Владимир Костров, "Скай Линк": "Мы конкурируем с сетями передачи данных" / Ведомости

   Автор статьи:

<p align="justify">Компания "Скай Линк" появилась на рынке меньше года назад. И сразу заявила об амбициозных планах создать четвертого общероссийского сотового оператора. От существующих сотовых гигантов — "Мобильных ТелеСистем", "ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн") и "МегаФона", работающих в стандарте GSM, — нового оператора отличает более современный, но необычный для России стандарт CDMA-450. Новый оператор создается на базе действующих региональных сотовых операторов, работающих в устаревшем стандарте NMT-450 и проигравших в конкурентной борьбе GSM-операторам. "Скай Линку" принадлежат более 40 региональных NMT-операторов и лицензии на работу еще в 10 регионах. "Скай Линк" не планирует переманивать абонентов сетей GSM, а намерен предложить им "второй телефон" для деловых целей, поскольку одно из преимуществ новой технологии — сравнительно высокая скорость передачи данных.

В декабре прошлого года 50% ЗАО "Скай Линк" приобрела АФК "Система", а гендиректором компании стал бывший распорядительный директор "Московской городской телефонной сети" (МГТС) Владимир Костров, сменивший на этом посту Юрия Домбровского. В своем первом интервью после назначения Костров рассказал "Ведомостям" о планах, проблемах и перспективах компании.

- Какая роль отводится ЗАО "Скай Линк" в построении общероссийской сети CDMA-450? Это будет холдинговая или операторская компания?
В течение некоторого времени у нас будут оставаться дочерние компании в регионах, ведь у каждой из них есть свои акционеры. Но цель поставлена четко: "Скай Линк" должен стать не холдинговой структурой, а полноценной операторской компанией, владеющей региональными лицензиями и оказывающей услуги под зонтичным брэндом SKYLINK. ЗАО "Скай Линк" уже получило операторские лицензии на предоставление услуг CDMA-450 в 10 российских регионах — в основном в отдаленных национальных округах, где раньше услуги NMT-450 вообще не предоставлялись.

- Какие основные задачи поставили перед вами акционеры "Скай Линка"?
В ближайшее время должно быть образовано ядро компании на базе "Дельты Телеком", "Московской сотовой связи" и "Персональных коммуникаций", создана организационная структура для эффективного управления компанией, сформировано единое корпоративное отношение к клиентам. И, конечно, нам предстоит в сверхоперативном режиме строить и запускать сети в отдельных регионах. В некоторых регионах сети заработают в конце года, но основное региональное строительство запланировано на 2005 — 2006 гг.

- Во сколько обойдется региональное строительство?
В 2003-м и начале 2004 г. в московскую и питерскую сети SKYLINK было вложено около 100 MUSD. Это в основном кредит Сбербанка. В 2004 г. на строительство в регионах будет потрачено около 80 MUSD. Эти средства будут получены в виде кредитов поставщиков оборудования и финансовых организаций.

- В каких регионах сети будут запущены в первую очередь?
Одна из основных задач на ближайшее время — покрытие трассы Москва — Санкт-Петербург. Мы постараемся в этом году начать строительство в наиболее перспективных городах. К концу июня определится, в каких именно.
Основные проблемы строительства в этих городах — организационные. Финансовое положение доставшихся нам операторов NMT-450 сегодня не самое благоприятное, поэтому, прежде чем начать хоть какое-то строительство в регионе, предстоит очень большая работа по их оздоровлению.

- Что вы назвали бы основными проблемами холдинга сегодня?
Самая тяжелая проблема — неконструктивное поведение других акционеров региональных операторов. В основном это небольшие региональные компании и физические лица, которые, зная о планах создания единого федерального оператора CDMA-450, пытаются назначить за активы, полностью потерявшие свою стоимость, абсолютно нереальную цену. Искусственное завышение стоимости активов может привести к тому, что население некоторых крупных городов и областей сможет воспользоваться современными услугами связи федеральной сети CDMA-450 с большим опозданием.

- Выкуп долей миноритариев ведется за счет привлеченных средств или это средства акционеров "Скай Линка"?
Источники различные — как кредиты, так и собственные средства ЗАО "Скай Линк"...

- Кто входит в целевую аудиторию продукта SKYLINK?
Наш абонент одновременно является абонентом сети GSM. Трубка CDMA для него второй телефон. Мы не конкурируем с сетями GSM — скорее всего мы конкурируем с сетями передачи данных. Но при этом существует масса интересных предложений по совместным проектам с компаниями, входящими в "Систему Телеком" (управляет 50% ЗАО "Скай Линк". — "Ведомости"), например, с "МТУ-Интел", который работает под брэндом "Точка. РУ".

- Зачем вашему гипотетическому абоненту GSM-телефон? Чего ему будет не хватать, если он захочет полностью перейти на CDMA?
Сегодня будет не хватать роуминга, [хотя] через год-два с появлением многодиапазонных и мультистандартных аппаратов эта проблема будет снята. По нашим оценкам, услуги третьего поколения сотовой связи — высокоскоростной передачи данных, видео и т. п. — будут востребованы примерно 5% пользователей сетей GSM. Как раз они и могут стать клиентами "Скай Линка".
Но, конечно, значительная часть наших абонентов пользуются услугами сети SKYLINK для качественной мобильной связи.

- А технологию беспроводной передачи данных Wi-Fi вы считаете конкурентом?
Это очень хорошая технология, но она подразумевает фиксированное местоположение пользователя и имеет ряд проблем, например с обеспечением роуминга. Одним из основных преимуществ нашего продукта остается мобильность пользователя. Сети, построенные на других технологиях, такой мобильности не обеспечивают.

- Какую долю вашей абонентской базы составят корпоративные пользователи, а какую — любители технологических новинок?
Пока мы не планируем выходить на массовый рынок, конкурируя с услугами сетей GSM. Мы ориентируемся главным образом на корпоративного клиента, но, конечно, с развитием сети маркетинговые предпочтения могут измениться.
Мы ожидаем, что к концу 2004 г. в наших сетях будут обслуживаться более 200 000 абонентов. Некоторые эксперты полагают, что к 2010 г. сети CDMA-450 могут занять до 20% на рынке услуг сотовой связи России. Собственные планы компании несколько скромнее: мы полагаем, что в течение 4 — 5 лет займем довольно высокую нишу среди "больших операторов" — до 10% от общего числа абонентов. Эти проценты будут скорее всего ограничены финансовыми возможностями потенциальных потребителей. Услуга сети SKYLINK сегодня не позиционируется как дешевая. Мы ожидаем, что даже при достижении нами 10% абонентской базы среднемесячный счет абонента SKYLINK будет в два-три раза выше счета массового абонента GSM.
Сегодня у питерского оператора SKYLINK, компании "Дельта Телеком", почти 60 000 абонентов CDMA-450. И больше 80 000 в "старой" технологии CDMA-800 — в Москве у "Персональных коммуникаций" (торговая марка "СОНЕТ"). Среди них практически нет абонентов, у которых не было бы GSM-аппаратов. Когда им надо поговорить с абонентом сети GSM, они пользуются GSM-аппаратом. Когда надо провести серьезные переговоры, на результате которых могут сказаться перерывы в связи в GSM-сети, [абоненты] пользуются аппаратом CDMA.

Статистика показывает, что более 90% наших пользователей хоть раз попробовали услугу передачи данных. При этом больше 70% регулярно пользуются этими услугами. Даже если человек купил аппарат ради голоса, любопытство не позволит ему отказаться от того, чтобы попробовать передачу данных.

- Сколько сейчас абонентов SKYLINK в Москве?
Около 10 000. Но пока мы продаем практически ту же услугу, что и другие мобильные сети. В ближайшее время компания будет четко декларировать, что наша основная услуга — мобильная передача данных, а качественный голос будет скорее дополнением к этому. Изменение позиционирования может привести к некоторому замедлению продаж.

- Насколько развертывание сети CDMA-450 дешевле сети GSM при покрытии сравнимой территории?
При развертывании на одной и той же территории сети CDMA-450 в 1,5 — 2 раза дешевле сети GSM. В масштабах всей России это очень существенные средства.

- С учетом колоссальных инвестиционных программ "Мобильных ТелеСистем" и "ВымпелКома", составляющих по 1 млрд USD в год, покрытие всей России для "Скай Линка" также обойдется недешево. Вряд ли такие средства можно привлечь без проведения IPO. Входит ли оно в планы компании?
- Есть планы подготовиться к выходу на международные финансовые рынки. Конкретные сроки не определены, но мы будем стараться удовлетворять всем требованиям, которые предъявляются при выходе на международные финансовые рынки, с 2004 г. Мы постараемся получить рейтинг корпоративного управления, кредитный рейтинг, чтобы заслужить высокую оценку инвестиционного сообщества.

- Планируется ли слияние наиболее крупных компаний — "Дельты Телеком", "Московской сотовой" и "Персональных коммуникаций"?
Планируется. О сроках и формах слияния мы объявим позже.

- Какова в этой связи судьба компании "Персональные коммуникации" ( "ПеКом") , действующей сегодня на московском рынке под торговой маркой "СОНЕТ"?
Эта компания будет полностью включена в состав "Скай Линка". Нынешние абоненты "ПеКома" от этого процесса ничего не потеряют — это чисто юридическое слияние в рамках планов повышения капитализации "Скай Линка" как единого оператора. Единственное, на что обратят внимание абоненты "ПеКома", — это переименование, поскольку будет проведен плавный переход от торговой марки "СОНЕТ" к марке SKYLINK. "Смена вывески" произойдет уже в этом году. Действующая сеть "ПеКома" стандарта CDMA-800 будет работать по-прежнему. Одновременно мы постараемся предоставить клиентам "ПеКома" льготные условия подключения и пользования услугами SKYLINK.

- Но трубки им придется менять...
Жизнь трубки не очень длительна. И, может быть, условия приобретения следующей трубки (SKYLINK) для абонентов "СОНЕТ" будут достаточно привлекательными. Новые трубки CDMA-450, находящиеся сегодня в процессе сертификации, практически ничем не отличаются от трубок GSM. А технологию CDMA-2000 сегодня поддерживают 46 производителей — в начале года их было только 33.

В диапазоне 450 МГц все эти трубки появятся в ближайшее время и в большом количестве — особенно после того, как Европа заявила о признании этого диапазона для развития цифровых мобильных сетей. 18 марта 2004 г. 22 европейские страны объявили о поддержке этого стандарта. У всех производителей телефонов появился стимул активно предлагать аппараты этого стандарта.

- Когда планируется выход "дочек" "Скай Линка" на операционную прибыльность?
Сроки выхода на безубыточность — не меньше 1,5 — 2 лет. За это время мы построим сети CDMA-450 в тех регионах, где будет формироваться значительный денежный поток.

- Когда планируется завершить консолидацию дочерних предприятий?
Основа должна быть заложена в 2004 г. К концу года мы приобретем в полную собственность основные компании, и они должны будут находиться в стадии консолидации. Получение полных пакетов — более длительный процесс, в некоторых компаниях он будет продолжаться несколько лет.

- Вы приобрели часть региональных операторов NMT-450, принадлежащих "Связьинвесту". Как обстоят дела с оставшимися регионами — центром, Поволжьем и т. п. ?
Межрегиональные компании "Связьинвеста" — очень большие структуры, вопросы в них решаются очень медленно. Это не процесс, по которому можно построить планы, прийти в "Связьинвест" и сказать: "Пора". Я был бы рад, если бы можно было так делать. Но я сомневаюсь, что это возможно в нашем рыночном мире. Существует механизм конкурсов, есть другие желающие приобрести эти активы. ..

- Все ли активы, которые вы приобрели у "Аккорд Тела" в декабре 2003 г. , уже переданы в "Скай Линк"?
Процесс перевода активов довольно сложный. Часть активов переводилась не сразу, а по согласованному плану, должны быть завершены определенные мероприятия. Эта сделка будет полностью закрыта в мае.

- "Скай Линк" планирует купить всех российских NMT-операторов или есть какие-то исключения?
Конечно, мы хотели бы иметь полный контроль по всей территории России. Но реалии пока не позволяют это сделать.

- Башкирский NMT-оператор, запустивший независимо от вас сеть CDMA-450, вас интересует?
Очень интересует.

- А переговоры ведутся?
Мы информируем друг друга о состоянии дел. Начав строительство сетей без нашего участия, компания оказалась в сложном положении. Это вопрос очень деликатный, поэтому просто так говорить о том, что у нас есть планы по приобретению компании в Башкортостане, некорректно.

ЗАО "Скай Линк" было образовано в июне 2003 года для строительства общероссийской сотовой сети стандарта CDMA-450 (другое название — IMT-MC-450). Компании принадлежат пакеты около 40 региональных операторов стандарта NMT-450, а также активы компаний ОАО "Московская сотовая связь" (МСС), ОАО "Персональные коммуникации" (торговая марка "СОНЕТ") и ЗАО "Дельта Телеком". Первая сеть CDMA-450 была запущена "Дельтой Телеком" в Санкт-Петербурге в декабре 2002 г. и сегодня насчитывает около 60 000 пользователей. Сеть в Москве заработала в ноябре 2003 г. и обслуживает около 10 000 человек. 50% ЗАО "Скай Линк" принадлежат компании Hurdsfield, на 100% контролируемой столичной АФК "Система". Другая половина принадлежит компании Carmarten, контролируемой RTDC Corp и рядом более мелких акционеров.

БВладимир Костров родился в 1960 г. В 1982 г. окончил Московский электротехнический институт связи, а в 2001 г. — Академию народного хозяйства при правительстве РФ. После окончания института Владимир Костров пришел в "Московскую городскую телефонную сеть" (МГТС) на должность инженера линейной производственной лаборатории. В дальнейшем последовательно занимал должности ведущего инженера электросвязи, начальника одела маркетинга и рекламы, распорядительного директора, а также заместителя генерального директора С начальника научно-технического управления ОАО "МГТС". В 2003 г. занял пост гендиректора ЗАО "Скай Линк".

© Александр Борейко, Ведомости

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх