Мобильные коммуникации: бархатная революция / СОТОВИК

Бурный век научно-технических революций давно приучил современного человека к грандиозным инновациям, громким открытиям и быстрым темпам развития высоких технологий. Мы выработали удивительную привычку к революциям сегодня нас не удивляет то, что совсем недавно должно было поражать. В бесконечном совершенствовании товаров и решений, которые не успевают стать эпохами, так как почти мгновенно им на смену приходит следующее поколение, нам видится равномерное поступательное движение. Одним словом, в современном мире как-то неуместно говорить о перевороте, скачке или прорыве. Тем не менее, повод для подобных разговоров есть.

На прошлой неделе почти одновременно произошло два события, о которых уже подробно писал Сотовик: в Ганновере открылась всемирная выставка высоких технологий CeBIT 2004, а в Краснодаре специализированный магазин Nokia, самый большой в СНГ на данный момент. Казалось бы, связь между ними весьма условна, однако некоторые факты могут дать внимательному наблюдателю серьезную пищу для размышлений.

Стратегия построения фирменной розницы (включающая как программу магазин в магазине, так и, собственно, специализированные торговые площадки под брэндом Nokia) была принята финским гигантом несколько лет назад. Сама концепция не является оригинальной идеей известного производителя. Здесь Nokia пошла по пути развития других транснациональных брэндов: в качестве примера достаточно упомянуть розничную сеть Disney Stores, представляющую в рамках корпорации "Дисней" самостоятельное направление. Подобные проекты имеют одно существенное отличие от простой розницы. В брэнд сторах потребителю продают не просто продукт, аксессуары или сопутствующие товары прежде всего, там продают идею. Специализированные магазины крупных брэндов современное оружие, которое эффективно используется в тотальной битве за потребителя. Пройдя внутрь через стеклянные двери, покупатель попадает в прозрачный и понятный мир Брэнда, его ценностей, его стиля жизни. Пожалуй, открытие крупного (тем более, самого крупного) магазина Nokia в городе, который не может соперничать с мегаполисами по численности населения и уровню доходов, кому-то покажется нерациональным. Считая подобным образом, мы забываем о второй миссии имиджевой розницы, не менее важной, чем коммерческий успех: это миссия воспитательная или, если хотите, просветительская. В компании, несомненно, понимают (и это прозвучало на пресс конференции в Краснодаре), что высокий стандарт ее продукции требует подготовленного потребителя, образованного в духе Nokia, у которого воспитан вкус к современным технологиям. Итак, Nokia продает идею, используя свою фирменную сеть как средство воздействия на покупателя. Так какую же идею продает нам Nokia?

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к первому из упомянутых выше событий выставке CeBIT, а также к суждениям, высказанным в разное время представителями корпорации. Именно на выставке в очередной раз был озвучен тезис о будущем индустрии мобильных коммуникаций, согласно которому мобильные коммуникации, информационные технологии и медиаиндустрия в настоящий момент объединяются, образуя новую, самостоятельную область, получившую название mobility industry. Речь идет не больше не меньше как о глобальной тенденции, которая изменит представление о мобильных коммуникациях уже в самое ближайшее время. На официальном открытии CeBIT Председатель Совета Директоров Nokia Йорма Оллила отметил: Влияние "мобильности" распространяется на все сферы высоких технологий, медиа и потребительских отраслей. Президент корпорации Nokia Пека Ала-Пиетила сформулировал эту мысль следующим образом: Слияние цифровых технологий, идущее стремительными темпами, означает переход индустрии "мобильности" на новый удивительный этап. Мы призваны предоставить потребителю выгоды от подобного слияния путем экспансии "мобильности" в новые области, такие как графические изображения, музыка, медиа и игры, а также внедрение "мобильности" на рабочее место. Фактически, по этой логике индустрия мобильности знаменует собой такой этап развития телекоммуникаций, при котором она сможет интегрировать другие ключевые отрасли, связанные с обменом информацией и передачей данных. Воображение стороннего наблюдателя сразу рисует футуристическую картину мира, в котором с помощью одного совершенного устройства, напоминающего мобильный телефон, человек будущего принимает и передает всю доступную в универсуме информацию. Однако самое удивительное состоит в том, что и искушенному профессионалу не остается ничего другого, как представлять себе ту же самую картину! Ведь, в частности, просмотр телепрограмм, прослушивание радиопередач или чтение книг с помощью мобильного телефона уже входит в число возможностей, предоставляемых современными телефонами и операторами услуг связи. Конечно, мы можем проигнорировать подобные пророчества, высказанные в столь ультимативной форме, посчитав, что их перспектива неопределенна, а сами они не более чем корпоративная риторика. Но при этом, во-первых, высокопоставленные представители Nokia говорят именно о ближайшем будущем, а во-вторых, стоит задаться вопросом, действительно ли эта риторика имеет так уж мало общего с конкретными действиями. Если мы вернемся немного назад и вспомним о специализированных магазинах Nokia и их просветительской миссии, станет очевидно, что имеет место экспансия компании не только в смежные отрасли, но и в сознание конечного потребителя. Именно последний и должен стать, а точнее, уже становится фундаментом мега индустрии мобильности по мере того, как ему предлагаются новые услуги и возможности, составляющие ее существо. Нам предлагают, мы пробуем, нас учат, и мы приучаемся. Бархатная революция в индустрии мобильных коммуникаций, революция, которую никто не замечает в силу привычки к переворотам и поступательности самого процесса, происходит уже сейчас, на CeBITе и в Краснодаре, с каждым новым приобретенным телефоном, на наших глазах, в нашем восприятии и в нашем сознании. О ее необходимости уже давно говорил весь ход развития современной культуры, которую маркетологи и культурологи характеризуют как эпоху гиперкоммуникаций. Человек XXI века страдает от информационной тирании, простота стала утраченным раем, и в этой ситуации одно универсальное средство, способное обуздать и приручить информационную стихию, может стать спасительным флагом бархатной революции.

© Олег Батлук, "Сотовик"

©

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх