Кто виноват, и что делать

   Автор статьи: Андрей Маркеев

Качество сотовой связи в большом городе часто оставляет желать лучшего, но не всегда в этом виноваты только лишь операторы. Особенно, в силу особой специфики, много всяческих «заморочек» в Московском регионе.

Так исторически сложилось, что я являюсь абонентом МегаФона. Всем он меня устраивал до последнего времени — и покрытие хорошее и интернет, что называется, «летает».

Но несколько месяцев назад дома сигнал стал периодически исчезать или в лучшем случае 3G заменялось на EDGE. Не заставили себя ждать и СМС-ки о пропущенных во время пропадания связи вызовах.

Прояснить, почему может происходить подобное и некоторые другие вопросы, связанные с качеством связи, помогли на состоявшейся недавно встрече Игорь Акулинин, первый заместитель директора столичного филиала МегаФона и Дмитрий Петров, руководитель управления по связям оператора с органами власти.

Увы, проблемы, которые мешают нормальному развитию сетей мобильной связи, имеют комплексный характер и присущи всем операторам «большой тройки».

Одна из них — ограничения по использованию частотного ресурса. До сих пор операторы в диапазоне 2100 МГц, выделенном для разворачивания сетей 3G, вынуждены работать параллельно с различными военными системами. Конечно, расчистка этого диапазона проводится, но не так быстро, как это необходимо. Уже ни для кого не секрет, что в одной из соседних с Московской областей имеется оборонный объект, из-за которого практически во всем Московском регионе имеются ограничения по количеству сотовых приемопередатчиков, по высоте подвеса антенн и их диаграммы направленности.

Кто виноват, и что делать

Мало того, на юг Московской области распространяется полный запрет на разворачивание сетей 3G в диапазоне 2100 МГц, а это около 20-30% территории региона.

Все это приводит к тому, что сеть 3G имеет рваное покрытие и низкую емкость.

Несколько лучше дела обстоят с диапазоном UMTS 900, но и в нем операторам приходится мириться с военными на 40% Московской области. Хорошо хоть, что ограничения к сетям 2100 МГц и UMTS 900 не совпадают территориально, что позволяет операторам обеспечивать покрытие комбинированным способом.

Еще одна «головная боль», приносящая операторам большие проблемы и так или иначе влияющая на качество связи — это вопросы, связанные с размещением базовых станций.

Хотя сегодня услугами мобильной связи пользуется практически каждый, и она стала неотъемлемым атрибутом современной жизни, у операторов отсутствуют закрепленные законодательно права на развертывание оборудования на административных и жилых объектах. К счастью, имеется решение правительства Москвы по 700 объектам муниципальной собственности города, на которые операторов должны пускать без проблем. Но это лишь капля в море и из-за отсутствия нормативно-правовой базы в остальных случаях операторы вынуждены вести отдельные, порой затяжные, а иногда и безрезультатные переговоры. Особенно тяжело пробивать установку БС на жилых домах, когда требуется заручиться согласием 2/3 собственников квартир. Часто банально невозможно собрать кворум плюс к этому радиофобия отдельных граждан. Поэтому операторы отдают предпочтение административным и промышленным объектам. Но здесь имеются свои нюансы. Так, кто-то из арендодателей отказывается от сотрудничества опять же под предлогом, что от излучения будет голова болеть, а кто-то заламывает стоимость аренды, что называется, от «балды». В результате оператору приходится вести затяжные переговоры, в том числе и с другими арендодателями или уходить на не оптимальные с точки зрения радиопланирования площадки. Все это затягивает время строительства объектов и влияет на качество связи. Но на этом злоключения оператора не заканчиваются. Через год, когда подходит срок перезаключать договор, арендодатель может банально поднять цену и в случае отсутствия консенсуса просто обесточить оборудование. Последнее приводит к тому, что связь в данном месте просто пропадает или же возрастает нагрузка на соседние БС, что ведет к падению скорости передачи данных и деградации качества голосовых услуг.

Дмитрий Петров напомнил, что в 1993 году Борис Ельцин издал указ запрещающий отключать объекты связи даже в случае задолженности, но потом его отменили, как не соответствующий Гражданскому кодексу.

Но обесточивание — это не самое страшное. Если переговоры окончательно заходят в тупик из-за жадности арендодателя или еще по каким-либо причинам, оператору ничего не остается, как демонтировать функционирующее оборудование и искать для него новое место. По словам Игоря Акулинина за последние полгода по подобным причинам осуществлено 4 демонтажа, включая БС в районе завод Кристалл на Самокатной улице и около станции метро Павелецкая.

Не дает скучать планировщикам сети и сам мегаполис, динамично растущий и ввысь и вширь. Сносятся и реконструируются старые здания, интенсивно возводятся новые кварталы — все это оказывает не самое положительное влияние на покрытие. Сегодня оно есть, а завтра поднялась очередная бетонная коробка и связь пропала. Операторы, конечно, стараются мониторить ситуацию и заранее подыскивают площадки для установки новых базовых станций еще на стадии строительства, но оперативно найти подходящее место не всегда получается.

В этой ситуации оптимизация сети, которая в силу описанных выше ограничений и других проблем, у МегаФона является многослойной и «кусочной», является делом очень непростым.

Для контроля качества сетей у всех операторов имеются машины, оснащенные специальными измерительными комплексами. У МегаФона, по словам Игоря Акулинина, во время объезда БС экипажи таких автомобилей наматывают за день до 1250 километров.

Свою лепту пытаются внести и сторонние организации, проводящие периодические замеры на сотовых сетях с помощью собственного оборудования и методик. Например, информационно-аналитического агентства TelecomDaily (http://www.sotovik.ru/news/dorogi-kotorie-nas-vibirajut_full.html) и 3GSpeed (http://www.sotovik.ru/news/3gspeed-pomerjaet-u-kogo-bolshe.html).

Но, несмотря на попытки привести все к общему знаменателю, пока отсутствуют общепринятые критерии, по которым можно было бы оценивать качество связи и в подавляющем большинстве случаев претензии носят достаточно субъективный характер на уровне «ловит — не ловит», «качает — не качает».


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 15 апреля

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх