Леонид Меламед, МТС: "Будем действовать агрессивно"

   Автор статьи: Тимофей Дзядко

Полтора года назад акционеры МТС рискнули, доверив компанию человеку, не работавшему в телекоммуникационном бизнесе. За это время новый президент МТС Леонид Меламед удвоил капитализацию компании, составил две стратегии ее развития. А теперь подробно рассказал "Ведомостям", в каких направлениях будет двигаться компания.

- Почему вы обновили стратегию развития?

- По итогам I квартала 2006 г. темпы роста выручки в годовом исчислении сократились до 22% с 32% годом ранее, рентабельность бизнеса — до 46,5% с 50,8% годом ранее. Доверие инвестиционного сообщества к компании снижалось.

В этой ситуации акционеры МТС пригласили на должность президента компании меня, человека из другой индустрии, не имевшего до этого опыта управления бизнесом такого размера (до апреля 2006 г. Меламед был президентом страховой компании "Росно". — "Ведомости"). Вслед за мной пришел ряд новых менеджеров. На тот момент ни менеджмент, ни акционеры не были готовы утверждать индустриальную стратегию. Тогда мы точно определили набор финансовых, административных и т. д. инструментов, которыми надо пользоваться, чтобы вывести компанию к намеченной экономической цели. Даже не зная специфики телекоммуникационного рынка, мы со всей определенностью понимали, что оценивать любые инициативы мы будем по заданным критериям эффективности. Прошло почти 1,5 года, в компанию пришло большое количество как российских, так и иностранных специалистов с многолетним опытом работы в крупнейших телекоммуникационных компаниях мира, мы стали более профессиональными и обязаны были сформулировать стратегию, которая ответила бы на более конкретные вопросы: в каком направлении с точки зрения развития такой телекоммуникационной компании, как наша, работающей на разных рынках СНГ, мы идем, а в каком не идем точно?

- По сравнению с прежней стратегией в новой окупаемость проектов не ограничена по времени. Почему?

- Все основные положения прежней стратегии, включая ее главный тезис о целевой доходности вложений в компанию на уровне более 25% в ежегодном исчислении в течение ближайших пяти лет, перешли в новую стратегию. В течение прошлого года менеджмент в процессе укрепления инвестиционной дисциплины применял максимально жесткие требования по срокам окупаемости к каждому бизнес-кейсу. А теперь мы получили возможность инвестировать в ряд стратегических для компании проектов с более длинным сроком окупаемости при сохранении стратегического целевого значения ROIC.

Мы увидели, что рынки, на которых мы работаем, развиваются по более оптимистическому сценарию, чем тот, на который мы ориентировались год назад. Среднегодовое значение показателя ROIC росло из квартала в квартал, и по итогам II квартала 2007 г. его значение по всей группе составило 43%. Мы поняли, что можем балансировать между стратегическими, более долгосрочными с точки зрения окупаемости проектами и краткосрочными, при этом в целом обеспечивая нашим инвесторам высокий уровень доходности. Таким образом мы надеемся обеспечить уровень ROIC более 25% и в более долгосрочный период. В целом, думаю, мы можем рассчитывать на то, что крупные многомиллионные проекты будут окупаться в течение 4-6 лет.

- После двух лет затишья вы вернулись к инвестициям в активы вне России...

- При текущих ценах [на активы] в СНГ, которые рынком оцениваются как высокие, мы говорим, что готовы покупать, хотя раньше такие активы казались дорогими. Почему? Потому что мы переоценили окупаемость этих проектов как с учетом перспектив развития самих рынков, так и с учетом собственных технологических возможностей компании. Теперь мы считаем, что проекты будут окупаться быстрее.

- В новой стратегии сделана ставка на лидерство в области услуг третьего поколения (3G) и широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в мобильных сетях. Когда МТС начнет предоставлять 3G-услуги?

- Стройка идет одновременно во многих городах, и стартовать региональные сети 3G смогут достаточно быстро. Поэтому реальный срок запуска зависит от времени получения частот. Я думаю, технически мы будем готовы запускаться в I квартале, а дальше будем ждать частот. Надеемся, что в середине 2008 г. запустим в коммерческую эксплуатацию сети в крупных городах-миллионниках. Рассчитываем, что в эти же сроки запустим фрагменты сети в Москве.

- А в Армении, где МТС недавно приобрела 80% акций VivaCell, выдача 3G-лицензий ожидается?

- Когда мы представлялись министру транспорта и связи Армении Андранику Манукяну, чтобы понять, какова политика правительства в области связи, было отмечено, что в ближайшее время в Армении, возможно, начнется процесс по выдаче лицензий на 3G. Нас обещали не забыть.

- Как вы собираетесь конкурировать с провайдерами фиксированного ШПД?

- Мы будем строить свою политику в зависимости от уровня проникновения ШПД в конкретном регионе: там, где уровень проникновения фиксированного ШПД высок, мы скорее будем готовы к объединению усилий, а не к конкуренции, потому что в ближайшие несколько лет DSL все равно будет дешевле для абонентов, чем [стандарт третьего поколения] UMTS. Но в большинстве регионов уровень проникновения фиксированного ШПД низкий, и вот здесь-то мы и будем действовать агрессивно и стимулировать подключения за счет низкой цены.

- Расскажите про конвергенцию фиксированной и мобильной связи, в которой согласно обновленной стратегии МТС мобильные операторы должны доминировать.

- Мы верим, что развитие МТС и рынка в целом будет идти в пользу беспроводного пользователя. При этом мы понимаем, что никто в ближайшее время не откажется от использования офисных сетей проводного доступа в интернет хотя бы потому, что такие сети достаточно дешевы, налажены и т. д. Наша задача — сделать так, чтобы мобильные устройства (лэптопы, смартфоны и проч.) наших клиентов "жили" с этими сетями и чтобы абонент, находясь вне своей проводной сети, мог пользоваться всеми услугами, которые он получает дома или в офисе.

- Многие уверены, что сотрудничество сотовых и фиксированных операторов более эффективно на базе единой компании.

- Я не уверен в этом. Нужно всегда соблюдать баланс между объединением и локализацией. Например, в МТС синергию между бизнес-единицами удалось эффективно использовать только после того, как они превратились в структуры, по своим задачам и функциям напоминающие отдельные компании внутри группы. Поэтому я не думаю, что, будучи с "Комстаром" разными юридическими лицами, мы менее эффективны, чем если бы мы были единой компанией. Но гораздо точнее на этот вопрос могло бы ответить специальное исследование.

- Вам интересен третий казахский GSM-оператор Mobile Telecom Service (MTS), который начал предоставлять услуги в этом году?

- Владельцы как государственного, так и негосударственного пакета в MTS знают о нашем интересе точно и предметно. И, соответственно, понимают, на каких принципах мы готовы рассматривать сделки по приобретению этой компании, поэтому если они сочтут, что наши предложения адекватны их интересам, то они с нами наверняка свяжутся — все телефоны, контакты известны. (Смеется.)

- Как вы думаете, почему в Азербайджане до сих не работает ни одна российская сотовая компания?

- Насколько нам известно, владельцы не продают активы. Там ситуацию можно оценить, как и в других странах: продажа возможна, но никто не торопится.

- Компания Altimo готовит тендер по продаже крупнейшего сотового оператора Киргизии "Скай мобайл", который в прошлом году перевел на себя все оборудование и абонентов оператора "Бител". МТС подала в суд на Мэне на Altimo и еще 12 ответчиков, обвинив их в хищении у нее 51% акций "Битела". Слушания уже начались?

- Сейчас идет подготовка к первым слушаниям по вопросу выбора юрисдикции, которые предположительно состоятся в ноябре.

- А с казахской Nomihold, требующей, чтобы МТС выполнила условия опциона и заплатила ей $170 млн за оставшиеся 49% "Битела", суд продолжается?

- Да. Слушания по существу будут в декабре.

- На Украине, где из-за обострения конкуренции в прошлом году у сотовых компаний начал падать показатель ARPU (средний счет на абонента), кризис преодолен? Ценовые войны закончились?

- Мы считаем, что ситуация показала признаки оздоровления. Нам надо продолжать действовать в выбранном направлении — в сторону стабилизации цен и стимулирования спроса. И посмотреть на поведение наших уважаемых конкурентов на этом рынке. Пока признаки позитивные. Но все-таки одного квартала недостаточно, чтобы сказать, что у нас устойчивый тренд. В России мы заговорили об этом по итогам двух или трех кварталов ценовой стабильности.

- Нынче в моде Азия, туда все стремятся. Как вы относитесь к сотовым рынкам этого региона?

- Из-за того что все туда мчатся, это становится довольно дорогим "путешествием". Мы об этом почти не думаем, наши мысли сосредоточены на СНГ.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх