GSM Конгресс: Телефон — это уже не столько средство общения, сколько устройство для развлечения

На прошлой неделе Канн в последний раз принял 3GSM Congress и передал эстафету Барселоне. Маленький французский городок, известный благодаря своим великосветским пляжам да ежегодному кинофестивалю, оказался неспособным к массовым нашествиям толп людей, помешанных на высоких технологиях. Песчаные пляжи, впрочем, бесполезные в феврале, были застроены шатрами крупнейших производителей сотового оборудования и операторов, а кафе на набережной Круазетт, оснащенные беспроводными точками доступа в Интернет, превратились в места встреч специалистов компаний с потенциальными клиентами. На рейде маячило огромное, выкрашенное в желтый цвет судно Siemens, к которому от причала порта ходили катера-челноки. На том же причале место прогулочных яхт заняли плавучие офисы компаний, здесь устраивались переговоры и проводились презентации.

Традиционно внимание участников конгресса сосредоточено вокруг различных аспектов мобильной телефонии, при этом неизбежно выделяется основная тенденция отрасли. В этом году ею станет, несомненно, расширение спектра услуг, предоставляемых абонентам. Собственно, телефон уже мало интересен сам по себе. Главное — это возможность с его помощью предложить пользователям широкое разнообразие платных услуг. Буквально на каждом шагу в Канне были представлены либо производители контента, либо создатели решений для операторов.

Платформенное однообразие
Если абонент оценивает телефон прежде всего по внешнему виду, то для оператора главное — на что этот телефон способен. Возможности аппарата определяются установленной в нем операционной системой, или платформой. Потому неудивительно, что одной из главных новостей на конгрессе стала презентация третьей версии платформы Series 60. Она продвигается компанией Nokia, которая лицензирует платформу многим производителям. Уже в ходе выставки о выпуске телефонов, построенных на этой версии, объявили компании Panasonic, Samsung, Sendo, Lenovo и ряд других. Отличительная особенность третьей версии состоит в поддержке мультимедиа и сервисов, ориентированных на корпоративных пользователей. Series 60 v3.0 построена на ядре Symbian OS 9, в нее вошли приложения проигрывания аудио- и видеофайлов, a также поддержка стандартов OMA DRM (система управления цифровыми правами на контент), а также улучшилась поддержка PIM (интернет-пейджер) и электронной почты. В частности, для лучшей совместимости с ПО Microsoft была приобретена лицензия на Exchange Server ActiveSync. Разработчики смогут создавать приложения с привязкой к местоположению абонента и использовать веб-сервисы. Платформа позволит операторам создавать приложения, которые смогут покрепче привязать абонентов. Кроме того, компания Nokia и Macromedia подписали соглашение, которое позволит использовать новые версии технологии Macromedia Flash в сотовых телефонах на базе платформы Series 60. В рамках соглашения Macromedia предложит для Series 60 новые версии технологии Mobile Flash. Компании заявили, что разработчики получат возможность создавать Flash-контент и приложения для мобильных устройств.

Надо заметить, что производители телефонов все больше ориентируются на требования и пожелания операторов, и наличие единой системной платформы для них очень удобно. Основной конкурент Nokia на рынке платформ для мобильных устройств, корпорация Microsoft, пока отложила презентацию новой ОС Windows Mobile 2005, правда, по мнению экспертов, это должно пойти ей на пользу. На выставке также представлено несколько разработок кодировщиков звуковых файлов, позволяющих сжимать их очень сильно практически без потери качества. Отличительная особенность звуковых кодеков нового поколения — возможность использования тех DRM-систем, с которыми работают поставщики контента. В рамках конгресса было объявлено о сотрудничестве компаний Nokia и Microsoft в области применения в мобильных телефонах Nokia различных мультимедийных протоколов, используемых в операционной системе Microsoft Windows, что должно упростить обмен цифровыми аудиозаписями между мобильным телефоном и персональным компьютером. Загруженная в мобильные телефоны Nokia музыка будет воспроизводиться при помощи плеера Loudeye, который вскоре получит поддержку формата WMA (Windows Media Audio) и управление правами Windows Media Digital Rights Management (DRM) 10, протокол Media Transfer Protocol (MTP), Open Mobile Alliance (OMA) Digital Rights Management и кодеки MPEG Advanced Audio Coding (AAC). Это позволит достаточно быстро создать конкурентную среду для продавцов музыки: в частности, инициативу Nokia и Microsoft поддержала компания Warner Brothers.

Вице-президент подразделения Windows Digital Media Division Амир Мейджидимер и вице-президент Nokia Ансси Ваньоки объявили о сотрудничестве в области продаж музыки для мобильных устройств.

Портрет нового поколения
Рынок мобильных телефонов испытал в последний год множество изменений. В отрасли происходит процесс перехода от второго поколения устройств к третьему. При этом по-прежнему завоевываются новые, уже не столь богатые рынки в Южной Америке и Азии. В этих регионах востребованы крайне дешевые трубки, выпускать которые для основных брэндов слишком дорого. Им нельзя экономить на качестве, и потому они не могут конкурировать с изделиями южноазиатских производителей, которые нацелены на большие объемы и низкие цены. Впрочем, компания Motorola представила телефон для новых рынков розничной ценой всего в 40 долларов. Это крайне простая модель, предназначенная только для разговоров и не ориентированная на дополнительные сервисы. Однако южноазиатские компании начинают предлагать чуть более дорогие телефоны, имеющие вполне современный дизайн и неплохую функциональность. В этом году сразу несколько компаний, в том числе Nokia и LG, представили модели с поддержкой цифрового сотового телевидения в формате DVB-H.

Похоже, что 2005 год станет годом массового проникновения услуг 3G. Во всяком случае на конгрессе были представлены далеко не прототипы трубок третьего поколения, а целые линейки продукции. Интересно, что компания SonyEricsson вообще ограничилась показом двух моделей для сетей третьего поколения, продемонстрировав, что за этим будущее. А Texas Instruments продвигала наборы чипов для трубок, выставив на своем стенде десятки телефонов, уже созданных на их основе. В целом у среднего оператора доход от неголосовых услуг составляет порядка 20% и постоянно растет. Продажа рингтонов, столь популярная в России, уже не рассматривается как интересный вид деятельности. На повестке дня мобильные блоги, в которые можно отправлять фотографии, отснятые камерами сотовых телефонов. Эта услуга уже была ранее предложена Nokia, но теперь другие разработчики предлагают ее как массовое решение.

Материал взят с разрешения редакции журнала "Итоги"


© Итоги

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх