"МегаФон" предрекает абонентам МТС "финансовое харакири"

Коллеги МТС из "большой тройки" уже определились с контент-проектами: у "Билайн" это "Хамелеон", сделанный на основе технологии cell-broadcast, у "МегаФона" сервис на базе расширенного SIM-меню. Однако запуск японского сервиса i-mode российским МТС вызвал в рядах конкурентов некоторое недоумение. Василий Кузичев, директор по развитию сети московского "МегаФона", сомневается в том, что услуга МТС будет привлекательна для пользователей при заявленных ценах. "Финансовое харакири" — таким термином господин Кузичев обозвал нововведение МТС в своей аналитической статье, которую "Сотовик", являясь дискуссионной площадкой, публикует без сокращений.

Японский i-mode ? финансовое харакири для россиянина?

Мобильный телефон давно уже перестал восприниматься просто как средство голосовой связи. Деловые люди, профессионалы и особенно динамичная молодежь все активнее пользуются новыми возможностями и услугами. И все больше интересуются новыми технологиями. Этой же тенденции следует сеть "МегаФон-Москва", уверенно сохраняя лидерство по индексу инноваций в регионе (более 17% в 1 полугодии 2005). MegaFon PRO, интерактивное SIM-меню, мобильный банк, VPN (частные корпоративные сети), мобильное телевидение и мобильное позиционирование, GPRS и новая технология высокоскоростной передачи данных EDGE, ? всего не перечислишь. Уже стало традицией, что наши абоненты первыми знакомятся с мобильными новинками, а некоторые современные услуги вообще доступны только в сети "МегаФон".

Однако безусловное техническое лидерство не подразумевает внедрение всего подряд без разбора ? лишь бы "засветиться" в очередном инновационном проекте. Одна из основных задач московского "МегаФона" в 2005 году ? сделать работу пользователя в сети более удобной и незатратной. Ваш телефон за считанные мгновения бесплатно настраивается на новые сервисы, скорость работы увеличивается в несколько раз, количество отказов уменьшается на порядок. Так, в меню уже появился WAP-поисковик, который позволяет абонентам бесплатно найти абсолютно любой контент.

На этом фоне, планы одного из участников рынка по внедрению экзотической технологии i-mode вызывают некоторое недоумение. Ведь сейчас очевидной тенденцией рынка является то, что новые решения и услуги призваны дать пользователям больше возможностей за меньшие деньги, расширить сферу применения мобильной связи. А японский сервис i-mode в этом смысле идет вразрез с интересами российских абонентов, предлагая им платить за вещи, которые можно найти бесплатно. При этом сама технология ничего принципиально нового не несет.

Более того: в странах Европы широко рекламируемые достоинства i-mode на поверку оказываются недостатками. И не случайно эта технология с большим трудом находит своего потребителя за границами Японии. Даже несмотря на красивую "историю успеха" прибыльности i-mode на родине ? всем известно, что абоненты NTT DoCoMo платят больше миллиарда долларов в год только за дополнительный контент. Теперь такие деньги, видимо, хотят найти в карманах российских абонентов. Найдут ли?

Как известно, причины успеха i-mode в Японии это:

? Меньшая, чем в Европе, распространенность домашних компьютеров
? Японский менталитет (активный коллективизм — в отличие от индивидуалистов-европейцев)
? Более высокий, чем в Европе (и тем более в России), уровень доходов
? Огромное количество сайтов i-mode

Получает ли наш соотечественник зарплату, из которой он легко выделит лишние 10 USD или 100 USD за информацию или другой контент, который можно найти дешевле через Интернет и даже WAP? Так ли уж ленив российский абонент, чтобы не выкроить пару минут на то, чтобы настроить свой телефон и самому набрать строку поиска?

Некоторые ключевые особенности i-mode и то, чем они могут обернуться для российского потребителя:

? Необходимость покупки специального телефона. Причем обычный мобильный Интернет (по крайней мере в Японии) в сети оператора i-mode с такого телефона недоступен, а в сети любого другого оператора эта трубка превращается в примитивную "звонилку", и довольно дорогую (от 200 USD). Как мы знаем, опыт российских операторов продавать телефоны в пакете с контрактами не увенчался успехом. Наши абоненты не любят, когда им пытаются насильно "порекомендовать" аппарат определенного производителя или продать "залоченную" трубку, которая не будет работать в других сетях.
? Более чем скудный выбор телефонов i-mode. Сегодня существует пять или шесть русифицированных моделей NEC, Samsung и LG, в будущем году возможно расширение ассортимента до десяти-двенадцати аппаратов. Это очень мало. Обычных телефонов GSM на рынке ? тысячи моделей на любой вкус и кошелек.
? Продаваться телефоны i-mode будут только в ограниченном числе салонов одного из дилеров, что не добавляет абонентам удобств и может вызвать недовольство других дилеров.
? Число русскоязычных ресурсов i-mode (сегодня ? порядка 100) в сотни раз меньше количества WAP-ресурсов. И такая пропорция сохранится, так как для включения ресурса в состав портала i-mode каждый раз требуется заключать договор с оператором. А сравнивать контентные возможности i-mode с обычным Интернетом вообще смешно ? все равно что сравнивать букварь с большой энциклопедией. При этом сегодня многие десятки популярных моделей телефонов и смартфонов позволяют просматривать не только WAP, но и обычные Интернет-страницы.
? Действительно, телефон i-mode полностью настроен и готов к работе. Но ? готов к работе в сети единственного оператора. При том, что 99% продаваемых сегодня аппаратов GSM никак не привязаны к определенному оператору (это базовый принцип стандарта GSM) и при желании могут быть автоматически настроены на любые новые услуги за считанные мгновения. Например, в сети МегаФон для бесплатной подготовки телефона к работе с новыми услугами достаточно сделать нескольких кликов на Web-странице "Автоматические настройки" или один раз позвонить в абонентскую службу.
? Известная поговорка "за удобство нужно платить" для i-mode верна только наполовину. Судя по опыту все той же Японии, платить абоненту приходится по полной программе: как за передачу данных в системе i-mode, так и отдельно за выбранный контент. Не берусь прогнозировать, во сколько это обойдется нашим пользователям, но "удобство" доступа к мизерной части мобильного Интернета вызывает очень большие сомнения. Простой пример: в Японии при заказе одной хитовой мелодии абонент платит до $8 (875 йен) ? не считая абонентской платы за пользование i-mode. Кроме того, доступ к сайтам контент-провайдеров может оплачиваться отдельно. Также японский оператор использует необычный маркетинговый код, когда заказанный абонентом контент доставляется ночью (в часы наименьшей загрузки сети), чтобы абонент смог им пользоваться уже утром. То есть вечером деньги ? а утром стулья.
? Краеугольный камень i-mode ? платный контент. Любое информационное наполнение в Японии доступно только за деньги (помимо ежемесячной платы за право пользования сервисом). Чтение журналов ? строго по платной подписке, загрузка песен, мелодий и картинок ? тоже за отдельные деньги. В этом яркое отличие i-mode от Интернет-контента. Разумеется, пользователи обычного мобильного Интернета и WAP-ресурсов (не говоря уже о владельцах смартфонов) найдут все то же самое в более широком ассортименте, оплачивая только трафик.
? Контента в i-mode несравнимо меньше, чем в Интернете. Владельцы телефонов с WAP-браузерами версии 2.0 давно оценили все богатство картинок, звукового и цветового оформления страниц современного мобильного Интернета. Моделей таких аппаратов ? многие десятки, соответствующих ресурсов ? десятки тысяч. Непонятно, зачем им сознательно и за свои же деньги ограничивать себя более чем скромным набором платных ресурсов i-mode?
? Электронная почта и спам. Чуть ли не главным преимуществом i-mode называют возможность получать и отправлять сообщения электронной почты (каждый абонент автоматически получает почтовый ящик со специальным i-mode-адресом). Однако в современных российских мобильных сетях поддержка электронной почты давно реализована, с появлением EDGE скорости передачи возросли, и большинство современных телефонов поддерживают e-mail. Да, настраивать e-mail-клиент приходится самостоятельно, но для большинства пользователей эта разовая процедура не вызывает сложностей. Пожалуй, от существующих решений почтовый сервис i-mode отличается только одним ? он как будто специально создан для спамеров: отправлять email-сообщения по всем возможным комбинациям цифр можно бесконтрольно.

Наконец, естественный и очевидный вопрос: почему далеко не глупые японцы так настойчиво продвигают этот внешне удобный, но крайне замкнутый сервис? Причин более чем достаточно. В стране восходящего солнца ресурсов i-mode на японском языке действительно много, а WAP-ресурсов крайне мало по причине их низкой невостребованности (традиционно Япония развивала рынок мобильной связи своим "особым путем"). Японская DoCoMo "предусмотрительно" не пускает своих абонентов на просторы открытого Интернета. 10-30-50-100 долларов в месяц за любимые газеты и мелодии через i-mode для японцев с их зарплатами некритичны. Японские пользователи i-mode уже сформировали своеобразное сообщество и вполне комфортно себя в нем ощущают. Технология эта появилась в Японии давным-давно, когда европейский WAP еще был в пеленках. В прошлом десятилетии i-mode был и в правду революционным решением и за прошедшие годы принес DoCoMo миллиарды долларов дохода. Однако является ли все это достаточным поводом внедрять экзотическую и уже порядком устаревшую 2G-технологию в России? Объективным ответом на этот вопрос, очевидно, в скором времени могут стать цифры по динамике подключений российских (московских) абонентов к i-mode. Или статистика продаж i-mode телефонов. Увидим ли мы реальные цифры ? покажет время. А нужно ли такое "новшество" российскому абоненту ? решит сам абонент.

Василий Кузичев
Директор по развитию бизнеса сети "МегаФон-Москва"


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх