Использование Wi-Fi на транспорте: российский и мировой опыт, перспективы развития

   Автор статьи: Елена Голубева

Стремительный рост проникновения устройств с поддержкой Wi-Fi в России и мире в целом, популярность соц.сетей и разнообразие веб-сервисов – все это приводит к тому, что у абонентов возникает реальная потребность в высокоскоростном мобильном интернет-доступе в любом месте в любое время.

Это создает благоприятные условия для становления рынка услуг на базе Wi-Fi на транспорте. Компания J'son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования «Использование Wi-Fi на транспорте: российский и мировой опыт, перспективы развития».

Wi-Fi на транспорте

Основные предпосылки возникновения спроса на Wi-Fi-доступ на транспорте связаны со следующими основными причинами:

• транспортное средство, как правило, обладает заведомо ограниченным числом потенциальных потребителей и малой площадью рабочего покрытия, что нивелирует врожденные недостатки технологий семейства 802.11;
• существует очевидная потребность в услуге онлайн-доступа во время длительных перемещений со стороны пассажиров, как с целью решения рабочих вопросов, так и в информационно-развлекательных целях.

Среди основных направлений использования Wi-Fi на транспорте можно выделить следующие:

• Наземный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи)
• Железнодорожный транспорт и метрополитен
• Авиационный транспорт
• Морской транспорт
• Личный транспорт
• Телематика и М2М
• «Умный город»

В целом, монетизация сервисов Wi-Fi является одной из ключевых проблем для провайдеров, планирующих развитие таких сетей на общественном транспорте. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать ту или иную бизнес-модель, оператор должен внимательно изучить своих пассажиров, демографический состав, степень проникновения смартфонов, наиболее часто используемые онлайн-сервисы, ожидания потребителей и т.д. Если с учетом всего этого стратегия будет выбрана неверно, транспортная компания может получить отрицательный опыт, столкнувшись с негативной реакцией и критикой со стороны пользователей на плохое обслуживание.

Архитектурные особенности

Сети Wi-Fi на транспорте организовываются с целью предоставления пассажирам услуг интернет-доступа, либо в рамках создания более масштабных инфраструктурных проектов. В первом случае, как правило, на транспортном средстве устанавливается модем с функцией роутера, который соединяется с опорной сетью с помощью сетей 3G/LTE/WiMAX либо с использованием спутникового канала. Во втором случае используются т.н. mesh-сети (от англ. «петля, ячейка сети»), основанные на децентрализованной схеме организации, где точки доступа не только предоставляют услуги абонентского доступа, но и выполняют функции маршрутизаторов/ретрансляторов для других точек сети. Перед классической архитектурой «сотовая сеть/роутер Wi-Fi» топология mesh имеет ряд преимуществ, так как она была специально создана для организации высокоскоростных устойчивых симметричных радиоканалов. Mesh-сети обеспечивают большую пропускную способность (до нескольких десятков Мбит/с) на мобильный объект, перемещающийся со скоростью до 250 км/ч.

Предоставляемые услуги

Как правило, ограниченная пропускная способность внешнего канала доступа (обычно она составляет 2-4 Мбит/с) не позволяет предложить пассажирам что-то большее, чем простой веб-серфинг, социальные сети и работу с электронной почтой. В целом, этого достаточно при коротких поездках по городу. Например, большинство пользователей (больше 80%) испанского оператора GOWEX используют Wi-Fi для входа в социальные сети.

В то же время, на транспортном средстве, особенно на дальних перевозках, может быть развернута многофункциональная развлекательная система с локальным хранением HD-контента, который может раздаваться по требованию (и за отдельную плату) по внутренней замкнутой сети Wi-Fi.

Сегментация рынка

В целом, мировой рынок услуг Wi-Fi на транспорте можно разделить на два основных сегмента:

• оказание услуг на городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро);
• оказание услуг пассажирам дальних рейсов на различных видах транспорта (железные дороги, междугородные автобусы, авиалайнеры, морские суда).

Для проектов Wi-Fi на городском пассажирском транспорте характерно наличие хорошо развитой инфраструктуры сетей 3G/4G, что сводит капитальные затраты по ним к установке простых и доступных абонентских точек доступа (за исключением метро), а также затратам на передачу трафика. Поэтому, как правило, такие проекты получают значительное распространение ввиду минимальных затрат и высокой рекламной эффективности. В целом их можно отнести к имиджевым или спонсорским, коммерческой прибыльности от них ожидать трудно.

Что касается развития сетей Wi-Fi в сегменте дальнемагистральных пассажирских перевозок, то для них характерно ограниченное развитие наземной сетевой инфраструктуры, что требует либо массовых инвестиций в ее развитие, либо дорогого спутникового оборудования и высоких затрат на аренду каналов. Особенностью этого сегмента является практическая невозможность использования обычного недорогого оборудования — оно должно быть специальным образом защищено и сертифицировано, что существенно увеличивает его конечную стоимость. С другой стороны, из-за относительно слабого покрытия сетей 3G/4G, потребность в онлайн-доступе посредством Wi-Fi сильно возрастает, и только усиливается в условиях большой продолжительности таких поездок. В итоге, услуги онлайн-доступа по Wi-Fi могут стать ключевым конкурентным преимуществом транспортной компании и реальным средством увеличения пассажиропотока и улучшения пользовательского опыта.

Бизнес-модели

Существует три основных бизнес-модели реализации проектов Wi-Fi на транспорте:

• спонсорская;
• платная;
• гибридная.

Спонсорская бизнес-модель с бесплатным предоставлением доступа Wi-Fi, наиболее распространена в проектах на городском пассажирском транспорте. Стоимость оборудования и затраты оператора на передачу трафика могут, с одной стороны, компенсироваться предоставлением рекламных площадей оператору на самом транспорте либо рекламными заставками, с другой — непосредственно муниципалитетом либо в рамках различных дополнительных договоренностей оператора и транспортной компании.

Для сегмента дальнемагистральных перевозок с большими затратами на развертывание сети и агрегацию трафика, доминирующей бизнес-моделью становится платная.

Гибридная бизнес-модель подразумевает, с одной стороны, бесплатный Wi-Fi доступ, но лишь для части пассажиров (бизнес-класс, в рамках программ лояльности и т.д.). С другой стороны, — предоставление Wi-Fi доступа всем, но с какими-либо ограничениями, как правило, — по времени пользования. Обычно это 15-60 минут бесплатного доступа в день, далее — доступ платный. Другой вариант этой модели — неограниченный доступ по времени с небольшой скоростью, и повышение скорости доступа за плату (Freemium).

Хотя стоит отметить, что бизнес-модель с бесплатным для конечного пользователя доступом Wi-Fi становится сегодня доминирующей на развитых конкурентных рынках. По оценке экспертов, на каждый евро, заработанный компанией на платном Wi-Fi доступе, приходится минимум 5 евро от роста продаж билетов вследствие предложения пассажирам бесплатного Wi-Fi на борту.


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 21 августа

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх