Мобильник заплатит за метро

   Автор статьи: Андрей Маркеев

Репортаж о старте в Санкт-Петербурге проекта Билайна по оплате проезда с помощью технологии NFC.

Мобильный телефон сегодня есть практически у каждого жителя России, а у некоторых и не один. Это устройство, которое в силу специфики применения, практически круглосуточно находится рядом со своим хозяином. Поэтому совсем неудивительно, что сотовые операторы давно пытаются навесить на мобильные телефоны дополнительные функции, способные перевести их из категории обычных звонилок в разряд многофункциональных устройств, которые можно использовать, к примеру, в сфере мобильной коммерции.

Одним из зачинателей в этой области был Билайн, который в рамках услуги «Мобильный кошелек» реализовал возможность оплаты услуг с мобильного счета абонента. Первый такой платеж был совершен в июле 2005 года. Затем последовали и другие подобные проекты оператора.

Мобильник заплатит за метро

В конце концов, наступило время, когда благодаря развитию бесконтактных технологий мобильный телефон стало возможным использовать в качестве средства оплаты на транспорте. Не знаю, в силу ли технологических или еще каких причин, но беспроводная технология Bluetooth, которую сегодня не поддерживают разве что бабушко и деткофоны, в данном случае осталась не удел.

Зеленый свет на транспорте загорелся для мобильников лишь с достижением зрелости технологии NFC (Near Field Communication), позволяющей производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии до 10 сантиметров друг от друга.

Летом прошлого года Билайн запустил в Санкт-Петербурге технический пилотный проект по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC. При его реализации использовались обычные аппараты Nokia 2710 с SIM-картами оператора.

В ходе пилота были проведены настройки турникетов на станциях питерского метро, так как размеры, форма и расстояния между антеннами изначально не были оптимизированы для бесконтактного взаимодействия с мобильными телефонами.

Перед разработчиками стояла задача как можно полнее использовать уже установленную инфраструктуру. К счастью, терминалы и турникеты не потребовали кардинальной переделки и все обошлось лишь настройками, связанными с повышением чувствительности антенн. На доработку одного турникета у специалистов уходило всего несколько минут. В результате проделанных работ было обеспечено их надежное срабатывание при взаимодействии не только с NFC устройствами, но и с обычными билетами.

В мае этого года Билайн пошел дальше и совместно с Комитетом по транспорту правительства Санкт-Петербурга, платежной системой RURU и ООО Амбик Тэк СПб объявил о старте совместного проекта «Мобильный проездной».

В отличие от первого проекта нынешний запуск хотя и является так же пилотным, но его уже можно назвать коммерческим.

Участниками данного проекта станут обычные горожане, которые пользуются питерской подземкой на постоянной основе. Никакой массового продвижения услуги не предполагается, но оператор планирует осуществить несколько таргетированных рассылок владельцам мобильных телефонов, которые по его статистическим данным часто попадают в зону действия метрополитеновских базовых станций. В Билайне предполагают, что данным предложением воспользуется около 2000 его абонентов.

После окончания действия тестового периода в октябре этого года все пользователи будут опрошены и на основе их отзывов и пожеланий оператор определится со своими дальнейшими действиями.

К сожалению телефоны уже со встроенными NFC модулями пока нельзя использовать в существующей инфраструктуре. Объясняется это тем, что данная система представляет собой не просто набор беспроводных датчиков, а сложный комплекс со своим процессингом, серверами и т.п.

Поэтому, тем, кто захочет поучаствовать в тестировании мобильного проездного, необходимо обратиться в один из питерских офисов Билайна или дилерский салон за специальным комплектом, который включает в себя специальный NFC модуль компании Амбик Тэк СПб.

Мобильник заплатит за метро

Это решение не требует замены SIM-карты и способно работать с большинством мобильных телефоном, присутствующих сегодня на российском рынке.

Исключение составляют аппараты с металлическими задними крышками и особо худосочные модели, а так же популярные у определенной части населения девайсы компании Apple.

Предлагаемый NFC модуль устанавливается под крышку телефона и не требует дополнительного питания.

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

При подключении модуля, на мобильный телефоне автоматически устанавливается специальное javaприложение с помощью которого через меню можно осуществлять покупку поездок, проверить количество купленных ранее билетов и срок их использования.

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Стоимость NFC-модуля с 5 поездками по 25 рублей каждая составляет 125 рублей.

При этом, как отметил на мероприятии, посвященном запуску данного проекта, директор по продуктам и развитию бизнеса Билайна Виктор Маркелов, оператор пока никаких дополнительных плат с абонентов за использование данной услуги не берет.

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Для тестирования мобильного проездного в боевых условиях пришлось посетить ближайшую станцию метро.

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Использование мобильного телефона в качестве проездного ничем не отличается от применения обычного бумажного — прикладываешь аппарат к желтому кружку турникета и смело шагаешь по другую сторону баррикад. Стоимость поездки при этом списывается с баланса телефона в режиме реального времени.

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Не стоит опасаться, что ваш телефон разрядится в самый неподходящий момент. Если у вас на счету имеются приобретенные поездки, то можно смело идти к турникету — NFC модуль полностью энергонезависим и работает даже при разряженном телефоне. Единственное что вы не сможете, так это оплатить проезд с вашего абонентского счета.

В случае необходимости приобрести новые поездки можно с помощью специальных терминалов, установленных на станциях. Для этого требуется положить аппарат в левую часть специального окошечка.

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

Мобильник заплатит за метро

К сожалению, технологии, используемые для оплаты проезда в московском и питерском метро, не совпадают, хотя, как заявляют специалисты, они все же не настолько разные, чтобы их нельзя было унифицировать. Конечно, было бы удобно оплачивать одним проездным использование общественного транспорта в разных городах.

Решение о расширении зоны действия своего «Мобильного проездного» Билайн будет принимать исходя из результатов нынешнего тестирования.

Дополнительную информацию о сервисе можно получить на сайте www.nfc.beeline.ru.

Мобильник заплатит за метро

Билайн не является единственным оператором на рынке «транспортных» платежей Санкт-Петебурга. В октябре 2011 года МегаФон на базе платежной системы «Подорожник» запустил свой NFC-проект «Мегачип». Его модуль никак не связан с телефоном и просто приклеивается к корпусу телефона.

Мобильник заплатит за метро

Абонент может пополнять карту со своего абонентского счета, отправив SMS на специальный сервисный номер. При этом с него буде удержана комиссия в размере 2% от суммы платежа.

К плюсам данного решения можно отнести то, оно работоспособно не только в метро, но и в наземном общественном транспорте.

А буквально на днях МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в общественном транспорте Екатеринбурга. Для реализации данного сервиса используется специальная SIM-карта с увеличенным в 4 раза объемом памяти и интегрированным NFC-чипом. Массовую продажу таких симок МегаФон обещает начать в конце июня — начале июля 2012.


© СОТОВИК

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх