Сергей Липатов, "Транстелеком": "Мы всегда держали в голове объединение с Японией"

   Автор статьи: Светлана Витковская

Гендиректор "Транстелекома" Сергей Липатов подбирается к каналам связи между Европой и Азией.

Идея превратить Россию в транзитный коридор между Европой и Азией уже давно будоражит умы российских железнодорожников, завистливо подсчитывающих доходы морских пароходств, которые перевозят товары из Китая и Японии. Принадлежащая РЖД телекоммуникационная компания "Транстелеком" (ТТК) увлечена аналогичным проектом — стать крупным оператором каналов связи двух континентов. Двигаясь к этой цели, гендиректор ТТК Сергей Липатов подписал во вторник в Токио соглашение с японской NTT о прокладке подводного кабеля связи, который впервые соединит острова Сахалин и Хоккайдо. В интервью "Ведомостям" Липатов рассказал о том, как природные катастрофы помогли развитию его проекта.

- ТТК создавался как компания, ориентированная на обслуживание железных дорог. Как теперь вы оцениваете ее положение на рынке?

- За последние годы мы серьезно укрепили свои позиции на рынке. Если в 2001 г. наши доходы от услуг связи составляли лишь 15 MUSD, то в прошлом году они превысили 480 MUSD. Всего же доход по группе компаний приближается к 700 MUSD, а чистая прибыль — к 100 MUSD. Мы занимаем прочные позиции на трех целевых рынках: аренда каналов связи, виртуальные частные сети и магистральный доступ в Интернет. ТТК занимает 44% рынка выделенных каналов, и пусть незначительно, но мы опережаем на этом рынке конкурентов. Мы также удерживаем 45% рынка транзита интернет-трафика и 41% рынка виртуальных частных сетей. Мы собираемся сохранять темпы роста доходов от услуг связи — в прошлом году они выросли на 30%.

- Каковы ваши доходы от услуг связи, оказываемых РЖД? Насколько рентабельны эти услуги?

- В нашей структуре доходов по итогам 2006 г. доходы от услуг для РЖД составляют 3%. Значительные доли в структуре доходов компании занимают коммерческие услуги: аренда каналов — 52% и доступ в Интернет — 29%. РЖД мы не субсидируем, рентабельность этих услуг находится на среднем уровне по компании.

- В свое время МПС серьезно вложилось в строительство сети ТТК. Как с возвратом инвестиций?

- С возвратом инвестиций хорошо. С 2003 г. мы уже вернули нашему акционеру более 9 млрд руб. А это почти половина всех инвестиций, потраченных на создание сети.

- Вы объявляли, что ТТК собирается в этом году начать работу на либерализованном рынке дальней связи. Что для этого уже сделано?

- Мы технически готовы, ждем разрешения на работу и выдачи кодов. В масштабах страны мы надеемся начать предоставлять услуги в III квартале этого года. Для этого нам надо внедрить биллинговую систему, которая выдержала бы лавинообразное появление клиентов. Чем мы сейчас и занимаемся. Дальнюю связь планируем развивать в нескольких направлениях: обеспечим полноценную услугу междугородной и международной связи РЖД и существующим корпоративным клиентам, а также предложим услугу населению. В рамках этой стратегии будет создан розничный бренд для работы с конечными потребителями.

- У вас появится новый бренд?

- Да, специально для работы с физлицами. Это лучше, чем заниматься репозиционированием и перезапуском существующего бренда, а также поможет избежать путаницы и возможной девальвации ценности бренда ТТК у корпоративных клиентов.

- На какую долю рынка рассчитываете?

- Мы ставим себе цель за три года завоевать 8% рынка. Надо понимать, что этот рынок низкомаржинальный, но на нем обязательно надо присутствовать. Это часть розницы, и мы предполагаем впоследствии выходить в этот сектор и с другими продуктами.

- А объем этого рынка вы во сколько оцениваете?

- Примерно в 2,5 USD млрд. Но что будет с ним дальше, прогнозировать сложно, так как непонятно, как сильно из-за конкуренции снизятся тарифы.

- Чем планируете завлекать абонентов?

- Прежде всего мы будем заботиться о качестве. На розничном рынке у нас опыта работы не было, но мы готовимся и обещаем стараться удовлетворить все потребности клиента. По всей видимости, это будет отражаться и в цене, но пока об этом говорить рано. Работать предполагается через наши региональные предприятия. На их основе мы будем строить сеть продаж, а уже они будут принимать решения, кого привлекать на месте в качестве агентов и партнеров.

- Недавно президент РЖД Владимир Якунин говорил о возможности выхода ТТК на биржу. Насколько серьезны эти планы?

- Я думаю, что акционер тщательно изучает возможность вывода своей дочерней компании в сферу публичности, для того чтобы она работала еще более эффективно. Но в любом случае выводить компанию на биржу или нет — это вопрос экономической целесообразности для нашего акционера. Для привлечения средств существует множество иных эффективных финансовых инструментов.

- Что вы сами об этом думаете?

- В долгосрочной перспективе целесообразность выхода на рынок существует, вопрос — в каких объемах и в какие сроки. Появление сильных миноритарных акционеров в объемах, которые будут придавать компании ускорение в развитии, я приветствую.

- Сколько стоит ваша компания?

- Оценки очень разные, но справедливую оценку компании может дать только сам рынок. Мнения экспертов расходятся — от 0,5 USD млрд до 1,5 USD млрд.

- Есть ли у ТТК сейчас необходимость в дополнительном финансировании?

- Наши потребности в заемном капитале невысоки. Мы привлекаем средства в кредитно-финансовых учреждениях, но на данный момент объем долга составляет менее 1,5 млрд руб. Такую же сумму в развитие компании мы вкладываем из собственных средств.

- ТТК объединяет 17 региональных компаний. Собираетесь ли вы в перспективе создавать единую компанию?

- Наши 17 дочерних компаний исторически располагаются по образцу филиалов РЖД. Собственниками этих компаний в разных долевых пропорциях являются РЖД и ТТК. Возможно, в процессе реализации стратегии розничных продаж как раз и начнется процесс консолидации компаний, переход на единую акцию. Такие идеи есть, но решение принимает акционер. Сейчас задача объединения активов перед нами не стоит.

- Какие услуги и технологии вы считаете наиболее перспективными? Есть ли планы у ТТК в отношении развития WiMax?

- Мы, как и многие операторы связи, подавали заявки на выделение частотных полос. Мы ждем, но пока не получаем частоты. Нам говорят, что их мало и на всех не хватает. Впрочем, так или иначе, но мы не исключаем ситуации, при которой те, кто уже приобрел частоты, потом могут их перепродавать, поэтому частоты мы каким-нибудь рыночным путем получим. Что касается самой технологии WiMax — это эффективный способ постройки "последней мили", но не обкатанный в большом масштабе. Вряд ли эта технология станет для нас превалирующей. Скорее всего в ближайшее время она так и останется "одним из" способов организации "последней мили", причем не только для нас, но и для остальных операторов связи.

- В какой мере сеть ТТК используется для транзита трафика международных операторов? Какова доля доходов от транзита в общей выручке ТТК?

- Доходы от транзита постепенно растут, удваиваются, но мы новички этого рынка, поэтому их доля в общих доходах компании пока невелика — 2,5%. Мы постоянно соединяем сети с зарубежными операторами, что ведет к росту нашей выручки. Важнейшей целью компании является реализация евроазиатского потенциала телекоммуникационных сетей. Весь рынок транзита Европа — Азия, который мог бы идти через Россию, а не в обход, по оценкам аналитической компании Primetrica, составляет немногим более 400 USD млн. К 2010 г. ТТК планирует контролировать 10% этого рынка.

- Этому как-то способствуют недавние подписания международных договоров? У вас в активе NTT, British Telecom (BT).

- У нас не только NTT и BT. В прошлом году у нас уже было 50 договоров с зарубежными партнерами. NTT и BT — самые яркие примеры сотрудничества, которое носит по-настоящему стратегический характер. А из недавних примеров — заключение договора с гонконгской PCCW. Китайские операторы оказались в очень сложном положении после землетрясения на Тайване, когда шесть трансокеанских кабелей оказались порванными. Настал настоящий информационный блэкаут. Для того чтобы как-то спасти ситуацию и обеспечить связь с Европой, они пришли к нам и "Ростелекому". ТТК обеспечил китайцам каналы. Так что налицо востребованность нашего евроазиатского маршрута. Главное — чтобы мы стали "оператором первого выбора" и к нам обращались всегда, когда требуется магистральная связь между Европой и Азией, а не тогда, когда гром грянет.

- У российских компаний сейчас популярны проекты соединения кабелем Дальнего Востока и Японии. О подобных намерениях недавно заявили "Сумма Телеком" и "Ростелеком". Как движется ваш проект? Сколько необходимо в него инвестировать?

- До сих пор остров Сахалин отрезан от материка и, соответственно, от качественной связи. Мы соединяем нашу континентальную инфраструктуру с сетью на Сахалине по маршруту Советская гавань — Ильинское, это 214 км. Проект разделили на два этапа. Первый — прибрежные работы, второй — прокладка и заглубление кабеля в морской грунт. Из-за погодных условий мы не смогли закончить проект соединения в 2006 г., поэтому завершили только первый этап. Сейчас мы готовы к быстрому и эффективному завершению этого проекта к концу июля. Но, соединяя материк и Сахалин, мы всегда держали в голове объединение с Японией по маршруту Сахалин — Хоккайдо. Еще в октябре 2006 г. был подписан меморандум о сотрудничестве, а затем и контрактные обязательства между ТТК и японской NTT. Сегодня трафик между Японией и Европой передается и через сети ТТК. А в рамках российско-японского инвестиционного форума 27 февраля в Токио мы подписали меморандум о строительстве подводной кабельной системы длиной 450 км от Исикари (Хоккайдо) до Невельска (Сахалин), причем должны будем реализовать этот проект до конца текущего года. Совокупную стоимость проекта можно оценить где-то в 40 MUSD. Но это примерные цифры. Сейчас наши специалисты проводят калькуляцию расходов. Почему мы это делаем? Это в первую очередь бизнес. Япония — наш сосед, а мы напрямую с ними не соединены, и трафик уходит через подводные кабельные системы, идущие через Северную Америку. Это не на пользу качеству услуг, кроме того, подводные трансокеанские кабели уязвимы перед природными катаклизмами. Мы надеемся на перераспределение долей в транзите евроазиатского трафика в пользу нашей компании.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх