Казахстан вошел в семью Tele2

   Автор статьи: В.Леонов, Андрей Маркеев

Оператор начал предоставлять услуги в республике под собственным брендом.

теле2 география

Начало деятельности Tele2 в Казахстане относится к марту 2010 года, когда шведский оператор стал владельцем мажоритарного пакета акций ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» — дочернего предприятия Казахтелеком, предоставлявшей услуги сотовой связи под брендом NEO. 51% доля этой компании обошлась Tele2 приблизительно в 550 миллионов шведских крон. Остальные 49% акций NEO принадлежат Asianet Holdings B.V. («Asianet»), связанной с инвестиционной группой Amun Capital Advisors KZ LLP («Amun Capital»).


Хотя по условиям договора Tele2 имеет возможностью докупить оставшиеся 49 % через 5 лет после совершения сделки — это вряд ли произойдет. Наличие в акционерах компании структур, хорошо разбирающихся в местных особенностях — немаловажный фактор для осуществления успешной деятельности в Казахстане. Как известно, Восток — дело тонкое и такой акционер оператору из далекой Швеции в республике совсем не помешает.

Осуществлению сделки предшествовал тщательный анализ Tele2 местного сотового рынка. Принятию положительного решения способствовал тот факт, что в республике действуют всего два крупных игрока — Билайн (КаР-Тел) и Kcell (GSM Казахстан), имеющие долю по 45% каждый. Такая олигополия не способствует здоровой конкуренции на рынке. Несмотря на то, что в Казахстане, как и везде на Востоке, люди, в том числе и по телефону, любят поговорить, MoU (количество использованных минут на одного абонента в месяц, от англ. Minuts of Usage) из-за высоких цен составляет всего 100-120 минут.

В Tele2 считают, что место для еще одного оператора на местном рынке есть и это не приведет к его обвалу, а будет только способствовать оздоровлению обстановки — снижение расценок будет компенсировано увеличением объема потребляемых услуг и ростом дата-трафика. По некоторым оценкам ежегодный рост рынка может составить 15-20%.

tele2kz

 После фактического приобретения оператора NEO компания Tele2 не спешила с началом предоставления услуг под собственным брендом. Объяснялось это низким качеством сети NEO, хотя, невзирая на слабое покрытие, ему и удалось набрать за прошедшие годы около 300 тысяч абонентов. В 2010 году Tele2 и попыталась предпринять некоторые маркетинговые инициативы, но в сложившейся ситуации они не принесли успеха. После этого в компании было принято решение о полной реорганизации приобретенного актива и модернизации имеющейся 2G сети. Так же была уменьшена, а потом и полностью убрана реклама NEO. Но, все же, основные усилия были сосредоточены на расширении территории покрытия и запуске современного стандарта 3G. В ходе проведенных работ устаревшее оборудование GSM 900 производства Ericsson и Huawei было заменено на двухстандартные базовые станции последнего вендора, одновременно поддерживающие как 2G, так и 3G, а зона уверенного приема значительно увеличена. Пока оператору для работы в двойном режиме вполне хватает выделенных полос частот в диапазоне 900 МГц. Помимо этого у Tele2 зарезервированы частоты в диапазонах 1800 и 2100 МГц. За первые оператор уже осуществил первоначальный платеж, а за вторые ему требуется доплатить еще 35 миллионов долларов.

К концу этого года Tele2 планирует утроить количество БС, от того числа, что достались ему в наследство от NEO.

Использования оборудования одного вендора позволило сократить издержки и повысило удобство его эксплуатации. Следует отметить, что у конкурентов шведского оператора сети 3G развернуты в диапазоне 2100 МГц. С одной стороны использование диапазона 900 МГц позволяет при покрытии одной и той же территории обойтись меньшим количеством базовых станций, с другой — он обладает меньшей помехозащищенностью. Так, сеть Tele2 испытывает негативное влияние от инфраструктуры местного CDMA оператора Алтел, работающего на смежных частотах. Правда, данная проблема устраняется простой установкой с обеих сторон диапазонных фильтров.

Что касается магистральных линий, то их Tele2 вынуждена арендовать у других крупных компаний по достаточно высоким ценам, хотя у нее и имеется некоторое количество собственных оптических и радиорелейных каналов. Все остальное оборудование, включая два коммутатора, находящиеся в Астане и Алма-Ате, у оператора свое.

Call-центр располагается в бывшей столице и его перенос на другие территории не планируется. Единственно, с ростом абонентской базы для него могут потребоваться большие площади.

Для размещения своего оборудования Tele2 использует здания компании Казахтелеком.

В 2011 году оператор планирует потратить на свое развитие от 187 до 218 миллионов долларов. А совокупный объем капитальных затрат в течение 2010-2013 гг. составит 2400-2600 миллионов шведских крон.

Tele2 рассчитывает занять 20-30% сотового рынка Казахстана. На достижение этого показателя в компании отводят четыре года. Безубыточности же по EBITDA планируется достичь в течение 2-3 лет после коммерческого перезапуска.

При запуске сетей на территории Казахстана под своим брендом Tele2 отталкиваются от российского критерия, по которому начало коммерческой деятельности осуществляется только после обеспечения покрытия территории, на которой проживает как минимум 70% населения. Вот почему оператор стартовал в республике не с Алма-Аты или Астаны, а с Актюбинско и Западно-Казахстанской области, где у него имелась наиболее развитая инфраструктура.

актюбинская обл
северо-казахстанская область

После апрельского запуска в этих регионах в конце мая 2G/3G сеть Tele2 заработала в Алма-атинской области. Сегодня она доступна в таких ее населенных пунктах, как Капчагай, Каскелен, Талгар, Талдыкорган, Ушарал, а также многих других. В дальнейшем территория покрытия будет постоянно увеличиваться, что позволит обеспечить доступность мобильной связи даже в самых отдаленных и малонаселенных районах области.
алматинская обл

 А 4 июня 2011 года состоится торжественный запуск Tele2 в столице Республики Казахстан — городе Астана, а также в Акмолинской области.

банер теле2

 


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 2 июня

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх