Сергей Савин, J'son & Partners: "Россияне могут не увидеть iPhone!"

   Автор статьи: Артур Инджиев

Сергей Савин — ведущий аналитик известной консалтинговой компании J'son & Partners, а по совместительству, человек с острым умом, "неизбитым" взглядом и отзывчивой душой — одним словом, настоящий профессионал своего дела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он с радостью согласился ответить на наши многочисленные вопросы. Так что, представляем на ваш суд интервью с известным аналитиком, где без каких-либо ограничений (типа "это не для массовой аудитории") затрагиваются самые интересные и "горячие" тенденции мобильной отрасли, а также раскрываются многие кулуарные секреты. Внимайте!

- Согласны ли вы с мнением, что российский рынок сотовой связи постепенно близится к насыщению?

- Да, безусловно, это так. Мы видим существенное замедление прироста абонентской базы у операторов сотовой связи, и, как следствие, спад продаж мобильных телефонов (если в 2005 году, по оценке J&P, было продано 33,5 млн штук мобильных телефонов, то в 2006 — всего 31,6 млн).

- Насколько ситуация с относительным снижением темпов подключения новых абонентов коррелирует с развитием рынка мобильных телефонов?

- На мой взгляд, продажи телефонов довольно-таки сильно привязаны к ситуации на рынке сотовой связи. В период бурного роста абонентской базы, когда большинство покупателей только приобщались к сотовой связи, покупка сим-карты всегда сопровождалась покупкой мобильного телефона. Когда прирост новых абонентов существенно замедлился (так как большинство людей, заинтересованных в данных услугах, уже приобщились к ним), то замедлились и продажи телефонов. На текущий момент продажи телефонов формируются из двух частей: первая (большая часть) — это продажа мобильного телефона уже существующему абоненту, вторая — продажа мобильного телефона новому абоненту (тут важно учитывать, что дополнительным сдерживающим фактором является наличие вторичного рынка).

- По данным экспертов, продажи на российском рынке мобильных телефонов все больше смещаются в сторону дорогих моделей. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Да, я согласен с данной тенденцией. Явным свидетельством тому служит увеличение средней розничной цены телефона. Если в 2005 году она составила 165 долларов (примерно 4800 рублей), то в 2007 году она выросла до уровня 220 долларов (примерно 5500 рублей).

- Что может измениться на рынке с точки зрения потребителя? В частности, каковы будут потребительские предпочтения по сегментам товаров, то есть какие группы товаров будут продаваться лучше/хуже?

- Я считаю, что потребители в основном будут менять свои телефоны, причем новые телефоны скорее всего будут несколько дороже и значительно функциональнее, чем старые. Наиболее растущими сегментами, по нашей оценке, станут сектор смартфонов, и, особенно, коммуникаторов (КПК с модулем сотовой связи по управлением ОС Windows), также хорошие перспективы у других мобильных устройств "узкой" специализации — "музофоны" и женский сегмент телефонов. Продолжат сокращаться продажи телефонов, относящихся к низшему ценовому сегменту, но тем не менее данный сектор все еще остается достаточно массовым.

- Будет ли у народа в будущем больше денег и будет ли он, этот народ, покупать больше техники, или, другими словами, как будет расти рынок, какими темпами?

- На текущий момент экономическая ситуация складывается довольно благополучно для нашей страны, что позволяет надеяться на то, что рост благополучия граждан продолжится. Учитывая западный опыт и существующие тенденции, можно уверенно предполагать, что потребление товаров в России будет расти, в том числе и в секторе электроники. Если отойти от рынка мобильных телефонов, то, например, рынок ноутбуков растет в последние годы уверенными темпами — как в штучных продажах (ежегодно рынок вырастает более, чем на 2/3), так и в соотношении в общем объеме проданных ПК (по последней оценке доля ноутбуков в продажах ПК составила 25% в России, на Западе данный показатель составляет 40-50%). Уверенными темпами растут продажи плазменных и ЖК-телевизоров и многие другие сегменты рынка электроники.

- Насколько будет меняться соотношение каналов продаж (рынки электроники, сетевые компании, независимые магазины), какова будет расстановка сил среди ритейлеров (федеральные игроки и региональные сети), как она будет меняться в ближайшее время (если будет, конечно), как будут расти продажи крупнейших ритейлеров (в разах, процентах, деньгах)?

- Наверное, прямо сейчас не стоит ожидать существенных изменений в структуре рынка по каналам продаж — крупные федеральные сети как минимум сохранят свои доли, возможно, смогут и увеличить их (по нашей оценке на крупнейших розничных ритейлеров мобильных телефонов приходится около 70% продаж мобильных телефонов). Небольшие локальные сети скорее всего либо примкнут к какой-нибудь франчайзинговой программе, либо продадут бизнес. Хорошие перспективы у федеральных сетей, торгующих бытовой электроникой. На мой взгляд, возможно, что скоро на рынке произойдет несколько крупных сделок по слиянию или перепродаже компаний.

- Какими городами/регионами будут прирастать крупнейшие сети, динамика расширения их географии?

По оценке нашей компании, единственный регион, где еще недостаточно представлены крупнейшие федеральные сети, — это Дальний Восток, также неплохие перспективы у южных регионов России.

- Смогут ли региональные сети противостоять национальным, и если — да, то за счет чего, какие региональные сети все же уйдут с рынка, какие останутся?

- На этот вопрос частично ответил выше. На мой взгляд, данный сегмент скорее всего будет сокращаться, хотя есть и примеры удачно функционирующих компаний в пределах довольно узкого географического покрытия.

- Куда вообще "движутся" салоны связи в России и в мире? Какой формат, на ваш взгляд, будет наиболее востребован в ближайшие годы?

- Салоны двигаются в сторону "повышения эффективности". Сам по себе формат сотовых салонов является достаточно уникальным — это торговые точки небольшой площади с высокой арендной платой — поэтому в условиях сокращения продаж мобильных телефонов и контрактов все неэффективные точки будут закрываться. Кроме того, сотовые ритейлеры активно развивают новые форматы, а переход к более широкому ассортименту цифровой техники в свою очередь требует больших торговых площадей и иных технологий продаж — все это подтолкнуло ряд компаний к выходу в новый формат — это "центры мобильной электроники", отличающиеся большим размером полезной площади, иным месторасположением и оформлением, в сочетании с более широким ассортиментом товаров и услуг. Если говорить про востребованность, то довольно сложно как-то "отранжировать" форматы — для владельцев компаний действуют одни критерии, для покупателей — другие.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние и развитие российского рынка VAS (голосовые развлекательные услуги)? Очевидно, что прогнозы аналитиков относительно бурного развития сегмента мобильного контента в нашей стране не оправдались. Как он будет развиваться в ближайшие годы на ваш взгляд?

- На мой взгляд, рынок развивается. Доля от VAS в общей структуре доходов составляет около 11%, и скорее всего существенного изменения в данном соотношении в 2007 году не произойдет, но тут важно учитывать, что рост доходов сотовых операторов продолжится, поэтому в абсолютных значениях доход от VAS вырастет. Я бы не стал сводить весь VAS исключительно к услугам по предоставлению мобильного контента, так как активно развивается сегмент мобильного Интернета и сектор интерактивных контент-услуг.

- Как вообще операторам поднять ARPU (уровень доходности одного абонента)? Многие сети связи сегодня предлагают продажу мобильного контента и еще целый ряд сервисов, который раньше реализовывали только операторы. Как будет развиваться эта тенденция в ближайшие годы?

- Я думаю, что операторы продолжат "чистку" своей абонентской базы от так называемых "мертвых душ". Возможно, это приведет к отрицательным показателям по приросту абонентской базы, но таким образом операторы повысят свои финансовые показатели, в том числе и ARPU. Однако это технический метод. Если говорить о возможных дополнительных сервисах — безусловно, все операторы продолжат работу в данной области, но это, скорее всего, будут какие-то узкосегментированные предложения. К сожалению, разговоры о killer-application, появление которого способно "взорвать" рынок, как-то поутихли в последнее время. Мне кажется, что операторы будут активно развивать сегмент "мобильного Интернета" (хороший пример — компания "Билайн" предлагает своим абонентам коммуникатор OGO, оснащенный веб-браузером и инстант-мессежером), также, возможно, продолжат свое развитие LBS-сервисы, сочетающие в себе возможности сотовых сетей и GPS.

- В последние время со стороны специальных контролирующих органов резко возросла активность в отношении ввоза телефонных трубок. По данным таможенной службы до 20% продаваемых в России трубок — серые. Как вы можете охарактеризовать рынок "серого" импорта в России?

- Я бы согласился с оценкой нашей таможни, если это цифра за 2006 год в целом. Нашему государству удалось навести относительный порядок в данной области. Но, на мой взгляд, говорить о том, что "серые" и "черные" телефоны пропадут с рынка, я бы не стал, по крайней мере до тех пор, пока существует разница между ценой телефона у нас и за рубежом и сроках появления новинок, из-за чего всегда будут желающие на этом заработать. Есть и сегмент "экзотики" — то, что к нам официально не поставляется.

- Насколько сегодня качество сотовой связи в России отличается от европейского?

- Очень сложно судить, так как я мало пользовался услугами иностранных операторов. Но думаю, что речь идет о примерно одинаковом уровне развития, причем я бы отметил, что нашим операторам приходится решать куда более сложные задачи, поскольку площадь нашей страны очень большая и везде надо обеспечить приемлемый уровень связи. В принципе, я и коллеги не раз наблюдали такую картину, когда в зависимости от регионов наблюдается разница в качестве услуг, предоставляемых различными операторами.

- Что потребуется для модернизации GSM-сетей в сеть 3G? В какую сумму она обойдется?

- Фактически для модернизации сети GSM (2G и 2,5G, ну и иногда 2,75G) до сети стандарта 3G необходимо полностью модернизировать сеть, то есть, по сути, отстроить ее заново, за исключением объектов инфраструктуры. Объем инвестиций в подобный проект легко может достигнуть отметки в 1 млрд долларов.

- Реально ли покрыть сотовой сетью все населенные пункты России? Стоит ли такая задача хотя бы в теории?

- Количество "белых" пятен не покрытых сотовой связью неуклонно сокращается, но, думаю, говорить о том, что в ближайшее время сотовая связь покроет все населенные пункты в России — преждевременно. Сотовые операторы являются коммерческими организациями и поэтому при развертывании сетей они исходят именно из экономической целесообразности, а с этой точки зрения, небольшие населенные пункты в экономически слаборазвитых регионах не отвечают данным критериям. Но технологии не стоят на месте, так что не будем терять надежды.

- Относительно недавно был анонсирован и, соответственно, вышел на рынок долгожданный iPhone. Есть ли перспективы у этого устройства?

- Я думаю, что компания Apple приняла грамотное решение, когда решила выйти на рынок мобильных телефонов с устройством, относящимся к классу коммуникаторов. На мой взгляд, коммуникатор с максимально дружелюбным к пользователю интерфейсом имеет все шансы на успех. Но перспективы продукта все-таки сомнительны, поскольку он не являет собой ничего инновационного, а значит, и ничем не выделяется среди своих конкурентов.

- А когда на российском рынке может появиться это "чудо"?

- Как только iPhone появился в США, он практически сразу стал доступен и российским пользователям — правда, нелегально (это в продолжении темы "серого" рынка). А вот в качестве официального продукта россияне его увидят явно не скоро. Впрочем, могут и не увидеть совсем.

- Сергей, большое спасибо за интересные и исчерпывающие ответы на наши вопросы. Напоследок — ваше пожелание читателям?

- Стабильной связи, низких тарифов и хороших телефонов!


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх