широкополосного доступа?

- В частности, мы будем использовать эту сеть как "последнюю милю" для доступа к конечному потребителю. Мы планируем предоставлять весь спектр услуг: широкополосный доступ, голосовые услуги, голосовые услуги по сетям передачи данных (VoIP), медиа, мультимедиа и т.д.

- А не будет "Корбина" конкурировать с проектом Golden.Wi-Fi?

- Wi-Fi в отличие от "Корбины" не привязан к семье, это индивидуальная услуга. Wi-Fi-услуги направлены на людей, которым нужен быстрый беспроводной Интернет. Но у Wi-Fi есть свои минусы — по такой сети нельзя предоставлять услуги телевидения. Загружать и отправлять большие файлы, записывать собственные фильмы и размещать их, например, на YouТube, смотреть 200 ТВ-каналов в пяти разных комнатах — это все можно делать с помощью оптоволоконной сети. Таким образом, "Корбина" и Golden.Wi-Fi работают в разных сегментах.

- В регионы вы планируете переносить такую модель?

- В некоторых регионах мы уже строим сеть оптоволокна, например, в Нижнем Новгороде и Киеве. В таких городах "Корбине" не имеет смысла строить сети. В тех городах, где Golden еще не представлен, мы будем принимать согласованное решение с Александром Малисом, Александром Мамутом и Виктором Вексельбергом. Мы будем стараться разводить бренды "Корбина" и Golden. Если мы хотим быть действительно вторым оператором России после "Связьинвеста", то мы должны быть представлены как минимум в 50 крупнейших городах. Уже сейчас Golden работает в 33-34 из них, но в некоторых наша доля по-прежнему невелика. Поэтому еще есть много областей для роста в ближайшие несколько лет.

- Есть какие-то конкретные планы по увеличению присутствия Golden в России?

- В прошлом году мы совершили 10-15 приобретений и планируем продолжать. Если будут интересные предложения, то мы привлечем для них средства.

- Но в России остались такие компании?

- Если говорить о крупных компаниях, стоимость которых исчисляется десятками или даже сотнями миллионов USD, то их осталось пять-шесть (в частности "ПетерСтар", WestCall). Но остаются сотни менее крупных компаний (от 3 до 10 MUSD), которые нужно покупать одну за другой. Например, в Екатеринбурге мы приобрели сразу три компании и таким образом консолидировали местный рынок.

- А почему вы не приняли участие в продаже 25,1% акций "Связьинвеста"?

- Много лет назад, когда я был первый раз в России, вместе с парой коллег мы посоветовали представителям Джорджа Сороса не покупать пакет в "Связьинвесте", потому что мы не верили, что контрольный пакет будет приватизирован. На дворе уже 2007 год. Лично я не вижу, как "Связьинвест" может быть приватизирован. Я не понимаю, как сеть, обслуживающая военных и службу безопасности, может быть отделена от "Связьинвеста". Даже в такой маленькой стране, как Бельгия, где все намного проще, чем в России, на это ушло очень много лет! Но, возможно, я ошибаюсь. Даже если я ошибаюсь, "Системе" придется заплатить в общей сложности 5-6 млрд. USD, чтобы получить и госпакет акций. Какие преимущества дают такие инвестиции? 50-55% рынка. Может, лучше инвестировать 1 млрд. и занять 25-30% рынка телекоммуникаций. В каком случае уровень возврата будет выше?

- Но гендиректор "Комстар" Эрик Франке мне рассказывал, что даже блокпакет "Связьинвеста" позволяет ему вести переговоры о совместных проектах с госкомпанией в регионах.

- Извините, но они не имеют права так поступать, потому что это незаконно. До тех пор пока "Связьинвест" занимает существенное положение, он обязан предоставлять недискриминационный доступ в свои сети для всех игроков. То, что "Комстар" — среди акционеров "Связьинвеста", ничего не меняет, если они не хотят попасть под суд.

- Но "Система" собирается принимать активное участие в деятельности "Связьинвеста" и МРК.

- Я уверен, что такие же намерения были и у г-на Сороса. Я давно знаком с Дэвидом Джеованисом (представлял интересы г-на Сороса. — РБК daily), он очень квалифицированный специалист, но то, что ему не удалось этого сделать, должно быть серьезным предупреждением для остальных.

- Расскажите о своих планах по созданию первого конвергентного оператора в СНГ. Ведь "Комстар" фактически уже предоставляет конвергентные услуги вместе с МТС.

- Услугу одного номера для фиксированной и мобильной связи, которую они сейчас продвигают с МТС, Golden совместно с "ВымпелКомом" предоставляет уже последние десять лет. Это не конвергенция в чистом виде. Конвергенция предполагает, что вы можете предоставлять роуминг между сетью Wi-Fi, сетями фиксированной и мобильной связи. Никто из операторов СНГ не предоставляет такие услуги. Конвергентная сеть, которую мы строим на Украине, — четвертая в мире. Сейчас она работает в тестовой эксплуатации, а к концу марта, я думаю, будет коммерческий запуск. В офисе вы сможете говорить по мобильному телефону, который будет автоматически переключаться из GSM в сеть Wi-Fi и наоборот, когда вы будете выходить из офиса. За пределами городов мы используем роуминг в сети "ВымпелКома".

- Вы собираетесь совместно с "ВымпелКомом" что-то противопоставить конвергентным проектам компаний АФК "Системы" в России?

- Это предмет переговоров, которых у меня с Александром Изосимовым на данный момент не было. Возможно, вы правы в том, что когда МГТС, "Комстар" и МТС предложат что-то подобное, тогда мы проведем переговоры на эту тему.

- Почему вы не участвовали в продаже "АрменТела"?

- Это потребовало бы значительных человеческих и финансовых ресурсов. Но в России, Казахстане, Узбекистане и на Украине еще очень много возможностей для роста.

- То есть пока вы не покроете всю Россию, экспансия не будет продолжаться?

- Совсем не обязательно. Если будут выставлены на продажу сильно недооцененные активы, то почему бы и нет.

- Вы будете участвовать в приватизации "Укртелекома"?

- Украинский рынок намного меньше российского. Если "Укртелеком" действительно будет приватизирован, то мы должны будем на это посмотреть. Но мы не собираемся переплачивать. В целом наибольший возврат на инвестиции акционеров приносит создание альтернативных компаний.

- Зачем вам понадобилась компания Fortland Limited?

- С приобретением этой компании Golden можно будет сравнить с центром дистрибуции, например с магазинами "Перекресток", где продаются разнообразные товары. "Перекресток" ничего не производит, хотя у них и есть несколько продуктов под собственным брендом. Мы собираемся действовать точно так же: "магазин", через который будет продаваться контент различных производителей. Сами мы его производить не планируем, потому что это не наш бизнес, где мы чувствуем себя профессионалами.

- Как вы объясняете действия своих акционеров, которые продали долю в GT своей "дочке" Sunbird? Не связано ли это с дальнейшей сменой акционеров компании?

- Нет. Это может быть связано с решением налоговых, корпоративных, управленческих задач. Я сам спрашивал, и мне сказали, что не произошло никаких изменений. В этом нет ничего удивительного.

- Но ведь "Альфа" в конце прошлого года предложила Telenor разделить совместные активы, в том числе и Golden.

- Сразу же оговорюсь, что я ничего конкретного про это не знаю. Я не могу поверить в то, что Telenor уйдет из России. На месте Telenor я бы продолжал работать здесь. Капитализация Golden выросла вдвое за последний год, а капитализация "ВымпелКома" — за последние полтора года: на 1 млрд. USD подорожали мы, и на 7 млрд. USD — "ВымпелКом", то есть стоимость активов Telenor выросла на 1,6-2 млрд. USD Я не понимаю, как они смогут увеличивать стоимость своих активов на такую сумму, оставшись только на Украине.

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх